БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ождение угнетенных народов, М., 1960; его ж е, Тридцать лет Партии трудящихся Вьетнама, "Проблемы миоп и социализма", 1960, № 2; Л е Зуан, Избр. статьи и речи, М., 1971; Чыонг Т и н ь, Октябрьская революция и борьба вьетнамского народа за национальную независимость, народную демокоатию и социализм, "Вопросы истории", 1957, № 10; М и н ь Ч а н ь, Революционное движение во Вьетнаме, "Советское востоковедение", 1956, № 1; е г о же. Октябрьская революция и национально-освободительная борьба вьетнамского народа, в сб.: Великий Октябрь и народы Востока, М., 1957; Буй К о н г Ч ы н г, Великий Октябрь и создание Коммунистической партии Индокитая, "Вопросы истории КПСС", 1958. № 6; Шилтова А. П., Мордвинов В. Ф., Национально-освободительное движение во Вьетнаме (1858-1945), М., 1958; Губер А. А., Вьетнам во время н после Второй мировой войны, М., 1950; М х н т а р я н С. А.. Рабочий класс н национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885 - 1930), М., 1967; Шено Ж., Очерк истории вьетнамского народа, пер. с франц.. М., 1957; Вьетнам (Справочник), М., 1969; Библиография Юго-Восточной Азии. М., I960; Бакшт И., Изучение Вьетнама в Советском Союзе (библиографический обзор), "Народы Азии и Африки", 1968, № 1:

Viet strth6ng giam ctrcmg muc. Chinh bien, tap i-20, Ha-noi, 1957-60; Dai nam thuc luc, tap 1-20, Ha-noi, 1963-68; Minh Tranh, Tim hieu Ijch str phat trien xa hpi Viet-nam, Ha-noi, 1957; Van Tan, Lich sir Viet-nam so- gian, Ha-noi, 1963; Lich su che do phong kien 61 Viet-nam, tap I-3, Ha-noi, 1960; Т г v cr n g ChinhvaVoNguyen Giap, Van de dan cay, Ha-noi, 1959:

В о u d e t P. et В о u r g e о i s R., Bibliographic de 1'Indochine francaise, v. 1 - 3, Hanoi, 1932 - 34; В rebion A., Dictionnaire de bio-bibliographie ... de 1'Indochine francaise, P., 1935; Indochina. A bibliography of the land and people, Wash., 1950. Д. В. Деопик, А. Г. Мазаев.



Наука

До франц. колонизации науч. и технич. знания развивались под влиянием кит. науки и техники. В кон. 19- нач. 20 вв. франц. учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекц. заболеваниями. Для выявления минер, ресурсов страны была организована геологич. служба. Производились топографич. и картографич. работы, гл. обр. в воен. целях.

Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистич. система религ.-мифологич. воззрений, от к-рой сохранилось немногое. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религ. и филос. течения: буддийская философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистич. взглядов, условно называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма (китайского) отсутствием цельной системы филос. воззрений, тесной связью с магич. практикой, культом местных богов и т. п.

С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетн.- тхиен). С кон. 11- нач. 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в кон. 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной кит. мыслителем Чжу Си форме было осн. филос. течением во В. вплоть до 16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались, но в сфере частной жизни господств, класса и среди осн. массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.

В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис, связанный с, изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли гос-ва в экономич. и политич. жизни общества (Нгуен Бинь Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных представителей к-рого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали практически равноправны. Однако среди нар. масс по-прежнему преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения, и культом предков. В 18- нач. 19 вв. проявились первые попытки создания стихийно-материалистич. мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христ. философия (Нгуен Чыонг То и др.).

Отсутствие доминирующей филос. концепции, стихийное формирование мате-риалистич. взглядов, распространение в образованной среде христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны франц. колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния традиц. религ. учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в развитии филос. мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила в период "модернизации", выразившейся в требовании более активного участия в обществ, жизни.

С нач. 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоят, материалистич. систем выработано не было. Наибольшей популярностью в среде мелкобурж. интеллигенции в то время пользовалось учение кит. мыслителя и революц. демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными философами в нач. 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30- 40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское конфуцианство с европ. идеалистич. концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).

Марксистская мысль формируется во В. с нач. 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ ("Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались преим. проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в 1930 Коммунистич. партии имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. После победы революции в авг. 1945 и образования ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.

