| еньшаемым, данное слагаемое - вычитаемым, результат действия - разностью. В области положит, чисел В. не всегда выполнимо (из меньшего числа нельзя вычесть большее). Это обстоятельство является формальным поводом для введения в арифметику нуля и отрицательных чисел; в расширенной т. о. числовой области В. всегда однозначно выполнимо.
ВЫЧУЛКОВСКИЙ (Wyczotkowski) Леон (11. 4. 1852, Хута-Мястковска,- 27. 12. 1936, Варшава), польский живописец и график. Учился в Рисовальном классе в Варшаве (1869-73) у В. Герсона, в АХ в Мюнхене (1875-77), в Школе изящных иск-в в Кракове (1877-79) у Я. Матейко. Преподавал в АХ в Кракове (с 1895) и Варшаве (с 1934). В 1883- 1893 жил на Украине. Писал портреты, пейзажи и жанровые композиции с изображением сцен крестьянского труда, используя живописные приёмы импрессионизма ("Рыбаки", 1891, "Копка свёклы", ок. 1895, "Пахота", 1903,-все в Нац. музее, Варшава). Акварели и литографии В. с мягкими градациями света и тени сыграли важную роль в становлении польской графики 20 в.
Л. Вычулковский. "Пахота". 1903. Национальный музей. Варшава.
Лит.: Twarowska M., Leon Wyczolkowski. [Album], Warsz., 1962.
ВЫША, Нокса, река в Рязанской и Пензенской обл. РСФСР, течёт по границе с Морд. АССР, прав, приток Цны (басс. Оки). Дл. 179 км, пл. басc. 4570 км2. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце марта - начале апреля. Сплавная.
ВЫША, посёлок гор. типа в Зубово-Полянском р-не на Ю.-З. Морд. АССР. Ж.-д. станция на линии Кустарёвка - Вернадовка. Леспромхоз.
ВЫШГОРОД, город (до 1968- пос. гор. типа) в Киево-Святошинском р-не Киевской обл. УССР, на правом берегу Днепра, в 18 км к С. от Киева. 11,2тыс. жит. (1970). Киевская ГЭС.
В. впервые упоминается в летописи под 946 как город кн. Ольги. В 11-12 вв. значительный политич., экономич. и культурный центр; резиденция киевских князей. В 1240 разорён татарами. Городище В. имеет ок. 3 км в окружности. В 1934- 1937, 1947 произведены археол. раскопки В. Город делился на детинец и посад. Открыты остатки земляных укреплений и часть улицы с остатками домов-полуземлянок, исследованы печи для обжига посуды и кузнечные горны. В детинце обнаружен фундамент кирпичной Борисоглебской церкви 11-12 вв.
Лит.: Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М.. 1956; Довженок В. И., Обзор археологического изучения древнего Вышгорода за 1934-37 гг.,"Археолопя", 1950, т. 3.
ВЫШЕЛЕССКИЙ Сергей Николаевич (20.10.1874, Оболь, ныне Витебской обл. БССР, - 14.1.1958, Москва), советский эпизоотолог, акад. АН БССР (1928), засл. деят. науки РСФСР(1940). В 1899 окончил Варшавский ветеринарный ин-т. До 1906 занимался вет. практикой в Белоруссии и Азербайджане, затем посвятил себя науч.-пед. деятельности. В. разработал многие науч. и практич. вопросы таких опасных болезней с.-х. животных, как сиб. язва, чума оленей, рожа свиней, туберкулёз, бруцеллёз, повальное воспаление лёгких кр. рог. скота, колибациллёз и паратиф телят. Совместно с К. Н. Бучневым В. открыл возбудителя инфекц. энцефаломиелита лошадей. Работы В. по изучению сапа лошадей послужили основой для орг-ции в СССР мероприятий по ликвидации этой инфекции. В. подготовил первые в СССР учебник и руководство по эпизоотологии. Гос. пр. СССР (1941) за учебник "Частная эпизоотология".
Соч.: Частная эпизоотология, М.. 1935; Частная эпизоотология, под ред. С. Н. Вышелесского, М., 1940; 3 изд., М., 1954.
Лит.: Калугин В. И., Академик С. Н. Вышелесский, М., 1954; Метелкин А. И., С. Н. Вышелесский, "Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии", 1958, № 11, с. 148.
ВЫШИВАЛЬНАЯ МАШИНА, машина для образования шитьём узоров на тканях, трикотаже, коже, тюле и др. материалах. В домашних условиях, а иногда и на фабриках для вышивания используют обычные швейные машины с соответствующими приспособлениями. Более удобна для вышивания зигзаг-машина, в к-рой шаг иглы по горизонтали может легко изменяться работающим. При массовом произ-ве женского белья, блузок и др. широко применяется высокопроизводит. вышивальный многоголовочный полуавтомат (рис.) - агрегат из неск. обычных швейных машин (челночного стежка) с общим приводом. Пяльцы каждой из этих машин устанавливаются в одной раме и получают одновременно движение от одного механизма по заданному направлению и на определ. расстояние. Машина автоматически воспроизводит идентичные рисунки на материале каждых пялец и может быть использована для вышивания гладью, крестом, для теневых вышивок и др.
Вышивальный многоголовочный полуавтомат.
ВЫШИВКА, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в к-ром узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и др. материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность В., часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. В. применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоят, декоративных панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для "глухой" В., т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для "строчки", т. е. В. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отд. её участках нитями, - мережка, "перевить", настил, гипюр и др. Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать В. от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых ("кружевных") до "ковровых", плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геом. формами выполняется преим. счётной В. (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок -"свободной" В. (по нанесённому заранее контуру). Гл. выразит, средства В. как вида иск-ва: выявление эстетич. свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора В. дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливосвободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или др. основой), близким или контрастным В. по фактуре, и цвету.
