БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ями, соломой, шифером. В Сев. Г. сохранились комплексы дворцов местных вождей - глинобитные постройки (вые. до 5 м) с резным геометрич. орнаментом, лепными раскрашенными барельефами; деревянные столбы, поддерживающие свесы кровли, оживлялись резьбой. В крупных городах (Аккра, Кумаси) новые кварталы застроены многоэтажными зданиями совр. типа с применением стекла, бетона, алюминия. С 1960 возводятся новые города (Тема), создаются крупные архит. комплексы (центр культуры в Кумаси) и жилые р-ны (напр., в Аккре).

Значительного уровня в Г. достигла художеств, обработка золота, серебра, бронзы. Выделываются украшения, парадное оружие, вазы, изящные фигурные гирьки (в виде животных) для взвешивания золотого песка. Из драгоценных металлов отливают человеческие фигурки утрированных пропорций и декоративные скульпт. группы юмористич. характера. Издавна процветают гончарное дело (сложные по форме чёрные керамич. сосуды с геометрич. орнаментом и лепными изображениями людей и животных), изготовление нац. одежды ;кенте; с вытканным или штампованным цветным узором, орнаментальная резьба по дереву на бытовых предметах; из красного и чёрного дерева вырезают стилизованные столбообразные статуэтки с большим плоским и круглым лицом на длинной и тонкой шее. После провозглашения независимости в Г. формируется проф. иск-во, устраиваются художеств, выставки. Возникли орг-ции художников (Ганская ассоциация художников, ;Аквапим-6;), объединённых стремлением выработать совр. нац. стиль. Основатель об-ва "Аквапим-6" скульптор О. Ампофо стремится овладеть в этих целях не только афр., но и мировым наследием (от Микеланджело до япон. буддийской скульптуры). С нар. традициями связано творчество скульптора и живописца Кофи Антубама, скульптора Кофи Винсента. Разнообразны идейно-худож. строй и техника работ живописцев (А. О. Бартимеус, Дж. Д. Окае, Г. Ананга, А. Котей) - от декоративного стилиза-торства до европ. реалистич. манеры.

Лит.: Ольдерогге Д., Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.- М., 1958; Meyerowitz Е. L. R., The sacred state of the Akan, L., [1951]; Italiaander R., Neue Kunst in Afrika, [Mannheim, 1957]; Brentjes В., Junge Kunst aus Ghana, ;Bildende Kunst;, 1962, № 1.

XV. Музыка

При наличии общенац. традиций музыка каждой из многочисл. народностей Г. имеет свою специфику и выполняет различные функции в быту. У народов конкомба, дагбани, адангме одним из основных элементов свадебной церемонии является музыка, у акан и ряда др. народов этой традиции нет; в нек-рых сев. р-нах коллективный труд сопровождается музыкой, у ашанти нет такого обычая, и т. п.

Ладовой основой музыки ряда народов (адангме, дагбани, мампруси, кусасн и др.) является пентатоника, у др. народов (акан, буилса, конкомба) -6- и 7-ступенные лады; в р-нах, заселённых представителями разных народностей, применяется неск. звукорядов.

Одна из особенностей музыки Г.- наличие определённого и ;вольного; ритмов, к-рые возникают благодаря применению, наряду с ;главным; акцентом (появляется через определ. промежутки, подчёркивается притоптыванием ноги, хлопком в ладоши, ударом барабана), регулярных и нерегулярных акцентов. В ;вольном; ритме исполняются песни, инструм. пьесы, танцы же требуют определ. ритма.

Разнообразны муз. инструменты Г. Ударная группа представлена барабанами различного типа: ацимеву, сого, киди, каган у народа эве; этвие (леопард) у ашанти и др. Ритмич. фон создают трещотки, погремушки, колокольчики, металлич. кастаньеты. Из духовых инструментов распространены флейты (из бамбука, древесины), трубы (из бивней слонов, рогов животных). На С. преобладают струнные инструменты - муз. луки, однострунные скрипки, цитры, своеобразные 6- и 7-струнные арфы.

