| , их исторически и логически простейшая форма.
В. в диалектике понимается не как абстрактно-общее правило, под к-рое может и должен подводиться без противоречия каждый особенный и единичный случай, а как закон превращения (перехода) различных и противоположных явлений друг в друга, как тенденция, как общая необходимость, пробивающая себе дорогу через случайности, через своё собственное "отрицание" и "отрицание отрицания". Другими словами, каждый частный (особенный и единичный) случай, взятый порознь, может формально "опровергать", отрицать абстрактные определения В., и только вся масса таких случаев, взаимно корректирующих друг друга, реализует и доказывает ("утверждает") своё собственное В. Абстрактно понятое В. поэтому может стать в антиномич. отношение к формам своего собств. проявления, к своим собств. "особенным" формам (напр., закон стоимости в его всеобщей форме и факт ппибыли. прибавочной стоимости). Выступая в "бытии" (в природе и обществ, развитии) как закон, как необходимость взаимного полагания (перехода, превращения) различных и противоположных форм развития материи, В. раскрывается в познании через конкретный анализ всей цепи таких переходов и превращений, а не через абстракцию (отвлечение) от их конкретности, от их особенностей, не через фиксацию одинакового, абстрактно-тождественного в них. Форма всеобщности, по Энгельсу, "...есть соединение многих конечных вещей в бесконечное" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 548-49) и именно поэтому составляет форму их "внутренней завершённости" (там же), внутр. (диалектическую) ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ их конечности, их особенности, их единичности, их внутр. незавершённости, полагаемой извне другими вещами, другими дискретными моментами в непрерывной связи развития. Именно поэтому человеческое мышление способно выявить В. в качестве внутренне необходимого момента "особенного", т. е. по необходимости ограниченного во времени и пространстве круга явлений, не нуждаясь для этого в исследовании всех явлений в бесконечном пространстве и времени, всех без исключения частных случаев. Для выявления В. оказывается достаточно исчерпывающего анализа типичного "частного" случая, проверенного практикой, экспериментом.
Лит.: М а р к с К., Введение (Из экономических рукописей 1857 - 1858), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; его же, Замечания на книгу Адольфа Вагнера "Учебник политической экономии...", там же, т. 19; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, Собр. соч., т. 5-6, М., 1937 - 1939. Э. В. Ильенков.
ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, система избират. права, при к-рой право участвовать в выборах представительных органов предоставляется всем гражданам, достигшим установленного законом возраста, без к.-л. ограничений избират. цензами.
Всеобщность выборов - один из осн. принципов избират. права, определяющий условия избират. прав граждан и степень демократизма данного общества, носит ярко выраженный классовый характер. Содержание В. и. п. различно в условиях социалистич. и бурж. общества. В СССР В. и. п. означает, что, согласно Конституции СССР (ст. 135), все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от их расовой и нац. принадлежности, пола, вероисповедания, образоват. ценза, оседлости, социального происхождения, имуществ. положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах во все представительные органы гос. власти, что женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами, что граждане, состоящие в рядах вооруж. сил, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.
Правом быть избранными депутатами Верховного Совета СССР обладают граждане, достигшие 23 лет; депутатами Верх. Совета союзной или авт. республики - граждане, достигшие 21 года; депутатами местных Советов - граждане, достигшие 18 лет. Не имеют избират. прав лишь лица, в установленном законом порядке признанные умалишёнными. До принятия Конституции СССР 1936 избират. прав лишались представители эксплуататорских классов. Это временное ограничение было вызвано ожесточённой классовой борьбой.
Всеобщность выборов - важная и действенная форма участия сов. граждан в формировании и деятельности органов гос. власти. Соблюдение этого принципа гарантируется политич. (власть трудящихся) и экономич. (социалистич. система х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства производства) основами сов. общества и обеспечивается порядком составления списков избирателей, организации избират. участков, назначением выборов на нерабочий день, возможностью голосования для граждан, находящихся вне своего постоянного места жительства (в поездах дальнего следования, пароходах, больницах), отсутствием к.-л. избират. взносов, залогов и т. д.
