БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

То Хоая (р. 1920), "Тайфун с моря" (1969) Тю Вана, "Цемент" (1968) Хюи Фыонга. Большую роль в лит-ре играет жанр рассказа, отзывающийся на новые явления в жизни ДРВ: новеллы Нгуен Нгаука ("Высоко в горах", 1961), До Тю ("Наносы", 1967), То Хоая ("Человек из предместья", 1968), By Тхи Тхыонг ("Водяные лилии", 1967) и др.

В поэзии преобладает лирика, выражающая напряжённую эмоциональную жизнь человека нового общества в годы коренных социальных перемен и воен. испытаний. Творческие поиски поэтов ДРВ направлены гл. обр. на то, чтобы бережно сохраняя сложившиеся поэтич. формы, совершенствовать их, не подвергая ломке. Удачны поэмы Нгуен Динь Тхи "Черноморская поэма" (1959) о подвиге Тон Дык Тханга, к-рый поднял флаг восстания на франц. воен. корабле; То Хыу "Тридцать лет с партией" (1959), "С Лениным" (1958). Популярны сб-ки стихов, запечатлевшие лирич. образ В.- "Порыв ветра" (1961) То Хыу, "Цветы обычных дней. Буревестник" (1967) Те Лан Виена (р. 1920), "Два морских вала" Суан Зьеу (р. 1917), "Новые песни" (1966) Хюи Кана (р. 1919). Большой резонанс получил сб. "Стихи" (1967) Хо Ши Мина.

В Ханое выходят лит.-художеств, журналы: ежемесячник "Так фам мёи", с 1969, орган Союза писателей многостраничная газета "Ван нге", с 1948, орган Ассоциации деятелей лит-ры и иск-ва журн. "Ван нге куан дои", орган воен. писателей и художников; "Тап ти ван хаук" (с 1960 по 1963 наз. "Нгиен кыу ван хаук"), орган Ин-та лит-ры Лит. журналы и альманахи издаются также местными филиалами Ассоциации деятелей лит-ры и иск-ва в др. городах.

Лит.: Зимонина И. П., Пути развития прозы Демократической республики Вьетнам (1945-1960), в сб.: Художественный опыт литератур социалистических стран, М., 1967. Н. И. Никулин.

Архитектура и изобразительное искусство

В годы войны Сопротивления (1945- 1954) художники (То Нгок Ван, Фан Ке АН, ЛыонгСуанНьи и др.) создавали агитац. листовки, плакаты, эстампы, рисунки, посвящённые подвигам героев. После 1954 развернулись восстановит, работы и новое стр-во. Важное место заняло пром. стр-во: заводы в Ханое, Као банге и др. городах. Вокруг крупных пром. центров (Ханой, Хайфон) воздвигнуты большие жилые комплексы. В 1965 завершено стр-во Политехнич. ин-та в Ханое. В изобразит, иск-ве получила развитие живопись водяными красками на шёлке (Нгуен Фан Тян, Чан Донг Лыонг и др.) и особенно по лаку (Фан Ке АН, Хоанг Тик Тю, Нгуен Ким Донг и др.). Живопись по лаку стала впервые служить созданию станковых картин, отличающихся своеобразной декоративной выразительностью. Широкую известность получила также масляная живопись (Чан Ван Кан, Май Ван Хиен, Лыонг Суан Ньи и др.). Осн. тематика живописных произв. - трудовая жизнь и борьба народа. Продолжает развиваться графика (иллюстрация, эстамп, плакат). Развитие получила также скульптура (Чан Ван Лам, Зьен Минь Тяу, Дао Ван Кан и др.). Совершенствуются традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва, известные в ДРВ и за её пределами: резьба по слоновой кости и дереву различных пород, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, плетение из камыша, изготовление лаковых изделий с эффектными росписями цветными и золотыми лаками по чёрному фону, вышивка, литьё из металла. В 1957 открылось Высшее художеств., а в 1958 - Художеств.-пром. уч-ща в Ханое. В 1958 организован Союз художников ДРВ. В условиях всенародной борьбы с амер. агрессорами строители героически восстанавливают и отстраивают заново разрушенные города, а также реконструируют старые. Мужеств. сопротивление народа, его стойкость показывают в своих работах художники ДРВ Фам Ван Дон, Май Ван Хиен, Куанг Фонг и др. В различных странах мира демонстрируются выставки художников борющегося В. (выставки в Москве в 1959, 1971 и др.).

Хонг Нгок. "Защитим завоевания революции". Плакат. 1960-е гг.

