| пагандировали героизм воинов Сов. Армии и трудовые подвиги в тылу. Одновременно с некоторым сокращением числа гражд. Г. была развёрнута широкая сеть фронтовых Г. В 1942 Управление пропаганды и агитации ЦК партии и Гл. политич. управление Красной Армии утвердили положение "О работе военных корреспондентов на фронте". В 1943 на фронтах издавалось 728 Г., вт. ч. 128 ежедневных и 600 Г., выходивших 3 раза в неделю. Зимой 1941-42 партиз. соединениями и подпольными партийными комитетами на оккупированной врагом сов. территории издавалось типографским способом более 20 Г., а в 1943-44 число Г. достигло 270, среди них - Г. "За Советскую Украину", белорусская "Звязда" ("Звезда"), "За Советскую Латвию", "За Советскую Литву", "За Советскую Молдавию" и др. Гл. политич. управление Красной Армии выпускало листок "Вести с Советской Родины", информировавший сов. людей, оказавшихся на оккупированной территории, о положении на фронтах.
В послевоенные годы ЦК партии принял ряд спец. решений о Г.: "Об улучшении качества и увеличении объёма республиканских, краевых и областных газет" (июль 1945), "О мерах по улучшению областных газет „Молот" (Ростов-на-Дону), „Волжская коммуна" (г. Куйбышев) и „Курская правда"" (1946), "О создании редакционных коллегий в республиканских, краевых и областных газетах" (1948), "Об „Экономической газете"" (1960), "О 50-летии газеты „Правда"" (1962) и др.
Осн. задачи партийно-сов. печати в период развёрнутого коммунистич. строительства сформулированы в Программе КПСС (1961) и решениях последующих съездов партии.
К 1962 Сов. Союз превратился в одного из крупнейших в мире издателей Г.: разовый тираж Г. составлял 78,3 млн. экз. (ок. 1/3 разового тиража Г. всего мира). По темпам роста числа изданий Г. СССР опередил многие страны.
Табл. 1.- Рост сети газет и их тиражей в СССР
годы
Число изданий
Разовый
тираж.
млн.экз.
Годовой тираж, млн. экз.
Средний разовый тираж одной газеты,
тыс. экз.
1946
7039
29,6
5334
4,2
1960
6804
66,7
14977
9,8
1965
6253
102
23056
16,3
1970
7251
139,7
31159
19,3
Кроме того, колхозные:
1960
2740
1,9
32
0,7
1970
1443*
1,0
16,9
0,7
* Уменьшение сети и тиражей колхозных газет объясняется в основном расширением сети газет производственных управлений, а также значительным ростом районных газет.
Показательна динамика роста числа экземпляров Г. на душу населения страны. В 1913 в России на 100 чел. приходилось 2,1 экз. Г., в 1940 на 100 чел. населения СССР -19,8 экз., в 1960-32 экз., в 1970- 58 экз.
В 1970 в СССР выходило 28 изданий всесоюзных (общеполитич. и специализированных) Г., 153 республиканских, 284 краевых, областных и окружных, 93 Г. авт. республик и областей, 617 городских, 2825 районных, 3251 низовая и 1443 колхозных. К центральным общеполитич. Г. относятся: "Правда" (по данным на 1970, разовый тираж 9 млн. экз.), "Известия Советов депутатов трудящихся СССР" (8,4 млн. экз.), "Комсомольская правда" (7,7 млн. экз.), "Труд", "Красная звезда", "Социалистическая индустрия", "Сельская жизнь", еженедельная "Экономическая газета". Всесоюзные Г. выходят в основном на рус. яз.; имеется группа общеполитич. Г. на иностр. языках.