Сов. законодательство закрепляет организационно-правовые формы участия граждан в проведении самих выборов, контроля за их ходом со стороны общественности, а также устанавливает уголовную ответственность тех, кто путём насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует сов. гражданам в осуществлении их права избирать и быть избранным.
Конституции большинства бурж. гос-в провозглашают В. и. п., однако в результате целой системы ограничений (цензов), различных оговорок и поправок, предусмотренных в самом законодательстве (см. Цензы избирательные), значит, количество избирателей, гл. обр. представители трудящихся, солдаты, женщины и др., отстраняется от участия в выборах. См. также Избирательная система. В. В. Кравченко.
ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, всеобуч, обучение всех без исключения детей определённого возраста в общеобразоват. школах, дающих определённый минимум знаний. В. о. обеспечивается системой гос. мероприятий (законодат. акты об обязательности обучения, гос. ассигнования на строительство и содержание школ и подготовку учителей и т. д.).
Необходимость введения В. о. явилась одним из требований нар. масс на протяжении неск. столетий. Обязательность обучения была провозглашена Вел. франц. революцией (кон. 18 в.). Требование обществ, и бесплатного воспитания всех детей было выдвинуто К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии" (1848), а попытка его практич. осуществления сделана Парижской Коммуной (1871).
Впервые законы о начальном В. о. были приняты в отд. гос-вах Германии (напр., в Веймаре, Гессене) ещё в 17 в. Введение законов о В. о. в капиталистич. странах было теснейшим образом связано с развитием в 19 в. машинного произ-ва и потребностью его в грамотных рабочих, с борьбой трудящихся за культуру и знания. Законы о начальном В. о. приняты в Дании в 1814, в Швеции - в 1842, в Норвегии - в 1848, в США - в 1852-1900, в Японии-в 1872, в Италии- в 1877, в Великобритании - в 1880, во Франции - в 1882, в странах Лат. Америки - в нач. 20 в.; в ряде стран Азии и Африки такие законы не приняты до сих пор. Бурный технич. прогресс, вызвавший революцию во всех отраслях произ-ва в конце 19 и начале 20 вв., потребовал организации в развитых странах гос. системы подготовки высококвалифициров. рабочих, в связи с чем пересматривались законы о В. о., увеличивались сроки обязат. обучения, повышался объём знаний, общеобразоват. школа в большинстве стран стала бесплатной.
Хотя, по офиц. статистике, в высокоразвитых капиталистич. странах (США, Великобритания, Япония, Франция и др.) почти все дети обязат. школьного возраста обучаются в общеобразоват. школах, по данным ЮНЕСКО, в конце 60-х гг. в мире насчитывалось 740 млн. неграмотных, в странах Азии, Африки и Лат. Америки только 47% детей (5-14 лет) посещают школы. Нек-рые народы колониальных стран до сих пор не имеют письменности и школ с обучением на родном языке. В капиталистич. обществе школа продолжает быть классовой, бесплатность нач. и даже ср. образования в значит, мере обесценивается сохранением высокой платы за обучение на высших ступенях образования.
В дореволюц. России население было почти сплошь неграмотным. В связи с этим В. И. Ленин в 1913 писал: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). Требование обязат. общего и проф. бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Окт. социалистич. революции в стране было введено В. о. В окт. 1918 ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", к-рое узаконивало обязат. бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. 8-й съезд РКП(б) (1919) принял программу партии, в к-рой ставилась задача проведения бесплатного и обязат. общего и политехнич. образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие проф. образования для лиц от 17-летнего возраста. 20 авг. 1923 СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана В. о. ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 31 авг. 1925 определили конечный срок введения начального В. о. в РСФСР - 1933/34 уч. г. Аналогичные законы приняты пр-вом УССР 5 авг. 1925, пр-вом БССР 7 апр. 1926. В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930, ЦИК и СНК СССР приняли 14 авг. 1930 постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении". К 1934 начальное В. о. было осуществлено повсеместно. В 1933-37 в СССР было введено обязательное семилетнее В. о. в городах и рабочих посёлках, значительное развитие получило ср. образование. Осуществление обязат. семилетнего В. о. было прервано Великой Отечеств, войной, однако уже в 1956 оно в основном было завершено. Законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) взамен семилетнего было введено обязат. восьмилетнее В. о. детей от 7 до 15-16 лет. Развитие В. о. в союзных республиках характеризуется данными табл. 1.