Лит.: Прокофьев О. С., Современное искусство социалистических стран Востока, М., 1961, с. 53-62: Ш м е л ёва Г. В., Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам, М., 1970. См. также лит. к разделу Вьетнам до 1945, Архитектура и изобразительное искусство.

Музыка

Первым проф. жанром в ДРВ стала массовая патриотич. песня, развившаяся из революц. фольклора, к-рый возник в годы нац.-освободит, войны против франц. колонизаторов. По образцу нар. трудовых песен и часто на их мелодии слагались боевые песни с новым содержанием. На их основе стала формироваться проф. музыка (оратории, кантаты, программные симфонии). Наиболее распространённый жанр - опера, выросшая из нар. театра - тео. Как и древняя, совр. опера сочетает в себе пение, инструментальную музыку и танец. Авторы первых вьетнамских опер - До Ньюан ("Ко-Шао" - "Девушка-звезда") и Ньят Лай ("У берегов реки Ба"). Наиболее значит, совр. оперный композитор - Нгуен Суан Хоат, активный муз. деятель (пред. Союза композиторов ДРВ с 1948), автор оперы "Проход через мост большой реки", в к-рой сочетается нац. муз. фольклор с проф. композиторской техникой. Как и др. вьетнамские музыканты, он сделал много записей бытующей нар. музыки театров тео и др. нар. мелодий и на их основе создал проф. музыку к ряду спектаклей тео. Среди др. авторов опер - Нгуен Ньео Туи, Нгуен Лай, Фам Тьионг, Ле Ба Тунг, Ка Тэ, артистка Нго Тхи Лиеу и др. Мн. композиторы работают над восстановлением музыки известных старинных опер ("Дао Фи Фуг", "Лу Фунг Дин" и др.). В 1960 родилось новое для В. иск-во - балет. С помощью сов. и корейских хореографов были поставлены нац. балеты "Там и Кам" (по мотивам известной сказки), "Пламя Нгеана и Хатиня" (о революц. событиях 1930), одноактные балеты. Музыку к балетам пишут композиторы Нгуен Суан Хоат ("Тхань Зонг"), Чан Куй ("Тюрьма разрушена"), Хоан Ван ("Девушка Ши"), Нгуен Динь Тан (3 балета). Симф. и камерная музыка (гл. обр. программного характера) возникла из нар. песен. Созданы первая вьетнамская программная симфония - "Родина" Хоанг Вьета, симфония и 3 кантаты Нгуен Динь Тана, кантата и прелюдии Хоанг Вана, первая во В. оратория Дам Линя и мн. др.

К ст. Вьетнам. Н г у е н-д ы к-Н у н г. "Заря в полек Лаковая живопись. 1958.

К ст. Вьетнам. 1. Храм Бо-Кхат-Ре-Соа в Мишоне. 10 в. 2. Многоколонная постройка ("динь") в дер. Диньбанг близ Ханоя. 18 в. 3. Пагода Дьен-Бо в Ханое. 1049 (восстановлена в 1955). 4. Тронный зал -"Дворца совершенной гармонии" в Хюэ. 1805 - 33. 5. Жилой дом в Ханое. Начало 20 в. 6. Здание городского театра в Ханое. Рубеж 19 - 20 вв.

В 1955 в Ханое открылась консерватория, затем Школа нац. муз. театра, средние и высшие муз. курсы, детская муз. школа. Студенты изучают совр. муз. теорию и занимаются собиранием и записями нар. мелодий. Мн. музыканты совершенствуются в СССР и др. социалистич. странах. С 1959 в Ханое работает симф. оркестр, с 1962 - оркестр нар. инструментов и Гос. хор ДРВ. С 1962 регулярно проводится "Смотр исполнителей нац. музыки и песен". В 50-е гг. ансамбли песни и танца успешно выступали за рубежом, в т. ч. в Москве (в 1955 - в честь 10-летия ДРВ, в 1959 исполнялись песни народностей ман и мео). В 1961 в Ханое была поставлена опера "Евгений Онегин"П. И.Чайковского (рук. Е. Бадридзе). Мн. вьетнамские музыканты участвовали в междунар. фестивалях молодёжи и были отмечены наградами (особенным успехом пользовались исполнители на нац. инструментах).