В 50-х гг. 20 в. стали применяться европ. инструменты. Распространился новый тип муз. ансамблей - хайлайф (осн. на сочетании народных афр. и европ. инструментов).

С образованием независимого гос-ва Г. открылись новые пути развития проф. музыки. В 1958 создан Совет иск-в, осн. задача к-рого - сохранение и развитие афр. нар. культуры. Проблемами муз. иск-ва занимается Ин-т по изучению Африки при ун-те Г. При ин-те организованы студенческий симф. оркестр и хор. Среди композиторов - Э. Аму, Ф. Гбе-хо, К. Нкетия. Издаются работы по вопросам музыки, фольклора, в т. ч. труды К. Нкетия.

Лит.: Xанга Л., Первый труд, ;Советская музыка;, 1965, № 6, с. 125 - 27; Nkеtia Kwabena, African music in Ghana, Accra, 1962; его же, Folksongs of Ghana, L., 1963; его же, Drumming in Akan communities of Ghana, Edinb., 1963.

XVI. Театр

Среди культурного наследия Г. (особенно у народов акан) значит, место занимают танцы. Существовали танцы, общие для всех областей страны: фонтом-фором - торжественный, церемониальный, аком - колдовской, асафо - воинский, адова - женский похоронный и др. Ритм и движения обычно канонизированы. Танцы являются обязательным элементом почти всех представлений.

В 20-е гг. 20 в. появились передвижные концертные группы, участники к-рых (продолжатели традиц. нар. иск-ва) разыгрывали импровизированные сценки нравоучит. содержания. В 1962 в системе ун-та Г. создана Школа музыки и драмы, имеется также ф-т танца. В 1962 создан ансамбль нар. танца, гастролировавший в Европе.

В 1958 поэтесса Э. Сатерленд организовала драматич. студию, ставшую экспериментальной мастерской нац. театра. В её репертуаре спектакли на языках английском и акан: сказки и легенды -"Анансегоро" ;"Форува" Сатерленд, драмы из совр. жизни -"Сыновья и дочери" ;"Гость из прошлого" Д. де Графта, пьесы нигерийских драматургов В. Сои-инка и Д. Хеншору, переделка ср.-век. моралите ("Одесани"),"Антигона"Ж. Ануя. В 1963 студия вошла в систему ун-та Г. и (совместно со Школой музыки и драмы) поставила ";Царя Эдипа"; Софокла, "Гамлета"У. Шекспира.

Большое значение для развития театра Г. имела деятельность реж. Ф. Мориссо-Леруа. В 1961 он создал труппу "Театр-клуб", в 1965- полупроф. коллектив - Нац. драматич. об-во, где ставил произв. зап. драматургии, иногда адаптируя их ("Антигона в Гаити" и др.), танц. поэмы, а также собственную пьесу "Акосомбо".

Во 2-й пол. 60-х гг. Школа музыки и драмы подготовила драматич. актёров, стремившихся перейти на проф. сцену. В 1968 первые проф. актёры по собственной инициативе образовали драматич.коллективы ("Фриланс плейере"-"Независимые актёры" ;"Легонская семёрка"), к-рые выступают с постановками пьес ганской и переводной драматургии, в их числе "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Кавказский меловой круг" Б. Брехта. Однако материальные трудности вынуждают актёров работать в др. профессиях. Труппы, как правило, существуют недолго и прекращают деятельность из-за финансовых затруднений. Популярностью пользуется комедийный актёр Аджакс Букана, выступающий с собственной труппой. Среди др. полупроф. трупп - "Дом игры" ("Плейхаус" осн. в 1965). В 1961 одна из таких трупп (организована Сака Аквейем) на гастролях в СССР показала спектакль "Обадзенг" ("Заново рождённый";).

Н. И. Львов.

ГАНАКИ, этнографич. группа чехов Моравии, сложившаяся в ср. века и сохраняющая нек-рые диалектологич. и этнографич. особенности. Наименование Г. получили по р. Гана, в долине к-рой они живут.

ГАНАЛЬСКИЙ ХРЕБЕТ, Гональские Востряки, южная часть Восточного хребта па Камчатке.

