| ичину.
Бурж. Г. отличаются обилием пёстрой рекламы, сенсационными формами подачи материалов, большими объёмами, обычно от 4 до 32 страниц, в отдельных амер. воскресных Г. - 100 и более страниц (большую часть занимает реклама).
За рубежом различают 3 главные оформительские школы: англ., нем. и франко-итальянскую. Англ, школу характеризуют ломаная вёрстка с ярко выраженной вертикальной структурой, малогарни-турность шрифтов; нем. школу - широкоформатность колонок, дополнит, цвет, большие разграничит, пробелы; франко-итальянской школе свойственны шрифтовое многообразие, курсивы в текстах, витринное оформление первых полос (см. рис.). Однако нац. оформительские черты бурж. Г. постепенно стираются под влиянием амер. бульварных таблоидов (Г. малого формата) и монополизации прессы. Носительницами лучших оформительских традиций в капиталистич. странах являются Г. коммунистич. и рабочих партий (так, Г. англ, коммунистов "Морнинг стар" неоднократно завоёвывала призовые места на нац. конкурсах Г. по оформлению).
Лит.:Маркс К. и ЭнгельсФ.,О печати, М., 1963;_Л е н н н В. И., О печати. Сб. статей, М., 1939; О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954; Советская печать в документах, М., 1961; Печать СССР за 50 лет, М.. 1967; Летопись периодических изданий СССР. 1961 - 1965, ч. 2 - Газеты, М., 1967; Система средств массовой информации, М., 1968; Большевистская печать. Краткие очерки истории (1894-1917), М., 1962; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 - 2, Л., 1950-65; Верков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М.- Л., 1952; Есин Б. И., Краткий очерк развития газетного дела в России XVII -XIX вв., М., 1967; Станько А. И., Русские газеты первой половины
XIX века, Ростов-на-Дону, 1969; Гребнев А. В., Газета, М., 1965; Лисовский Н. М., Библиография русской периодической печати. 1703 - 1900, П., 1915; Печать зарубежных стран. Западная Европа, Америка, Австралия, М., 1962; Печать, радио и телевидение стран Африки, М., 1965; Иностранная печать, М., 1964; Беглов С. И., Монополии слова, М., 1969; Современные буржуазные теории журналистики, М., 1966; Попов В. В., Г у р е в и ч С. М., Производство и оформление газеты, 2 изд., [М.], 1968; Георгиев Д., Архитектура на вестника. Съвременни насоки в графичното му оформяване, София, 1967; Н u t t A., Newspaper design, 2 ed., L., 1967.
Я. Н. Засурский, Б. И. Есин, А.П.Киселев, А.Л.Мишурис, Е. П.Прохоров.
ГАЗЕТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, комплекс полиграфических процессов, масштабы и характер к-рых определяются тиражом, объёмом и периодичностью выпускаемой газеты. Особенностями Г. п., в отличие от др. специализированных полиграфич. произ-в, являются оперативное взаимодействие работников редакции и типографии на основе строго установленного почасового графика, использование высокопроизводительного оборудования для выполнения в кратчайшие сроки процессов набора, изготовления клише, матрицирования, отливки стереотипов, печатания и экспедирования тиража газеты.
Процессам собственно Г. п. предшествуют составление работниками редакции (техред, выпускающий) макета для вёрстки, разметка оригиналов рукописи, иллюстраций и др. элементов оформления. Работники наборного цеха типографии обеспечивают срочный набор и вёрстку (монтаж) газеты. Параллельно производятся читка корректуры, исправление ошибок в наборе по оттискам гранок и свёрстанных полос, вводятся новые информац. материалы, поступившие в редакцию в ходе работы над текущим номером газеты. Исправленные и окончательно оформленные полосы редактор подписывает к печати. Затем с газетных полос снимают (оттискивают) картонные матрицы, с к-рых отливают стереотипы - печатные формы для печатания газеты на ротационных машинах.
Основное оборудование наборных цехов - полуавтоматич. строкоотливные наборные машины - линотипы, на к-рых можно набрать 8-10 тыс. знаков в час. В современном Г. п. всё более внедряются автоматич. наборные строкоотливные машины, набирающие текст с перфоленты со скоростью, вдвое превышающей скорость набора на полуавтоматических машинах. Стандартная полоса газеты формата (см) 60 X 42 содержит 35-40 тысяч знаков.