Лит.: В а н-К а о, Музыка свободного Вьетнама, "Советская музыка", 1954, № 12; Владимиров Л., Друзья из Вьетнама, там же, 1955, № 11; Л е о н т ь е в а О., Искусство, закалённое в боях, там же, 1957, № 10; Поляновский Г., Певцы и музыканты Народного Вьетнама, там же, 1960, №1; Бадридзе Е., "Евгений Онегин" в Ханое, там же, 1961, № 11; Л ы у X ы у Ф ы о к, Композитор Нгуен Суан Хоат, "Вьетнам", 1961, № 10; Nguyan-DinhL a i, Etude sur la musique sino-vietnamienne et les chants populaires du Viet-Nam, Saigon, 1956. М.Н.Глазова.

Театр

После Августовской революции (1945) драматургия обогатилась новой совр. тематикой. В период 1946-54 кить-ной я кай-лыонг (см. раздел Вьетнам до 1945, Театр) были наиболее популярными театр, формами. В злободневных пьесах находили своё отражение события всенародной войны против интервентов ("То Хиеу" Нгуен Конг Ми, "Пламя уже поднялось" Фан By, "Бакшон" и "Люди остаются на месте" Нгуен Хюи Тыонга, "Крестьянка Хоа" Хаук Фи, "19 августа" Тхам Тама и др.). Передвижные труппы "Орхидея", "Народная труппа", "Август месяц" и др. выступали перед населением и воинскими частями. В соединениях Вьетнамской нар. армии работали многочисл. театр, труппы (в т. ч. "Труппа Победы", осн. в 1949).

После освобождения Ханоя в 1954 впервые был проведён фестиваль различных театр, трупп и самодеят. артистов (проводится раз в 4 года). Были показаны пьесы: "Молодая Ган и молодая Вук", "Три мешка риса", "Уехать или остаться", "На север!" и др.

Театр, иск-во заняло важное место в обществ, жизни страны. Многочисл. пьесы кить-ной успешно решали гл. задачу - создание образа современника, борца за освобождение родины, строителя новой жизни. Наиболее популярными стали пьесы Хаук Фи "У крутого подъёма" (о коллективизации крестьянства) и "Член партии" (о герое-коммунисте), Тхиет By "Дневник геолога" (о нац. интеллигенции), Быу Тиена "Профессор Хоанг", в к-рой ярко показаны образы вьетнамских патриотов. Эти пьесы ставились в Центр, драматич. театре (в Ханое), драматич. коллективах Вьетнамской нар. армии и г. Хайфона. Значительными для дальнейшего развития театра явились постановки сов. режиссёрами пьес "Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Иркутская история" А. Н. Арбузова и др. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Ханое был пост, спектакль "Кремлёвские куранты" Н. Ф. Погодина.

Театр кай-лыонг, отказавшись от чисто внешних эффектов, обратился к углублённому реалистич. воплощению жизни. На его сцене родились популярные спектакли: "Актриса с Юга", "В восставшем Нам-Ки", "Когда цветут персики", "Кьеу", "Куанг Чунг" и др. Театр туонг пережил серьёзный кризис, потерял зрителей и почти исчез. Однако с 1958 труппа туонга Сев. В. была укреплена, в Школе нац. муз. театра открылось отделение туонга, способствовавшее возрождению этого жанра. Наиболее удачны постановки "Полководец Чонг" (1961) Ким Хунга и "Пламя Красных гор" (1962), созданная Хоанг Тяу Ки и Тонг Фыок Фо на основе старой пьесы. Спектакли на совр. темы в туонге немногочисленны. Большой успех имела пьеса Зунг Хияпа "Непреклонное мужество", рассказывающая о подвиге старого патриота. После нек-рого спада успешно развивается театр тео. К концу 1963 из 35 проф. трупп и художеств, коллективов 19 специализировались на спектаклях тео. Совр. тематика в этом жанре была широко представлена на театр, фестивале 1962. Среди удостоенных премий - пьеса "Апельсиновый сад" Лыонг Та (о новом пути крестьянства).

Возрождается старинное иск-во нар. кукольного театра, к-рый существовал в стране в течение мн. веков. Первый проф. театр кукол создан в Ханое (1957).

В 1957 организована Ассоциация артистов вьетнамского театра, задачей к-рой явилось объединение деятелей театр, иск-ва, изучение нац. театр, традиций, обмен творч. опытом. В 1961 открыта Высшая драматич. школа.

Кино

Зарождение кинематографии ДРВ тесно связано с борьбой за освобождение страны, со стремлением показать героизм, мужество борцов ВНА, партизан. В 1948 был снят первый киножурнал "Бой за Мак Хоа", положивший начало развитию документ, кино В. Среди его основоположников операторы Хуанг Мэ, Май Лок, Куанг Туй, Фэн Нгием. В нач. 50-х гг. сняты такие значит, документ, ленты, как "Победа на Северо-Западном фронте", "Защита одной деревни", "Победа под Дьенбьенфу". Большинство фильмов этого времени посвящено вооруж. борьбе народа, строительству социализма в Сев. В. Большую помощь кинематографистам В. оказывали режиссёры и операторы СССР, ГДР, Польши, Венгрии и др. стран.