В 1970 Г. выходили на 57 языках народов СССР и 9 языках народов зарубежных стран. В каждой союзной, авт. республике и области Г. издаются на языке коренной национальности, на рус. яз. и на языках др. народностей, населяющих данную республику или область. Большинство Г. выходит на языках коренной национальности. Напр., в 1970 в УССР выпускалось 936 Г. на укр. яз., 400 Г. на рус. яз. и 5 Г. на языках др. народов; в Азерб. ССР - 93 Г. на азерб. яз., 14 Г. на рус. яз., 11 Г. на языках др. народов. См. также Республиканская печать.
Широкое развитие получили районные Г., особенно в связи с постановлением ЦК КПСС чО повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся" (1968).
В 1970 издавались 248 специализированных Г., в т. ч. 131 комсомольская (см. Комсомольская печать), 28 пионерских (см. Пионерские газеты), 5 Г. по пром-сти и строительству, 32 транспортные, 6 сельскохозяйственных Г., 17 Г. по вопросам культуры, литературы и искусства, 15 учительских Г., 14 Г. по вопросам физкультуры и спорта.
Значит, интерес читателей вызывают еженедельные издания. Среди них: "Неделя" - воскресное иллюстрированное приложение "Известий", "За рубежом"- еженедельное обозрение иностр. прессы, издание Союза журналистов СССР, "Литературная газета"- еженедельник Правления Союза писателей СССР, "Литературная Россия"- еженедельник Правления Союза писателей РСФСР и Правления Моск. писательской opr-ции и др.
В работе партийно-сов. Г. наряду с проф. журналистами принимают активнейшее участие рабочие и сел. корреспонденты; в 1968 их насчитывалось св. 5 млн. чел. (см. Рабселъкоровское движение).
Большую помощь партийным, хоз. и профсоюзным органам в борьбе за повышение производительности труда, в политич. и экономич. воспитании трудящихся оказывают фабрично-заводские многотиражные Г. (см. Многотиражная печать).
С первых лет социалистич. строительства непрерывно обогащается арсенал инициативных, творческих начинаний сов. Г. К ним относятся: выездные редакции, рейды рабселькоров, выпуск объединённых номеров Г. смежных республик, краёв, областей, нацеленных на комплексное освещение крупных нар.-хоз. проблем, заочные конференции читателей, сменные страницы и т. д. В связи с решением Декабрьского (1965) пленума ЦК КПСС о реорганизации органов партгосконтроля в Г. начали выходить Листки народного контроля.
Многие Г. Сов. Союза награждены орденами. Г. "Правда" дважды удостоена ордена Ленина; Г. "Известия Советов депутатов трудящихся СССР" награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени; орденами Сов. Союза награждены "Комсомольская правда", "Красная звезда", "Труд", "Сельская жизнь", "Пионерская правда", "Литературная газета", многие респ., краевые и областные Г.
Газета за рубежом. Совр. зарубежные Г. имеют различную общественно-полиич. направленность в зависимости от социального строя той или иной страны и своей классово-партийной принадлежности. В социалистич. гос-вах Г. является важным оружием в руках коммунистич. и рабочих партий в борьбе за построение социалистич. общества. В капиталистич. странах бурж. Г. находятся на службе монополий; противостоит им пресса коммунистич. и рабочих партий. В развивающихся странах происходит сложный процесс становления нац. Г., к-рые ведут борьбу за развитие нац. экономики и культуры.
В социалистич. странах центральными органами коммунистич. и рабочих партий являются Г.: "Работническо дело" (Болгария), "Непсабадшаг" ("Nepszabadsag", Венгрия), "Нойес Дойчланд" ("Neues Deutschland", ГДР), "Трибуна люду" ("Trybuna Ludu", Польша), "Скынтейя" ("Scinteia", Румыния), "Руде право" ("Rude pravo", Чехословакия), "Гранма" (Куба), "Нодон синмун" (КНДР), "Унэн" (МНР),"Нянзан"("ЫЬап dan", ДРВ), "Комунист" ("Komunist", еженедельник, Югославия), "Жэньминь жибао" (КНР), "Зери и популлит" ("Zeri i Popullit", Албания). Массовыми тиражами издаются также Г. профсоюзов, молодёжных и др. обществ, организаций. В нек-рых из этих стран издаются Г. партий, входящих в Нац. фронт и участвующих под руководством коммунистич. и рабочих партий в социалистич. строительстве: в ГДР -"Морген" ("Der Могgen", орган Либерально-демократической партии), "Нойе цайт" ("Neue Zeit", орган Христианско-демократич. союза) и др.; в Польше -"Тыгодник демократычны" ("Tygodnik Demokratyczny", орган ЦК Демократич. партии) и др.
