БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

в.-документ. жанры. Реалистич. направление формировалось в связи с обращением писателей к крест, теме: роман НгуенКонгХоана (р. 1903)"Последний шаг" (1938), его сатирич. рассказы, повесть "Лампа гаснет" (1939) и очерки "Дела деревенские" Нго Тат То (1892- 1954). О жизни городских низов рассказывал роман Нгуен Хонга (р. 1918) "Воровка" (1938). Реалистич. направленность романов By Чонг Фунга (1912- 1939), обладающих большой силой обличения порядков колон.-феод. В., несколько снижало влияние фрейдизма. В нач. 40-х гг. усиливается тенденция к психологич. разработке образа - роман "Изношенная жизнь" (1944, посм. публ. 1956) Нам Као (1914-51) и его рассказы.

Лит.: Мхитарян Т. Т., Из истории создания вьетнамской письменности, "Вестник истории мировой культуры", 1961, № 2; Нгуен Дык Дан, Черты развития вьетнамской литературы 1930 - 1945 годов, "Народы АЗИИ и Африки", 1964, № 1; Никулин Н. И., О периодизации вьетнамской литературы эпохи средневековья, там же; его же, Великий вьетнамский поэт Нгуен Зу, М., 1965. Н. И. Никулин.

Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники художеств, культуры на терр. В. (в т. ч. бронз, барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен нар. жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет иск-ва В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием гос-ва Тьямпа (Центр. В.). Иск-во тьямов испытало влияние культуры Индии и отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских и брахманских храмов 7- 10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10 в.), классич. образец "калана"- кирпичного башнеобразного храма, отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с архитектурой. Играя преим. декоративную роль, она достигает большой пластич. выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.) обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди к-рых - горельефы пьедестала, изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастич. существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т. д.) из сокровищниц тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и др. местах. С 11 в. в иск-ве Центр. В. появляются черты упадка (пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым). Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная башня", "Медная башня" (все близ совр. г. Куинён).

Бронзовый барабан "нгок лу". 1 в, до н. э.

Иск-во Сев. В. вступило в период расцвета в 11 -13 вв. В его произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются многоярусные башни (в т. ч. в Биньсоне, ок. Виньйена, 10-11 вв.), храмовые ансамбли, для к-рых характерны связь с природой, симметричность плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы", поев. Конфуцию, в Ханое, осн. в 1070; "Храм великого Будды" близ Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся сооружений последующих веков-храмовые комплексы Бут-Tan близ Ханоя (до 14 в.), Кэо в пров. Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь" в дер. Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний, судов и т. д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным применением в отделке резьбы и лака (в т. ч. "Дворец совершенной гармонии" в г. Хюэ, 1805- 1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются изображения канонизиров. умерших священнослужителей, отмеченные точным следованием натуре (напр., статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фыонг, 15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами, погребальными портретами. Развитие получил нар. лубок. Из художеств, ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла, плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями цветными и золотыми лаками.

Господство франц. колонизаторов (начавшееся с сер. 19 в.) затормозило развитие нац. культуры. В городах возникли европ. кварталы, в к-рых с кон. 19 в. появились комфортабельные жилые и обществ, здания, построенные под влиянием стилей европ. архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами, были крайне неблагоустроены. Пром. предприятия размещались вплотную к жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично расположенным и портовыми строениями.

Основанная в 1925 Высшая школа изящных иск-в в Ханое, знакомя вьетнамских художников с зап.-европ. искусством и давая им профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и салонного искусства.

Лит.: Тюляев С. И., Искусство Вьетнама, М., 1957; Н г о-Г у и-К у и н, Троицкий С. С., Некоторые памятники архитектуры Северного Вьетнама, в сб.: Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии, М., 1967, с. 214-36; Рагmentiег Н., Les sculptures chames au Musee de Tourane, P. -Brux., 1922 (Ars Asiatica, IV); В e z а с ie г L., L'art vietnamien, P., [1955]; Dang-Trung, L'artisanat au Vietnam, Hanoi, 1958.

Музыка

В многонац. В. каждая из населяющих его народностей обладает своей нац. культурой, имеющей древние традиции. Нар. муз. иск-во сохранило самобытность. Музыка богата различными вокальными жанрами, среди к-рых т. н. х о - лирические, шуточные и сатирич., трудовые песни крестьян, гребцов, лесорубов, отличающиеся волевыми, энергичными ритмами; состоят из импровизац. фразы-запева солиста и хорового ритмич. отклика-восклицания. Для сев. напевов ("кунг бак") характерны живые, светлые мелодии, для южных ("кунг нам") - протяжные, меланхолические, исполняющиеся в более медленном темпе, в них сказалось влияние кхмерской муз. культуры Камбоджи.