ГАНГ, Ганга (санскр. Ганга - река), река в Индии и Вост. Пакистане; вместе с Брахмапутрой по водоносности занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. Дл. 2700 км, пл. басе. 2055 тыс. км2 (без Брахмапутры - 1120 тыс. км2). Берёт начало в Гималаях двумя истоками - Бхагиратхи (прав.) и Алакнанда (лев.), впадает в Бенгальский зал. Индийского ок. Бхагиратхи зарождается близ ледника Ганготри, Алакнанда берёт начало в вост. части хр. Заскар. От места слияния своих истоков Г. течёт среди отрогов Гималаев по дну тесных ущелий. От места выхода реки из гор на аллювиальную Гангскую равнину (вост. часть Индо-Гангской равнины) начинается её среднее течение. Река сначала пересекает волнистую и в значит, мере облесённую местность, сильно изрезанную руслами рек, стекающих с Гималаев, после чего спокойно течёт по плоской равнине, в широкой (8-12 км) долине; на пойме много стариц, озёр, протоков, болот. Ширина русла 400 - 600 м. Г. принимает множество притоков, крупнейший из них - Джамна. На протяжении более 1000 км Джамна течёт почти параллельно Г., соединяясь с ним у г. Илахабада. Пространство между ними носит назв. Доаб, что значит Двуречье,- это одна из наиболее населённых областей Индии.

От устья р. Джамна начинается нижнее течение Г. Высота равнины на этом участке постепенно уменьшается от 100-120 м до 25-30 м к началу дельты. К правому берегу местами подходят сев. отроги гор Чхота-Нагпур (возв. Багхелкханд, Раджмахал), берег становится высоким, скалистым; на отдельных участках пороги (напр., у г. Мирзапур). В остальных местах русло широкое, долина хорошо выражена. Пойма изрезана староречья-ми и руслами многочисл. протоков. Принимая воды лев. притоков, стекающих с Гималаев, Г. становится полноводной рекой, ширина к-рой местами превышает 2 км. Ниже возв. Раджмахал Г. течёт по Бенгальской низм. и вместе с Брахмапутрой образует одну из самых грандиозных на Земле дельт (пл. до 100 тыс. км2, по др. данным - ок. 80 тыс. км2), имеющую сложное строение. По устройству поверхности она делится на две части - сев. незатопляемую, с плодородными почвами, хорошо обжитую и занятую преим. плантациями риса, и южную - меньшую по площади, наз. Сун-дарбан, занятую джунглями и болотами. Дельта по краям ограничена большими рукавами Г.: с 3.- Хугли (дл. ок. 500 км, шир. в устье ок. 20 км, глуб. 10 - 12 м, что позволяет океанским судам подниматься до Калькутты), с В.- Пад-ма-Мегхна, соединяющимся с Брахмапутрой в 230 км от устья, является осн. руслом Г. и впадает в Бенгальский зал. четырьмя главными рукавами. Питание смешанное: в горной части гл. обр. за счёт талых ледниковых и Ганг у г. Варанаси в дни празднеств. снеговых вод, ниже - преим. за счёт муссонных дождей, в основном в июле - сентябре (влияние муссонов распространяется частично и на горную область до вые. 4000 м). Подъём воды начинается в конце апреля - начале мая. Наиболее высокий уровень обычно во 2-й половине августа - 1-й пол. сентября; ср. вые. подъёма ок. 10 м, а во время мощных паводков 15 м и более. В холодную часть года река имеет пониженную водность. На ход уровня воды в низовьях большое влияние оказывают морские приливы (в устье Хугли до 5,5 м, у Калькутты - 3-3,4 м), к-рые распространяются вверх на 300 км.

Ср. расход воды в устье (вместе с Брахмапутрой) 35-38 тыс. м3/сек (ок. 1200 км3 в год). Г. выносит ок. 350 млн. т наносов за год (этим объясняется значит, мутность вод реки и Бенгальского зал. у её устья). Наиболее значит, притоки Г.: слева - Рамганга, Гомати, Гхагхра, Гандак, Бурхи-Гандак, Гхугри, Махананда; справа - Джамна и Сон.