Клише иллюстраций изготовляются способом травления фотоизображения на цинке, при этом применяются репродукционные фотоаппараты, копировальные станки, машины для ускоренного "однопроцессного" травления. В передовых газетных предприятиях электронно-гравировальные автоматы позволяют изготовлять клише для газеты за 25-30 мин.
Матрицирование газетных полос производится на гидравлич. прессах, развивающих общее усилие в 4-7 Мн (400- 700 тс). С картонных матриц отливают стереотипы. На современном отливном автомате можно отливать 2 стереотипа в минуту. Большинство газет печатается на скоростных ротационных машинах. Новейшие ротационные газетные машины при ширине бумажного рулона 168 см и скорости вращения печатного цилиндра 40 тыс. об/ч печатают более 100 тыс. экз. газет в час. В крупном Г. п. эти машины представляют собой агрегаты производительностью более 1 млн. экз. в час. Эти машины снабжены автоматич. устройствами для безостановочного перевода печати на новый рулон бумаги, для удаления мест склейки бумаги и макулатурных оттисков, а также для вывода тиража газеты в экспедицию. Экспедиции оборудованы автоматизированными линиями, на к-рых производятся заданный расчёт, компоновка и упаковка газет в пачки.
Большое значение для обеспечения надёжности Г. п. и эффективного использования оборудования, а также для точного воспроизведения мелких графич. элементов текста и иллюстраций имеют применяемые спец. материалы: тройные типографские сплавы (свинец-олово-сурьма), обладающие необходимыми литейными свойствами, быстро кристаллизующиеся и устойчивые при матрицировании под давлением; матричный картон с высокими пластич. свойствами для воспроизведения всех графич. элементов, достаточно термостойкий при многократной отливке стереотипов (до 30 металлич. стереотипов с одной матрицы). В современных ротационных машинах скорость прохождения бумажной ленты доходит до 650 м/мин, вследствие чего возникают большие усилия в натяжении бумажного полотна, а поэтому газетная бумага, при относительно малой плотности (50 г/м2), должна обладать большим сопротивлением разрыву, высокими печатно-технич. свойствами, обеспечивающими воспроизведение на газетных оттисках текста и иллюстраций. Газетная печатная краска должна полностью и мгновенно закрепляться - "высыхать" на бумаге при выходе оттиска с машины.
Для обеспечения своевременной доставки центральных газет читателям всех районов страны организована система децентрализации печатания газет. Около 70% тиража центральных газет печатается в 40 городах страны с матриц, доставляемых самолётами. Однако далее современные скоростные самолёты не могут обеспечить достаточно быструю доставку матриц в отдалённые районы страны. Поэтому всё большее развитие получает передача газетных полос в отдалённые города страны с помощью фототелеграфа по каналам связи. В СССР действуют (1971) 12 пунктов приёма газетных полос по фототелеграфу. При фототелеграфном методе оттиск газетной полосы помещается в передающий аппарат, установленный в издательстве, и передаётся по каналам связи фотрэлектрич. импульсами к пунктам приёма, где на приёмных аппаратах получаются фотокопии газеты на плёнке. В пунктах приёма изображения переносятся на металлическую пластину фотоцинкографским способом, а затем изготовляются стереотипы для печатания тиража. В определённых условиях можно в пунктах приёма применить офсетный способ печати со значит, сокращением общего времени печатания газеты. Продолжительность передачи по каналам связи одной газетной полосы 2,5-3 мин. Применение фототелеграфных средств для печатания газет в областных и республиканских центрах значительно ускорило доставку газет в отдалённые города страны и обеспечило высокую степень её надёжности. СССР располагает самой большой сетью передачи газет по каналам связи. Наибольшая протяжённость линий передач в США, Японии, Швеции -600- 800 км, в СССР -8000 км. Советские аппараты "Газета-2" обеспечивают передачу на 10 000 км. В перспективе намечается довести число пунктов приёма газеты до 50 с использованием искусственных спутников Земли. См. также Газета, Полиграфия.
