БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ния. В постановлении подчёркивалось, что орг-ция пионеров должна строиться на принципе самодеятельности детей, твёрдом практич. руководстве со стороны взрослых, на учёте опыта и требований революц. педагогики. Коммунистич. партия предостерегала В. п. о. от копирования форм работы взрослых, от перегрузки детей и противопоставления пионерской орг-ции школе. В постановлении от 21 апр. 1932 "О работе пионерской организации" ЦК ВКП(б) решительно осудил попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, а также извращения, пропагандирующие передачу воспитат. функций школы пионерскому движению.

Видные деятели КПСС и Сов. гос-ва: М. И. Калинин, Н. К. Крупская, С. М. Киров, Ф. Э. Дзержинский, Е. М. Ярославский, Н. И. Подвойский, А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, В. В. Куйбышев, М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, П. П. Постышев, А. А. Андреев, М. Н. Покровский и др.- принимали непосредств. участие в руководстве пионерским движением.

В совр. условиях значительно повышается роль детской коммунистич. орг-ции. ЦК КПСС в постановлении "О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодёжи" (1968) подчеркнул, что комитеты ВЛКСМ, пед. коллективы должны больше уделять внимания пионерским орг-циям, стремиться к тому, чтобы жизнь каждой дружины и отряда была идейно насыщенной, увлекательной и разнообразной, воспитывать у пионеров стремление к знаниям и труду, в работе с пионерами полнее учитывать психология, особенности и интересы детей.

Зарождение детского коммунистич. движения в СССР исторически связано с революц. движением трудящихся. После победы Окт. революции в различных городах страны возникли детские орг-ции, группы и объединения. Коммунистич. партия, учитывая важность детского коммунистич. движения в воспитании подрастающего поколения, поручила комсомолу создать единую детскую коммунистич. орг-цию; в конце 1921 ЦК РКСМ создал спец. комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской орг-ции, её устава, девиза, законов и организац. основ. Непосредств. участие в этой комиссии принимала Н. К. Крупская, к-рая внесла значительный вклад в развитие теории и методики пионерского движения. 19 мая 1922 2-я Всеросс. конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день отмечается как день рождения В. п. о. В окт. 1922 5-й Всеросс. съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в Москве, Петрограде, Туле, на Урале и др., в детскую коммунистич. организацию "Юные пионеры имени Спартака". 21 янв. 1924 решением ЦК комсомола пионерской орг-ции было присвоено имя В. И. Ленина, в связи с этим 23 мая 1924 в Москве на Красной площади состоялся пионерский парад перед делегатами 13-го съезда РКП(б), на к-ром юные пионеры дали клятву верности делу Ленина, Коммунистич. партии. После состоявшегося в марте 1926 7-го съезда комсомола, на к-ром было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская орг-ция стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие прежде всего детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений (по месту жительства пионеров). Им приходилось вести борьбу с остатками скаутских орг-ций, существовавших в царской России (см. Скаутизм) и распущенных по решению 2-го Всеросс. съезда РКСМ (октябрь 1919). Пионерские отряды участвовали в коммунистич. субботниках, помогали комсомольцам в борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, в ликвидации неграмотности. В конце 1923 в школах стали создаваться форпосты и базы - объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. К сер. 1923 в пионерской орг-ции насчитывалось до 75 тыс. пионеров, в нач. 1924 - св. 161 тыс. и ок. 10 тыс. форпостов. К сер. 1926 во В. п. о. насчитывалось уже более 45 тыс. отрядов, объединявших ок. 2 млн. пионеров.

В авг. 1929 в Москве проходил 1-й Всесоюзный слёт пионеров, показавший огромную политич. активность В. п. о. В 1930 в рапорте 16-му съезду ВКП(б) пионеры сообщали, что они обучили грамоте св. 1 млн. неграмотных, отправили в подшефные сёла несколько тысяч радиоприёмников, св. 500 тыс. книг и др.

В 30-е гг. в пионерских отрядах развернулось массовое движение юных натуралистов, состоялись всесоюзные экспедиции по изучению природы родного края. Юные пионеры активно участвовали в геол. походах, собирали средства для покупки тракторов и комбайнов, создавали дозоры по охране урожая и колхозного имущества. В 1932 - 33 в борьбе с кулачеством погибли пионеры-герои - Павлик Морозов, Коля Мяготин, Коля Яковлев, Кычан Джакылов и др., их имена занесены в Книгу почёта В. п. о.