За годы нар. власти в социалистич. странах газетное дело было значительно усовершенствовано и развито. Особенно больших успехов добились ГДР, занимающая одно из первых мест в мире по количеству Г. на тысячу человек населения (см. табл. 2), и МНР, печать к-рой возникла одновременно с установлением нар. власти.
В капиталистич. странах происходит процесс концентрации и монополизации газетного дела в руках крупнейших концернов: Хэрста, Паттерсона - Мак-Кормика (США), Бивербрука, Ротермира, Томсона (Великобритания), Шпрингера (ФРГ) и др. (см. Газетно-журнальные монополии). С ростом монополизации и концентрации газетного дела усиливается роль буржуазных Г. в идеологич. одурманивании масс. Гл. источником финансирования бурж. Г. является реклама.
Среди бурж. Г., наряду с бульварными, к-рые издаются миллионными тиражами и отличаются вульгарностью, разжиганием низменных инстинктов, существует небольшое количество т. н. серьёзных Г. для представителей правящих кругов, бурж. интеллигенции, чиновников и т. п., издаваемых меньшими тиражами. Но и те, и другие Г. занимаются манипулированием общественным мнением в интересах монополий и корпораций.
К наиболее крупным бурж. Г., составляющим т. н. жёлтую прессу, относятся "Нью-Йорк дейли ньюс" ("New York Daily News", св. 2 млн. экз.)- США, "Дейли миррор" ("Daily Mirror", 5 млн. экз.), "Дейли экспресс" ("Daily Express", св. 4 млн. экз.), "Дейли мейл" ("Daily Mail", 3,5 млн. экз.)- Великобритания, "Бильд-цайтунг" ("Bild-Zeitung", 4,5 млн. экз.)- ФРГ и др.
В числе буржуазных "серьёзных" Г.- "Нью-Йорк тайме" ("The New York Times", около 700 тыс. экз.) - США, "Тайме" ("The Times", 300 тыс. экз.), "Файнаншел тайме" ("Financial Times", 150 тыс. экз.)-Великобритания, "Франк-Фуртер альгемайне цайтунг" ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", 100 тыс. экз.)- ФРГ, "Монд" ("Le Monde", ок. 400 тыс. экз.), "Фигаро" ("Le Figaro", ок. 500 тыс. экз.)-Франция и др. Большого развития достигла бурж. печать в Японии, где Г., принадлежащие крупным концернам "Асахи", "Иомиури" и "Майнити", выходят многомиллионными тиражами.
Табл. 2. - Выпуск ежедневных* газет за рубежом
Страна
Годы
Число названий газет
Разовый тираж, тыс. экз.
Количество экземпляров на 1000 жителей
Болгария
1968
17
1793
214
Великобритания
1966
106
26700
488
Венгрия
1969
29
2338
227
ГДР
1969
40
6883
403
Италия
1967
69
4997
95
Польша
1969
43
6641
204
Румыния
1969
51
3428
171
США
1969
1758
62060
305
Франция
1967
113
12538
253
ФРГ
1969
542
23466
400
Чехословакия
1968
28
3888
270
Швеция
1968
112
4098
518
Югославия
1969
23
1612
79
Япония
1968
171
49704
492
* К ежедневным газетам ООН относит газеты, выходящие не реже 4 раз в неделю.