Историческая наука. Вьетнамская феод, историография возникла не позднее 13 в. Крупным её представителем явился Ле Ван Хыу, издавший в 1272 "Исторические записки о Дайвьете" - очерк истории вьетнамского государства с древнейших времён. Эта работа, как и труды Ле Така "Записки об Аннаме" (кон. 13- нач. 14 вв.), анонимного автора "Очерк истории Вьета" (13 - 14 вв.), Ли Те Сюйена "Сборник незримых покровителей страны вьетов" (1329), Фан Фу Тиена "Комментированная история Дайвьета" (1453), написана под некоторым влиянием феод. кит. конфуцианской историографии. Новое течение во вьетнамской историографии утвердилось после появления в 1479 труда Нго Си Лиена "Полная история Дайвьета", подчеркнувшего самостоят, характер развития вьетнамского гос-ва, что нашло отражение во введённой им и воспринятой всей вьетнамской феод, историографией периодизации (до 939, когда вьетнамское гос-во стало официально независимым от кит. империи, и с 939). Для труда Нго Си Лиена и последующих работ - Фам Конг Чы "Комментированная основная история Дайвьета" (1665), Ле Кюи Дона "История Дайвьета" (1749), характерны прославление вьетнамской феод, монархии, политич. тенденция к утверждению единого централизов. гос-ва. В этих книгах изложение строилось по хронологич. принципу и осн. внимание уделялось политич. истории. Следующий этап в развитии вьетнамской историографии начался с выходом в 1821 работы Фан Хюи Тю "Описание установлений всех династий", где сделана попытка сравнит, анализа экономич., юридич. и политич. институтов, рассматриваемых на протяжении всей истории В. Элементы историч. анализа, появившиеся в труде Фан Хюи Тю, получили развитие в крупнейшем вьетнамском произведении "Полный обзор истории Вьета" (1856-84), написанном группой авторов под рук. Фан Тхань Жяна.

Первое время после захвата В. франц. колонизаторами (50-80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии (Чыонг Винь Ки, Зыонг Куанг Нам и др.) проходило под влиянием франц. бурж. историографии. Особое место во вьетнамской бурж. историографии занимает общая работа Ле Тхань Кхоя "История и цивилизация Вьетнама" (Париж, 1955). В трудах идеологов зарождавшейся нац. буржуазии и патриотически настроенной интеллигенции (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь) разоблачалась колон, политика Франции во В., ставились проблемы нац.-освободит, борьбы и дальнейшего социально-экономич. развития В. Большое значение в развитии историч. науки во В. имело создание Ханойского ун-та (1918).

Первое марксистское исследование по истории В. написано Хо Ши Мином в 1925-"Обвинительный акт против французской колонизации"; в работе вскрывался механизм колон, эксплуатации, показывалось бедственное положение трудящихся в условиях колон, режима. В статье "Ленин и Восток" (1926) Хо Ши Мин подчёркивал важность ленинского положения о соединении в мировом революц. процессе рабочего движения в развитых капиталистич. странах и нац.-освободит, движения в колониях.

Работы Хо Ши Мина положили начало изучению вопросов обществ.-экономич. развития, классов и классовой борьбы, истории нац.-освободит, рабочего и революц. движения во В. Марксистская историография окончательно утвердилась в ДРВ после установления нар.-демократич. власти (1945). Д. В. Деопик.

Экономическая наука. Одна из первых попыток собрать систематич. материалы по экономике В. (сведения о развитии экономич. институтов, в т. ч. о налоговой системе, и сравнительный их анализ), дающие наиболее целостное представление об экономич. истории страны, принадлежит представителю вьетнамской феод, историографии Фан Хюи Тю.

Бурж. экономич. мысль начала развиваться во В. в последней четв. 19- нач. 20 вв. в рамках зарождающегося бурж. национализма. Для воззрений революц.-демократич. крыла движения "за реформы" (Фан Бой Тяу и др.) характерно признание целесообразности развития нац. пром-сти, с. х-ва и торговли на основе капиталистич. предпринимательства. Представители умеренного (либеральнореформаторского) направления (Фан Тю Чинь и его последователи), критикуя экономич. политику колон, властей, выступали за политич. и экономич. развитие страны, в т. ч. за демократич. экономич. реформы.

В 20-е гг. во В. начинают проникать марксистские экономич. идеи. Под воздействием Великой Окт. социалистич. революции в России, рабочего и коммунистич. движения во Франции и Китае (революции 1925-27) передовая часть вьетнамской интеллигенции начала пропаганду социалистич. идей, в т. ч. экономич. учения Маркса. Большую роль в распространении марксистско-ленинской идеологии, в пропаганде марксистской экономич. теории и развитии осн. положений марксистской экономич. науки применительно к нац. условиям наряду с Хо Ши Ми-ном сыграли проф. революционеры Тон Дык Тханг, Чан Фу, Ле Хонг Фонг, Нго За Ты, Буй КонгЧынг, Зыонг Бать Май, Нгуен Ван Тао и др., вышедшие из рядов Товарищества революц. молодёжи В. Экономисты-марксисты в 30-40-х гг. разрабатывали проблемы конфискации и национализации земли помещиков, колонизаторов и церкви и передачи её крестьянам, национализации пром. предприятий колонизаторов, отмены старых грабительских налогов и введения прогрессивного налога, установления 8-часового рабочего дня и др., что нашло конкретное выпажение в программных документах КПИК. В. С. Расторгуев.