К концу 30-х гг. завершилась перестройка В. п. о. по т. н. школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионеоских коллективах развернулась воен.-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились воен.-спорт, игры. Пионеры выращивали служебных собак и коней для воинов Сов. Армии. За помощь колхозам в борьбе за высокие урожаи и развитие животноводства в 1935 группа пионеров была отмечена правительств, наградами: орденом Ленина-Мамлакат Нахангова (Таджикистан), орденом "Знак Почёта" - Ишан Кадыров и Хавахан Атакулова (Таджикистан), Алексей Фадеев (Ленинградская обл.), Барасби Хамгоков (Кабарда), Мамед Гасанов (Дагестан), Василий Вознюк (Украина), Буза Шамжанова (Казахстан) и др. В 1940 В. п. о. объединяла 13,9 млн. пионеров.

Всесоюзная пионерская организация. 1. Один из первых в СССР пионерских отрядов, созданный при 16-й типографии на Красной Пресне. Москва. 1922. 2. Н. К. Крупская среди пионеров. 1929. 3. А. П. Гайдар в гостях у артековцев. 1939. 4. Московские пионеры передают воинам Советской Армии танковую колонну "Московский пионер". 1942. 5. Зарубежные пионеры на отдыхе в Артеке. 1962. 6. Пионеры приветствуют 16-й съезд ВЛКСМ. 1970. 7. Ярославские пионеры на Коммунистическом субботнике. Апрель 1971. 8. Почётный пионер Ю. А. Гагарин. 1961. 9. Матч финального турнира на приз клуба "Кожаный мяч". 1969.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя А. П. Гайдара и его повестью "Тимур и его команда". Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, авиаэскадрильи, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с нем.-фаш. захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

В конце 40-х - нач. 50-х гг. В. п. о. участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение "Украсим Родину садами", прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Однако работа нек-рых пионерских коллективов стала замыкаться рамками школы, временами многообразная деятельность пионерской организации подменялась парадными сборами. Нередко пионерская работа отряда отождествлялась с учебными занятиями. 8-й пленум ЦК ВЛКСМ (1957) принял постановление "О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В. И. Ленина". Пленум указал, что гл. задача пионерской орг-ции - широкое привлечение пионеров к активной обществ.-политич. работе и прежде всего к общественно полезному труду. Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской орг-ции должны отличаться от форм и методов уч. работы в школе, деятельность пионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы.

В 1960 Центр, совет В. п. о. принял решение о проведении трудовой пионерской двухлетки - "Пионеры - Родине", посвящённой 40-летию пионерской орг-ции. За 2 года пионеры собрали 1 млн. т металлолома, озеленили сотни километров шоссе. Повсеместно начали создаваться "зоны пионерского действия"- форма работы В. п.о. по месту жительства. Пионерские дружины проводили в микрорайоне своей школы разнообразную общественно полезную и культурно-массовую работу. В пионерской орг-ции возникли сводные отряды и дружины, объединяющие в дни летних каникул пионеров разных возрастов, отряды по интересам - юные друзья пограничников, пожарников, милиции и др. Во мн. школах были открыты ленинские музеи и залы, комнаты боевой славы, памятники юным героям. Комсомольские орг-ции направили с производства в пионерские отряды св. 200 тыс. вожатых, руководителей кружков и секций.

В 1962 В. п. о. за большую работу по коммунистич. воспитанию детей и в связи с 40-летнем была награждена орденом Ленина. Летом 1962 в Артеке состоялся 2-й Всесоюзный слёт юных пионеров. В 1964-67 проходил всесоюзный смотр пионерских дружин "Сияйте, ленинские звёзды", посвящённый 50-летию Великого Октября. Итоги смотра подвёл 3-й Всесоюзный слёт пионеров, состоявшийся в авг. 1967 в Артеке. 2-й пленум ЦК ВЛКСМ (1967), проанализировав опыт работы лучших пионерских коллективов, принял постановление "О дальнейшем улучшении деятельности ВЛКСМ по руководству Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина". Внимание комсомольских орг-ции пром. предприятий, строек, транспорта, колхозов, совхозов, воинских частей, вузов и др. было сосредоточено на дифференцированном подходе к деятельности пионерских дружин, разных по своему характеру и условиям работы. Более глубоко и планомерно стала осуществляться науч. разработка проблем детского движения в науч.-пед. учреждениях, на вузовских кафедрах общественных наук, в социологич. лабораториях. В 1967 Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило "Рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов" - программу "Ориентир", предназнач. для вожатых, учителей, работников внешкольных учреждений, пионерских советов. Программа "Ориентир", составленная с учётом особенностей различных возрастных групп пионеров, позволила последовательно расширять круг деятельности пионерских коллективов, дифференцировать формы и методы их работы, непрерывно повышать ответственность каждого пионера за дела своего коллектива.