Лит.: Попов В. В., Общий курс полиграфии, 6 изд., М., 1964; Пономарёв В. Н., Печатно-кодирующпе устройства, "Механизация и автоматизация производства", 1965, №9; его же. Новое автоматизированное наборное оборудование, там же, 1966, № 10; Здесь печатается "Правда", М., 1967; Честнов В. И., Газетная стереотипия, М., 1968; С е м и о н о в А. А. и К ган В. А., Полиграфическое металловедение, М., 1968. Б. А. Фельдман.
ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ, крупные капиталистич. предприятия, владеющие большим количеством газет, журналов и других средств массовой информации и пропаганды. В деятельности Г.-ж. м. наглядно проявляется подчинение прессы и др. средств массовой пропаганды интересам монополистов, тесно связанных с правящими кругами и проводящих их политику, обнажается зависимость бурж. журналистики от денежного мешка.
Появление Г.-ж. м. связано с общим процессом вступления капитализма в стадию империализма, с ростом и развитием монополистич. капитала. Первые газетные тресты возникли в США (трест Скриппса, 1878) и в Великобритании (трест Ньюнеса, 1881). Вслед за ними были созданы крупные газетные концерны: в Великобритании - братьев Хармсуортов (получивших впоследствии титулы лордов Нортклиффа и Ротермира)и Бивербрука; в США - Хэрста, Мак-Кормика - Паттерсона; в Германии - Гугенберга, Ульштейна и др.
Крупные Г.-ж. м. поглощают газеты более слабых фирм путём скупки газет и всякого рода "слияния". Сокращение числа газет сопровождается увеличением тиража крупных монополизированных газет. Так, в 1952 в США выходило 1865 ежедневных газет (разовый тираж 55 370 тыс. экз.), в Великобритании -122 (31 млн. экз.), во Франции-151 (10 193 тыс. экз.), а в 1966 соответственно в США - 1/54 (61 397 тыс. экз.), в Великобритании- 106 (26 700 тыс. экз.), во Франции -117 (11 872 тыс. экз.).
Расширяя сферу влияния, Г.-ж. м. своими капиталовложениями подчинили себе мн. информац. агентства, предприятия бум. и полиграфич. пром-сти, заводы по изготовлению типографской краски и т. д. В последние десятилетия с развитием радиовещания и телевидения они прибрали к своим рукам многие радио-и телевизионные станции. Кроме того, применяя разнообразные способы давления, "короли" бурж. прессы контролируют значит, часть не принадлежащих им средств массовой информации и пропаганды в своих странах. Являясь проводниками идеологич. экспансии империализма и неоколониализма, Г.-ж. м. стремятся захватить печать, радио и телевидение развивающихся стран Африки, Азии и Лат. Америки.
К совр. крупнейшим Г.-ж. м. относятся: в Великобритании - "Ассошиэйтед ньюспейперс" (владеет 3 лондонскими ежедневными газетами, контролирует 13 ежедневных, 21 еженедельное издание, телевизионную компанию "Саутерн телевижн", является совладельцем телевизионных станций Австралии, имеет бум.-целлюлозные предприятия в Канаде), "Интернэшонал паблишинг корпорейшен", осн. С.Кингом (230 газет и журналов в Великобритании, Африке и Лат. Америке, капиталовложения в англ, коммерч. телевидении, в бум. пром-сти Канады), концерн Р.Томсона (169 газет, 150 периодич. изданий, 30 радио- и телевизионных станций в Великобритании, США, Канаде, Азии, Африке, Лат. Америке); в С Ш А-трест Ганнетта (30 газет, местные радио- и телевизионные станции), объединение Скриппс - Говард (18 газет, 75% акций агентства "Юнайтед пресс интернэшонал"), концерн Ньюхауса (22 газеты), монополия Хэрста (15 газет, 11 журналов, пресс-синдикат, клиентами к-рого являются ок. 2700 газет), "Тайм - Лайф инкорпорейтед" (журн. "Тайм", "Лайф" в США, а также их спец. издания для Европы, Азии, Африки и Лат. Америки, журн. "Форчун", монополии принадлежат радиостанция, предприятия лесной и бум. пром-сти); в Ф Р Г - монополия Щпрингера (5 ежедневных и 2 воскресные газеты, неск. иллюстрированных журналов, контролирует 80% прессы ФРГ); во Франции - монополия по распространению печати Ашетт (имеет ок. 50% капиталовложений в общенац. распространит, организацию, контролирует издание крупнейшей вечерней газеты "Франс суар", 11 еженедельников и др.); в Я п о н и и -"Иомиури симбунся" (токийская ежедневная газета "Иомиури", неск. провинц. газет, 2 телецентра), "Асахи симбунся" (крупнейшая ежедневная газета "Асахи", ряд вечерних газет и еженедельников), "Майнити симбунся" (вторая крупнейшая ежедневная газета "Манити", неск. еженедельников и журналов, газета на англ. яз.).