Г. коммунистич. и рабочих партий в странах капитала в исключительно трудных условиях ведут борьбу за идеалы рабочего класса, за мир, демократию и социализм. Преодолевая препятствия, нек-рые из этих Г. стали массовыми, пользуются огромным авторитетом у трудящихся своих стран. Среди них -"Юманите" ("L'Humanite", св. 200 тыс. экз.) - центральный орган Французской компартии, "Унита" ("L'Unita", св. 400 тыс. экз.)-центральный орган Итальянской компартии. В ряде капиталистич. стран коммунистич. Г. запрещены и выходят нелегально: орган исп. коммунистов - "Мундо обреро" ("Mundo Obrero"), орган португ. коммунистов -"Аванти" ("Avante") и др.
В сложных условиях развивается печать в странах Лат. Америки, Африки и Азии, где многие Г. находятся в руках амер., англ, и др. иностр. концернов. Молодые гос-ва Азии и Африки, создавая свою печать, сталкиваются с трудностями экономич., политич. и культурного характера. В ряде стран развитие нац. печати осложняется многочисленностью языков коренного населения (страны Африки, Индия). В этих странах значит, роль сохраняет пресса на европ. языках, но постепенно создаётся печать на нац. языках (на хинди, бенгали и др. в Индии, на суахили в Танзании и др.). Во многих странах Африки развитие Г. тормозится низким уровнем грамотности населения, оставшимся в наследство от колониализма.
Значит, развитие газетное дело получило в араб, странах - Алжире, ОАР, Сирии, Ираке, Ливане, Тунисе и др. Особенно много Г. издаётся в Ливане, к-рый считается газетным и книжным центром араб. Востока. Широкую известность приобрели газеты ОАР-"Аль-Ахрам", "Аль-Акбар", "Аль-Гумхурия", в Алжирской Нар. Демократич. Республике-"Эль-Муджахид" ("El Moudjahid") и др.
Сравнительные данные о выпуске Г. за рубежом приведены в табл. 2.
Оформление газеты - художеств.-технич. процесс, включающий выбор и применение шрифтов, иллюстраций, способы расположения материалов (вёрстка), использование цветовых и размерных конт
растов. Цель оформления состоит в том, чтобы в привлекательном, удобочитаемом виде донести до читателя содержание Г., выделить главное.
С оформлением связано понятие "лица" Г. как внешнего выражения её типа: молодёжные Г. оформляются иначе, чем отраслевые, вечерние - иначе, чем утренние, и т. д. На облик Г. существенно влияют её формат, объём, количество колонок на полосе. В СССР общеприняты форматы 42 X 60 см (формат "Правды") и 30 X X 42 см (формат районных, многотиражных, мн. городских и молодёжных Г.). Объём сов. Г. - 4-6 страниц (полос).Часть многотиражных Г. выходит на 2 страницах. В еженедельных изданиях типа "Литературной газеты", "Экономической газеты" и др.-16,24 и более страниц. Заметна тенденция к увеличению количества колонок на полосе: до 8 - 10 колонок в крупноформатных Г. и до 6- в малоформатных. Большое место в Г. занимают иллюстрации (документальные и художеств, фотосюжеты, рисунки, схемы и т. д.).
Графич. индивидуальность каждой Г. зависит от особенностей оформления текстов и заголовков, способа вёрстки, от уровня полиграфии и мастерства оформителей. Совершенствование газетной графики идёт по пути создания новых шрифтов, укрупнения иллюстраций и улучшения их качества, усиления чёрно-белого контраста и введения дополнительного цвета.
Для сов. Г. характерны чёткая композиция, динамичная, целесообразная вёрстка, экономное использование площади. В способах размещения материалов преобладают горизонтально-вертикальные построения со строго прямоугольной конфигурацией материалов, но применяется и т. н. ломаная вёрстка, когда колонки в одних и тех же статьях и заметках имеют разную вел |