Литература

Древний фольклор вьетнамцев представлен циклом мифологич. преданий о государе Драконе Лаке, первопредке и первоучителе людей, богатырской сказкой о герое Фу Донге, преданиями о стр-ве Коепости-улитки, о древних воительницах сестрах Чынг. В ранних памятниках вьетнамской письменности 10-12 вв., написанных на ханване - вьетнамизир. варианте кит. архаич. языка,- сочетаются черты ораторского творчества и формы, выработанные кит. лит. традицией. Монументальный стиль характерен для произв., выражающих патриотич. самоутверждение: "Указ о перенесении столицы" (1010) императора Ли Тхай То, стихотв. "Властителям Юга вовеки владеть..." (1076) Ли Тхыонг Кьета (1019- 1105). В 13-14 вв. получила развитие придворная поэзия, на к-рой сказалось влияние созерцат. буддийского мироощущения: в четверостишиях и восьмистишиях королей-стихотворцев из династии Чан (1225-1400) изображаются эстетизированные пейзажи, стихи также служили надписями к картинам. Патриотич. настроения, неотделимые от патриарх, представлений о долге феодала и его имуществ. правах, запечатлены в стихах и ритмич. прозе о борьбе с монг. нашествием в 13 в.: "Воззвание к военачальникам" (1285) Чан Хынг Дао (ум. 1300), стихи Чан Куанг Кхая (1248-94). В кон. 14 в. в творчестве ряда поэтов, принадлежавших к служилому сословию, появляется тема социального протеста, а в 1-й пол. 15 в.- ранние социальные утопии. В 14 в. зарождается новелла на ханване, к-рая формируется на основе повествоват. фольклора и летописной традиции. В 15 в. развивается поэзия на разговорном вьетнамском яз., (начало к-рой было положено ещё в 13 в. )-"Сборник стихов на родном языке" Нгуен Чая (1380-1442). В этом процессе сыграло роль лит. объединение "Собрание двадцати восьми звёзд" во главе с императооом Ле Тхань Тонгом (1440-97). В 16-17 вв. получила распространение ритмич. проза. Афористичная и ироничная поэзия Нгуен Бинь Кхиема (1491-1585) развивает тему социальной несправедливости, к-рая рассматривается как следствие ухудшения нравов. "Собрание рассказов об удивительном" Нгуен Зы (16 в.) на ханване ознаменовало высокое совершенство жанра новеллы.

Не позднее 2-й пол. 16 в. возникли жанры повествовательной и филос.-лирич. поэмы. В кон. 17- нач. 18 вв. создана обширная историко-эпич. поэма "Книга Небесного Юга"- поэтич. рассказы о подвигах историч. лиц и легендарных героев В. В лит-ре 18- нач. 19 вв. возрастает внимание к отдельной личности. Зарождается жанр лирической поэмы, дававший простор для изображения внутреннего мира человека: "Жалобы солдатки" поэтессы ДоанТхиДьем (1705-48), "Жалобы королевской наложницы" Нгуен За Тхиеу (1741-98). Наступает расцвет жанра повествоват. поэмы, отражавшей частную жизнь. Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1765- 1820)"Стенания истерзанной души" -выдающийся памятник вьетнамской классич. лит-ры. В поэзии малых форм, особенно скованной традициями, намечается интерес к оригинальной образности, расширяется тематика, схватывая быт, городскую жизнь. Талантливые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (кон. 18- нач. 19 вв.), утверждая ценность чувственной жизни человека, содержали сатирич. образы буддийских монахов и ханжей -конфуцианцев. В прозе на ханване появляются жанры романа-эпопеи ("Император Ле - объединитель страны"), воспоминаний ("Описание дел в достославной столице" ЛеХыуЧака, 1720-91), очерков, знаменующих собой расширение знаний о мире (очерки Ле Кюи Дона, 1726-83). В 19 в. лит-pa развивается в традиц. формах, хотя соч. Чыонг Винь Ки (1837-98) уже предвещают новую прозу. Ведущими становятся патриотич. мотивы - поэзия Нгуен Динь Тьеу (1822-88), Нгуен Тхонга (1827- 1894). По мере становления колон, и феод, общества усиливается сатирич. направление - стихи Нгуен Кхюена (1835- 1909), Ту Сыонга (1870-1907). Поэзия и публицистика нач. 20 в. выражала идеи просветительства и гражд. пафос. В 1-й четв. 20 в. формируются совр. прозаич. жанры: новелла, роман, а также совр. драма. Происходит перестройка в стихосложении, в 30-е гг. возникает движение "Новой поэзии", знаменующее высвобождение личности от феод. пут. В 20-е гг. зарождается революц. лит-pa: комедия "Бамбуковый дракон", стихотворения в сб-ке "Тюремный дневник" (1942-43), рассказы и публицистика Хо Ши Мина (1890-1969), поэзия То Хыу (р. 1920), художест