Музыка В. в своей основе-пентатонич. строя, пение - гл. обр. одноголосное, унисонное. Первонач. система нотной записи проф. музыки В. состояла из названий, соответствующих звукам пятиструнной цитры: кунг, тхыонг, зок, тьюи, ву. Нотация осуществлялась посредством кит. иероглифов, т. к. она была введена представителями придворной муз. культуры В., к-рая, в противоположность нар. иск-ву, находилась в ср. века под сильным влиянием китайской, а также тьямской и отчасти буддийской, гл. обр. ритуальной, муз. культур. С развитием проф. музыки пентатоника обогащалась: наряду со строгим пятиступенным звукорядом появились мелодии шести- и семиступенные. Образовалась соответствующая строю семиструнной цитры система нотной записи: хо, сы, санг, се, конг, лиу, у. Нац. опера В.- синтетич. вид иск-ва, в к-ром сочетаются пение, речитатив, речь, танец, мимика и жест; оркестровое сопровождение даёт характеристики действующих лиц и связывает интермедиями происходящее на сцене.

Придворная музыка в феод. В. значительно отличалась от народной и по жанрам. В ней получила развитие проф. салонная, камерная музыка. Высокого развития достигла теория муз. иск-ва. В 16 в. созданы 2 муз. об-ва - теоретическое "Бо донг ван" и вокально-инструментальное "Бо ня няк", позднее -"Бозяо фыонг" (преобразовано в об-во песни и танца), организован придворный оркестр "Дои 6а лэнь", обслуживавший королевские церемонии и ритуальные шествия. В сер. 19 в. создан оркестр "Няк тянь", объединивший лучших музыкантов и певцов. В придворной музыке использовались наряду с нар. вьетнамскими и китайские инструменты. Среди инструментов В.- духовые: бамбуковый кхен (соединённые стебли-трубки разной длины с отверстиями, имеющие общий мундштук), флейты продольные и поперечные: дык, тиеу, пи-дой (двойная свирель), шао бан, шао бау (бамбуковая флейта с резонатором из тыквы); пи рам ланг и пи там лей - типа гобоя, и мн. др. Струнные (с количеством струн от 1 до 42) - древний однострунный бау, вибрирующее звучание к-рого близко нар. пению; тхап лук (щипковый типа цитры); среди смычковых распространены двуструнные (типа виолы). Ударные - чонг дай (большой барабан), чонг тео (малый барабан), чанг бан (род бубна), мо (деревянные), различные трещотки и колокольчики, бамбуковый ксилофон чынг; гонги - каменный (хань) и бронзовый (тьенг).

В кон. 19 в. на основе нар. театра возник полусамодеят. театр с большими вокальными лирич. номерами "вонг ко" (воспоминания о прошлом - жанр, сформировавшийся под влиянием тьямской культуры), речитативом, мелодекламацией и танцами (будущий проф. театр кайлыонг). Он носил ярко нац. характер, т. к. опирался на южновьетнамские нар. песни, а также на классич. театр туонг. В классич. арии туонг вплетались грустные тьямские или кхмерские нар. напевы. В оркестре театра кай-лыонг (размещённом за кулисами) вместо характерных для сев. театра барабанов и труб использовались вьетнамские гитары, скрипки и флейты. Первые проф. труппы кай-лыонга созданы к 1920-м гг. К этому периоду относится одна из популярных постановок "Стенания истерзанной души" (по поэме Нгуена Зу). В 30-е гг., национальное муз. иск-во пришло в упадок; проф. театрально-муз. иск-во также утратило нац. своеобразие: ставились оперы европ. репертуара или композиторов В., подражавших европ. образцам.

Лит.: НгуэнДин Тхи, Народные песни Вьетнама, "Советская музыка", 1955, № 5; М и к К у а н г, Вьетнамское оперное искусство, "Вьетнам", 1961, № 3; Национальные музыкальные инструменты, там же, 1963, МЬ 1; N s и ё n D i n h L a i. Etude sur la musique sino-vietnamienne et les chants populaires du Viet-Nam, Saigon, 1956.

Театр

Сведения о театре В. до 19 в. скудны и отрывочны. Традиционные его жанры - тео и туонг. Тео - нар. театр. Иск-во этого театра изустно передавалось из поколения в поколение. Сюжеты черпались из истории, сказок, легенд, поэм. Возникновение тео связано с празднествами, к-рыми ежегодно отмечался сбор урожая в дельте р. Хонгха. Для тео характерна импровизация. Осн. персонажи этих представлений крестьяне (в спектаклях участвуют мужчины и женщины). Тео тесно связано с нар. музыкой и танцами. Действие сопровождается хором. Музыка, танцы и пение чаще всего рассказывают о с.-х. процессах (возделывание риса и др.). Отдельные элементы танца (условные движения кистей рук в танцах с веером и др.) раскрывают содержание пьесы. Представления устраивались во дворах культовых домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая с трёх сторон место, где разыгрывалось действие. Спектакли тео обличали обществ, пороки, сатирически изображая феодалов и представителей франц. колон, властей, воспевали доблесть народа. Наиболее известен выступавший в жанре тео театр, деятель и драматург Нгуен Динь Нги, создавший ок. 50 пьес, как исторических ("Героиня великого Юга", "На голове бешеного слона"), так и остро комедийных, сатирических. В его театре сотрудничали популярные актёры, среди них известный артист Нгуен Ван Тхинь.