Господство Г.-ж. м. вызывает протест демократич. общественности. Так, в 1968 в ФРГ прошли мощные демонстрации, направленные против деятельности концерна Шпрингера.
Лит.: Бегло.в С., Монополии слова, М., 1969; Матвеев В. А., Империя Флит-Стрнт, М., 1961; Иностранная печать. Краткий справочник, М., 1964. Я. Н. Засурский.
ГАЗИ Ибрагим (полное имя-Ибрагим Зарифович Мингазеев) [22.1(4.2). 1907, дер. Старые Карамалы Камско-Устышского р-на Тат. АССР,-20.2. 1971, Казань], татарский советский писатель. Чл. КПСС с 1927. Род. в крестьянской семье. Участник Великой Отечеств, войны. Осн. темы рассказов и повестей Г. связаны с жизнью татарской рабочей молодёжи, колх. деревни ("Палец", 1930; "Серебристая Нурминка", 1931; "Девушка-бригадир", 1932; "Катя Сорокина", 1938-39; "Яблони цветут", 1951). Автор повестей "Их было трое" (1945) о подвиге сов. разведчиков в годы войны и "Мы ещё встретимся" (1947). Популярны трилогия Г. "Незабываемые годы" (кн. 1-3, 1949-66) о становлении Сов. власти в Поволжье и роман "Обыкновенные люди" (1955; рус. пер.- "За городом, за Казанью", 1957) из жизни нефтяников. Был пред. Правления СП Татарии (1967- 1971), секретарём Правления СП РСФСР (1970-71). Награждён 3 орденами, а также медалями.
Соч.: ГазиИбрай, Онытылмас еллар, Казан, 1964; в рус. пер. - Хлеб, винтовка и любовь, Каз., 1967.
Лит.: Сафуанов С., ИбраЬим Гази, Казан, 1968. М. X. Гайнуллин.
ГАЗИ (араб., от газа - воевать; иногда в лит-ре встречается русифицированное мн. число г а з и и), 1) в ср. века участник газавата - войны мусульман с "неверными" (см. Джихад); в нек-рых странах существовали также спец. отряды Г., вербовавшиеся преим. из бедняков и деклассированных элементов (по существу наёмники), для защиты границ и подавления нар. восстаний. 2) Почётный титул, к-рым во мн. странах мусульм. Востока награждали особо отличившихся военачальников; напр., за победу в Сакарийской битве (авг.- сент. 1921) Мустафа Кемаль (Ататюрк) получил от Вел. нац. собрания Турции титул Г. После упразднения титулов в Турции в 1934 был отменён и титул Г.
ГАЗИАНТЕП (Gaziantep), город на Ю. Турции; адм. ц. вилайета Газиантеп. 160,2 тыс. жит. (1965). Ж.-д. ст. на линии, ведущей в Сирию. Произ-во цемента, текст., кож. изделий; спирто-водочные и мыловар, предприятия. Торговля с.-х. продукцией.
ГАЗИ-МАГОМЕД (искажённо - Кази-Мул л а) (1795-1832), первый имам Дагестана и Чечни (с 1828). Происходил из аварских узденей - свободных земельных собственников. В 20-х гг. 19 в. стал сторонником мюридизма. Провозгласив себя имамом Дагестана, призвал горцев к борьбе против царизма под лозунгом |