16-й съезд ВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к 50-летию В. п. о. им. В. И. Ленина. В обращении, резолюции съезда, в рекомендациях секции "Комсомол, пионерская организация и школа" дана конкретная программа деятельности пионерской орг-ции на совр. этапе, намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствовании уч.-воспитат. процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросам подготовки кадров пионерских работников.

По инициативе пионерских орг-ции Ульяновска, Ленинграда, Москвы, Казани, Горького в 1968-70 В. п. о. проводила экспедицию "Заветам Ленина верны", посвящённую 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Пионеры создавали школьные ленинские музеи и залы, совершали походы по ленинским местам, изучали историю предприятий, колхозов, совхозов, носящих имя В. И. Ленина, проводили встречи со старыми коммунистами, героями труда, награждёнными орденом Ленина. Из металлолома, собранного пионерами, было изготовлено 100 тыс. тракторов. Пионерские дружины начали операцию "Чукотка" - сбор средств на стр-во дворца пионеров в г. Анадырь. Итоги экспедиции "Заветам Ленина верны" были подведены летом 1970 в Ленинграде на 4-м Всесоюзном слёте пионеров, к-рый дал старт всесоюзному маршу пионерских отрядов, посвященному 50-летию В. п. о. Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 пионера - делегаты 4-го Всесоюзного слёта пионеров - представители всех союзных республик, проявившие настойчивость в овладении знаниями, трудолюбие, инициативу и творчество, награждены юбилейной медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина" и занесены в Книгу почёта В. п. о.

За успехи в учении и общественно полезной деятельности, за героич. подвиги и смелые поступки в Книгу почёта В. п. о., учреждённую в 1954, занесено (1970) св. 500 юных пионеров, пионерских отрядов, дружин, гор., обл. и респ. пионерских орг-ции. Имена пионеров-героев присвоены мн. улицам городов и посёлков, школам, теплоходам и др.

Конкретным воплощением самодеятельного характера пионерской орг-ции является пионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, гор. штабы юных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имеет своих представителей в активе дружины, дружина - в гор. и районных штабах. С целью широкого привлечения пионеров к активному участию в самоуправлении, в делах пионерской организации, при совете дружины и районных штабах создаются различные штабы, комиссии. Пионерское самоуправление помогает детям приобрести организаторские навыки, познакомиться с принципами демократизма, научиться выполнять обществ, поручения. Пионерский сбор - высший орган дружины, отряда, на к-ром пионеры решают задачи, стоящие перед коллективом, подводят итоги работы, выбирают пионерское самоуправление, намечают и утверждают планы на будущее. Разнообразна и широка тематика сборов, различны места их проведения (школы, предприятия, музеи).

Одним из действенных методов воспитания коммунистич. сознательности, самостоятельности и коллективизма у пионеров является соревнование, которое охватывает отд. виды деятельности пионерских коллективов либо носит общий характер (на лучший отряд, дружину, гор. орг-цию и т. д.).

Специфика и своеобразие В. п. о. как детской самодеят. орг-ции предусматривает её тесную связь со всеми звеньями системы коммунистич. воспитания подрастающего поколения и в первую очередь со школой, внеучебная воспитат. работа к-рой в 1-8-х классах строится в основном через пионерскую организацию.

В совершенствовании детского коллектива как инструмента формирования разносторонней личности ребёнка пионерская орг-ция становится всё более важным фактором, влияющим на идейную закалку детей и подростков, на приобщение их к активному участию в обществ.-политич. жизни, на воспитание организаторских навыков. Пионерская орг-ция, способствуя формированию гражд. сознания детей, придаёт своим делам и начинаниям политич. характер, воспитывает пионеров на революц. идеалах, на верности традициям старших поколений. Она помогает юным пионерам в повседневной жизни конкретными делами выполнять Законы юных пионеров, подготовить себя к вступлению в ряды ВЛКСМ. Политич. направленность деятельности пионерской орг-ции связана со всеми сторонами её работы по воспитанию юного гражданина.

В. п. о. знакомит детей с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников, видных деятелей междунар. коммунистич. движения, историей Коммунистич. партии и Ленинского комсомола. Пионеры создают летописи заводов, колхозов, ударных комсомольских строек, изучают жизнь героя, чьё имя носит отряд или дружина. На средства пионерских дружин в стране открыты памятники пионерам и вожатым-героям, построена библиотека-музей А. П. Гайдара в г. Каневе (Украина). Воспитывая детей в духе интернационализма, В. п. о. проводит большие политич. кампании, митинги солидарности. Все пионерские коллективы страны участвовали в интернац. акции "Пионеры СССР - Вьетнаму" (вьетнамские дети получили подарки от сов. ребят, доставленные на 2 теплоходах). В пионерских дружинах работают кружки и клубы интернац. дружбы, где пионеры знакомятся с жизнью зарубежных детских орг-ций, вед