После 1954 в стране появились возможности для развития нац. кинематографии. В 1958 создана киностудия в Ханое. Постановка кинокартины "На берегах общей реки" (1959, в сов. прокате - "На берегах одной реки", реж. Нгуен Хонг Нги и Фам Фиеу Зан) ознаменовала рождение художеств, кинематографии В. Среди фильмов 60-х гг.: "Апельсиновый сад" (1960, реж. Фам Ван Хоа, по пьесе Лыонг Та), "Памятный подарок погибшего" (1961, в сов. прокате - "Сувенир погибшего", реж. Хонг Нги и Хиеу Зан), "Синичка" (реж. Нгуен Ван Тхонг), "Два солдата" (реж. By Сон; оба в 1962), "Девушка Ты Хао" (1963, реж. Фам Ки Нам), "Маленький Ким Донг" (1964, реж. Нонг Их Дат и By Фан Ту), "Нгуен Ван Чой" (реж. Ли Тхай Бао), "Молодой боец" (реж. Хай Нинь и Нгуен Дак Хинь), "Буря поднимается" (реж. Хюи Тхань Лехюен; все в 1966), "Лес девушки Тхам" (1970, реж. Хай Нинь). Многие из этих фильмов направлены против войны, отражают жизнь борющегося за свободу народа; нек-рые награждены премиями на Междунар. фестивалях в Москве и Карлови-Вари.

В 1959 в Ханое создана нац. киношкола для подготовки сценаристов, режиссёров, актёров, экономистов кинопром-сти. Работают киностудии художеств., хроникально-документ ., научно-популярных, мультипликац. фильмов, а также кинокопировальная ф-ка. В связи с амер. агрессией часть предприятий эвакуирована в джунгли. Среди актёров ДРВ.: Фи Нге, Нгок Лан, Нгуен Хонг Шэн, Ча Жанг, Туе Минь, Тху Хиен, Туй Вииь.

Лит.: Ибрагимов А., Киноискусство сражающегося Вьетнама, М., 1968.

В. Н. Кислое.

IV. ЮЖНЫЙ ВЬЕТНАМ

Юж. В. занимает часть территории В., к Ю. от демаркац. линии. Пл. 173,8 тыс. км-. Нас. 17,9 млн. чел. (1969, оценка ООН). В нарушение Женевских соглашений 1954 при вмешательстве США на территории Юж. В. была создана т. н. Республика Вьетнам (26 окт. 1955) со столицей - г. Сайгон. В адм. отношении терр.делится на провинции.

Естеств. прирост населения в среднем за год - ок. 2,6% (1963-68). Население на территории размещается крайне неравномерно; при относительно высокой ср. плотности (ок. 100 чел. на 1 км2) налбольшая плотность 300-400, а местами до 1500 чел. на 1 км2наблюдается в пределах плодородной равнины дельты р. Меконг и на низменности центр, части страны, где сосредоточена б. ч. населения. Гор. населения менее 15% (1965). Преобладают небольшие города; из крупных выделяются Сайгон с Шолоном (1,6 млн. жит., 1967), Дананг (239,4 тыс. жит.), Хюэ (137,6 тыс. жит.).

Действующая конституция т. н. Республики В. провозглашена 1 апр. 1967. В соответствии с конституцией глава гос-ва - президент, наделённый диктаторскими полномочиями, является также верх, носителем исполнит, власти. Высшим органом управления считается пр-во во главе с премьер-министром. Законе дат. орган с ограниченной компетенцией - двухпалатный парламент, состоящий из сената (60 сенаторов) и палаты представителей (137 деп.). На основе избират. закона 1967 к участию в голосовании не допускаются коммунисты и нейтралисты.

На территории, находящейся под контролем НФОЮВ, 6-8 июня 1969 Конгресс нар. представителей, проходивший по инициативе НФОЮВ, СНДМС и др. патриотич. орг-ций, провозгласил образование Республики Юж. В. (РЮВ); были сформированы Врем, революц. пр-во (ВРП) РЮВ и Консультативный совет ВРП РЮВ в качестве высших органов власти и управления. Вскоре после сформирования ВРП РЮВ получило признание ок. 30 гос-в, в т.ч. ДРВ, первой признавшей ВРП РЮВ, и Сов. Союза (СССР признал ВРП РЮВ