Табл. 1. - Численность учащихся в общеобразовательных школах всех видов (тыс. чел., на начало учебного года)
1914/15
1940/41
1969/70
СССР
9656,4
35 552
49 426
В том числе;
РСФСР
5684
20 633
25 795
Украинская
ССР
2607
6830
8480
Белорусская ССР
489
1737
1852
Узбекская ССР
18
1325
3154
Казахская ССР
105
1148
3141
Грузинская ССР
157
767
1016
Азербайджанская ССР
73
695
1394
Литовская ССР
118
380
573
Молдавская ССР
92
440
795
Латвийская ССР
172
242
353
Киргизская ССР
7
334
751
Таджикская ССР
0,4
315
740
Армянская ССР
35
333
635
Туркменская ССР
7
252
536
Эстонская ССР
92
121
211
Успехи В. о. в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы отражены в табл. 2.
Табл. 2. - Численность учащихся в классах общеобразовательной школы (млн. чел., на начало учебного года)
Классы 1- 4-й
1914/15 9,0
1940/41 21,7
1969/70 21,2
5-8-й
0,5
12,5
20,7
9-10 (11)-й
0,1
1,3
7,4
Об охвате обучением детей старшего школьного возраста нельзя судить только по количеству учащихся в 9-10 (11)-х классах, т. к. часть детей этого возраста продолжает образование в ср. спец. уч. заведениях, проф.-тех. уч-щах. На нач. 1970/71 уч. г. в различного типа уч. заведениях продолжали образование ок. 80% окончивших 8-летнюю дневную школу.
В соответствии с Директивами 24-го съезда КПСС в 9-й пятилетке будет завершён переход на всеобщее среднее образование.
Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является дальнейшее развитие проф.-тех. училищ, дающих ср. образование (при сохранении ведущей роли общеобразоват. школы).
В СССР имеются всесторонние гос. гарантии успешного развития всеобщего среднего образования: право граждан на образование независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и социального положения, провозглашённое Конституцией СССР; обязательность и бесплатность обучения; гос. система учебно-воспитат. учреждений; наличие различных уч. заведений, дающих среднее образование,- средняя общеобразоват. трудовая политехнич. школа, вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодёжи, средние спец. уч. заведения, проф.-тех. уч-ща, школы для обучения детей с дефектами умственного и физич. развития; единство и преемственность всех типов уч. заведений, возможности беспрепятств. перехода из низших ступеней обучения в высшие, т. е. отсутствие школ-тупиков; территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР; совместность обучения лиц обоего пола; гос. учёт детей школьного возраста и контроль за посещением ими уч. занятий, укомплектование школ учителями соответствующей квалификации; строительство и содержание школ за счёт гос-ва; материальная помощь гос-ва учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности.
Лит.: Ленин В. И., Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, К вопросу о политике министерства народного просвещения, там же, т. 23; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917 - 1947 гг., в. 1 - 2. М.- Л., 1947; Малышев М. П., О всеобщем обучении в СССР, в сб.: Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Культурное строительство СССР. Статистический сб., М., 1956; СССР в цифрах. Статистический сб., М., 1958; Страна Советов за 50 лет. Сб. статистических материалов, М., 1967; Народное образование в СССР. 1917 - 1967, М., 1967; Просвещениев странах мира, М., 1967. А.М.Новиков.
ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИНСТИТУТ, Академии наук СССР, научно-исследовательское учреждение, изучающее историю зарубежных стран Европы и стран Америки. Находится в Москве. Создан в окт. 1968 после разделения Ин-та истории АН СССР на В. и. и. и на Ин-т истории СССР. В задачи ин-та входит: разработка теоретич. проблем всемирно-ист, процесса, истории борьбы передовых обществ, сил за социальный прогресс, истории мировой системы социализма, истории развитых капиталистич. стран, истории древнего мира и европ. средневековья, проблем зарубежной историог |