Возникновение В. относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от кам. и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д. Её эволюция прослеживается по изображениям В. в памятниках иск-ва древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по лит. источникам, а также по сохранившимся образцам В. разных времён и народов. Сложившиеся в давние века у отд. народностей и этнич. групп традиции узорной В. (с характерными для них местными композиц. и технич. приёмами, орнаментальными и изобразит, мотивами, цветовым строем и т. д.) дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в нар. творчестве. Эти традиции проступают и в узорной В. для верхушечных слоев общества (напр., в шитье исп. придворного костюма 16 в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции иск-ва. Теснее связана с развитием современного ей изобразит, иск-ва сюжетная В. Яркими её образцами являются и самые ранние из сохранившихся В.- седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского "звериного стиля" фигурами животных (В. из Паэырыкских курганов, 5-3 вв. до н. э., и из могильника Ноин-Ула, 1 в. до н. э.-1 в. н. э., все - в Эрмитаже, Ленинград), и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара др.-перуанские мантии из некрополя в Паракасе (1-е вв. н. э., Нац. музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, в особенности известные с 14 в. "сюхуа" ("живопись иглой"), стилистически близки к кит. пейзажной живописи тушью на шёлке. Др.-рус. сюжетная В. (шитьё) на церк. облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с визант. иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естеств. материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14-17 вв. характерны свойственные рус. иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе - т. н. ковре из Байё (ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё), на к-ром с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов из истории завоевания Англии норманнами. Полихромная готич. В. с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отд. фигур и сцен, сближающие В. с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествоват. циклы. Ажурной монохромностью фасада готич. собора навеяна В. "белым по белому", появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под назв. opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид В. крючком). В эпоху Возрождения В. отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для В. выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоят, многофигурными композициями. В. сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная В. всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые (см. Гротеск) настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли В., как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), В. постепенно деградирует, становясь к сер. 19 в. гл. обр. средством воспроизведения популярных картин.
Виды швов для "глухой" вышивки:1- гладь счётная; 2 - крест; 3 - набор; 4 - роспись: 5- гладь "свободная" (владимирский шов); 6- тамбур.
Виды швов для "строчной" вышивки: 1 - цветная "перевить"; 2- гипюр: 3- настил: 4 - мережка с настилом.
Достижения сюжетной В. быстро усваивались и перерабатывались в узорной В. (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17-18 вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органич. элемент нар. В., к-рая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и под
давалось переработке в близком им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для нар. иск-ва этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью "белым по белому", а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной англ. церк. шитьём 16 в. и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити. Приёмы др.-рус. шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церк. облачениях начинают с 18 в. применяться в В. на праздничном наряде рус. крестьянок. Относит, постоянство осн. набора мотивов в нар. В. не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религ. искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей нар. иск-ву той или иной страны, и органически включались в традиц. композиции. В нар. В., обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего нар. В. долго удерживала нац. своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве р-нов России в нар. В. 18 и 19 вв. (преим. счётной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и чёрного - в смоленской В., в сочетании с белым и синим - в тульской, с зелёным - в калужской, с чёрным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним слав, культам (ромб-символ Солнца в В. центр, р-нов, 3-частные геральдич. сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине - в В. сев. р-нов), уже в нач. 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на С. в симметричные 3-частные композиции, а в центр, р-нах - в ряды 3-полосных фризов. В вологодских В. часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная В. постепенно сменяется "свободным" тамбурным швом. В В. юж. р-нов (гл. обр. в воронежской) со 2-й пол. 19 в. господствует яркая полихромия; плотное, "ковровое" шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмич. ударов чёрного. Ряд нар. вышивных промыслов возник во 2-й пол. 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластич. строй В. для верхних слоев общества, при работе на рынок "от себя" постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с нар. В. Фигурные композиции приобретают обобщённость и ритмич. строгость симметричных построений, орнамент - плоскостно-силуэтную трактовку.
С развитием фаб. произ-ва во 2-й пол. 19 в. нар. В. в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной В., она постепенно лишается своих художеств, традиций и вырождается в подражание фаб. образцам. Новую жизнь нар. В. обрела в СССР и в странах, идущих по социалистич. пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются у.гасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художеств, вкуса, где к работе с объединёнными в производств, комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение нар. В. благотворно сказалось и на художеств, качестве машинной В., напр, саратовской, в к-рой осваиваются мотивы белой строчки пос. Крестцы (Новгородская обл.), В. Ивановской и Горьковской обл., гладьевой В. Мстёры. В свою очередь в нар. В. всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной В. характерен и для др. сов. республик, а также для нек-рых социалистич. стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).
В. является также одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного иск-ва и домашнего рукоделия.
Лит.: Фалеева В. А., Русская народная вышивка, [в. 11. Древнейший тип, Л., 1949; Р а б о т н о в а И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М., 1957; Верховская А. С., Западноевропейская вышивка XII-XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461 - 480 (библ. на с. 493); D i I I m о n t T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhquse (Alsace), 1890; Schuette M., Millie r-Christensen S., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964. И.М.Глозман.
ВЫШИНСКИЙ Андрей Януарьевич [28. iy 10.12). 1883, Одесса,-22.11.1954, Нью-Йорк, США], советский гос. деятель, юрист и дипломат, акад. АН СССР (1939). С 1903 в меньшевистской партии, с 1920 член РКП(б). С 1913, после окончания юридического факультета Киевского университета, |