Театр туонг - классич. театр В.- возник между 11-13 вв. на С. страны как придворное зрелище. В своём развитии туонг испытал нек-рое влияние кит. классич. театра, заимствовал обрядовые и символич. костюмы, условный грим. В туонге сохраняются условные жесты, костюмы, манера исполнения, интонации. Декорации отсутствуют. Большое место в репертуаре занимают пьесы, рассказывающие о событиях нац. истории, истории Китая. Нередко в основу спектакля положены сюжеты вьетнамской мифологии или переработки произв. кит. классич. лит-ры и драмы. Кроме придворных трупп театра туонг, существовали и бродячие труппы, вносившие в иск-во туонг демократич. тенденции. К сер. 1У в. туонг оОогатился новым содержанием, в числе действ, лиц появились представители народа. Действие в туонге разделяется на акты. Неотъемлемой частью спектакля являются музыка и танцы, способствующие раскрытию характера героя. Декламация ведётся нараспев, на высоких регистрах. К лучшим достижениям театра туонг в нач. 20 в. относятся историч. пьесы драматургов Ханоя liryeH Хыу Тиена "Фениксы Донг А" (о героях борьбы против монг. нашествия - полководцах ЧанХынгДаои ФамНгуЛао) и Хоанг Танг Би "Месть за мужа и долг перед родиной" (о сестрах Чынг, возглавивших в 1 в. восстание против иноземных завоевателей). Образы предателей в этих пьесах недвусмысленно указывали на тех, кто в новое время служил колонизаторам.

Театр к а й-л ы о н г, или обновлённый театр, сформировался к 20-м гг. 20 в. Представление сопровождается музыкой, существуют занавес и декорации. Действие пьесы делится на акты. Сюжеты используются самые разнообразные: из жизни вьетнамского общества нач. 20 в., историч. сюжеты, легенды, часто перерабатываются пьесы европ. театра, сценарии фильмов. Для развития театра кай-лыонга немало сделал поэт Тхе Лы, к-рый в 1942-43 создал труппу, носившую его имя.

К и т ь - н о и - совр. "разговорный", или драматич., театр, появился также в 20-е гг. 20 в. Первые спектакли - комедии Мольера, затем пьесы вьетнамских авторов ("Друг и жена" By Динь Лонга, "Деньги" By Гуен Дака и др.). Была поставлена комедия, написанная Хо Ши Мином,--"Бамбуковый дракон" (1920-е гг.), в,к-рой высмеивается король-марионетка.

III. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ (VIET-NAM DAN-СНЙ CONG-HOA)

Общие сведения

ДРВ - социалистич. государство, юрисдикция к-рого распространяется (с 1954) на сев. часть В., к С. от демаркац. линии. Пл. 158,8 тыс. км2. Нас. 21,3 млн. чел. (1969, оценка ООН). Столица-г. Ханой. (Карты см. на вклейке к стр. ...)

В адм. отношении терр. ДРВ разделена на 25 провинций, в т. ч. 8 провинций входят в состав двух автономных р-нов; имеются два города центр, подчинения- Ханой и Хайфон. Провинции: Куангнинь, Хабак, Ласкай, Йенбай, Виньфу, Хатай, Хоабинь, Хынгйен, Намха, Хайзыонг, Тхайбинь, Ниньбинь, Тханьхоа, Нгеан, Хатинь, Куангбинь, зона Виньлинь (примыкающая к 17-й параллели, приравненная к провинции), провинции Каобанг, Лангшон, Бактхай, Туйенкуанг, Хажанг (входят в авт. р-н Вьетбак); Лайтяу, Нгиало, Шонла (входят в авт. р-н Тэйбак).

Государственный строй

Действующая конституция вступила в силу с 1 янв. 1960. Конституция закрепляет руководящую и направляющую роль во всей обществ, и гос. жизни Партии трудящихся В.

Главой гос-ва является президент ДРВ (избирается Нац. собранием на 4 года). Президент назначает и смещает членов пр-ва, публикует законы и указы, объявляет амнистию, состояние войны или воен. положение, ратифицируетмеждунар. договоры, назначает дипломатич. представителей, возглавляет вооруж. силы и председательствует в Совете нац. обороны. В качестве консультативного органа при президенте функционирует Особое политич. совещание, призванное обсуждать важнейшие обществ.-политические проблемы.

Высший орган гос. власти и единств, законодат. орган - однопалатное Нац. собрание, депутаты к-рого избираются на 4 года по норме 1 депутат от 50 тыс. населения (пром. р-ны с населением в 10- 30 тыс. представлены 1 депутатом каждый). Нац. меньшинства имеют гарантированное представительство в Нац. собрании в количестве 1/7 общего числа депутатов. Нац. собрание образует из числа своих депутатов Постоянный комитет Нац. собрания.

Правительство ДРВ - Совет Министров - образуется Нац. собранием по представлению президента.

Органами гос. власти во всех адм.-терр. единицах являются нар. сове