Г. имеет большое экономич. значение; в его бассейне расположено много крупных городов: Дели, Агра, Мурадабад, Канпур, Илахабад (Аллахабад), Варанаси (Бенарес), Патна, Калькутта и др. Калькутта - крупный океанский порт. Водные ресурсы бассейна широко используются для нужд орошения. Воды реки начинают разбираться сразу по выходе её из гор. Крупнейшие магистральные оросительные каналы: Верхне- и Нижне-Гангские, Верхне-, Нижне-, Вост.-и Зап.-Джамнские, Агра, Сарда и др. Ведётся большое строительство новых ирригационных систем и гидроузлов. Су доходен на 1450 км от устья. В Бенгалии реки служат осн. путями сообщения. Гид-роэнергетич. ресурсы рек бассейна оцениваются примерно в 150-160 млн. квт, однако используются они весьма слабо.

Река Г. окружена ореолом святости, почитания и преклонения; её воды, по верованиям индуистов, обладают животворной силой; священными считаются устья притоков Г., некоторые города.

Один из рукавов дельты Ганга.

Лит.: Рябчиков А. М., Природа Индии, М., 1950; Муранов А., Величайшие реки мира, Л., 1968; Hart H. С., New India's rivers, Bombay-Calc. -Madras, [1956]

А. П. Муранов.

ГАНГЛИЙ (от греч. ganglion-узел), анатомически обособленное скопление нервных клеток (нейронов), нервных волокон и сопровождающей их ткани у мн. беспозвоночных, всех позвоночных животных и у человека. У позвоночных Г. расположены по ходу нервных стволов. Топографически различают межпозвонковые, околопозвоночные и предпозвоночные Г., а также Г., заключённые в толщу стенок внутренних органов. В состав межпозвонковых и гомологичных им Г. входят чувствительные псевдоуниполярные нейроны. Остальные Г. относятся к периферич. отделу вегетативной нервной системы и представляют в осн. скопления эффекторных мультиполярных вегетативных нейронов, включающие также чувствительные и ассоциативные нервные клетки. Тела нейронов в каждом Г. окружены слоем клеток-сателлитов, кнаружи от к-рого имеется тонкая соединительнотканная капсула. Между группами нервных клеток располагаются более толстые соединительнотканные прослойки, образующие соединительнотканную основу, или строму, Г. Снаружи Г. покрыт фиброзной капсулой, из к-рой по соединительнотканным прослойкам в Г. проникают кровеносные сосуды. На телах и отростках вегетативных нейронов оканчиваются нервные волокна, образующие концевые, или терминальные, контакты- синапсы. У беспозвоночных животных Г. служат координирующими центрами и выполняют функцию центральной нервной системы. Посредством взаимных связей Г. образуют единую систему, расположение которой у беспозвоночных соответствует общему плану строения их тела.

Ю. И. Денисов-Никольский.

ГАНГЛИОБЛОКИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА, ганглиолитические средства, ганглиоплегические средства, группа лекарственных веществ, обладающих способностью угнетать (блокировать) передачу нервных импульсов в узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы. Большинство Г. с. являются бисаммониевыми соединениями, т. е. содержат в молекуле два четвертичных атома азота. Это обеспечивает им взаимодействие с Н-холино-реактивными системами и определяет их лечебный эффект. Представителями Г. с. являются тетамон, бензогексоний, пирилен, пентамин, диколин, димеколин, арфонад, гигроний и др. При пользовании Г. с. могут наблюдаться различные эффекты, связанные с блокадой симпатич. и парасимпатич. ганглиев: блокада симпатич. ганглиев вызывает расширение кровеносных сосудов, понижение артериального давления, а блокада парасимпатич. ганглиев - расслабление гладкой мускулатуры кишечника, бронхов, уменьшение секреции желез пищеварительного тракта. Г. с. применяют гл. обр. при спазмах периферич. сосудов (облитерирующий эндартериит), в ранних стадиях гипертонич. болезни (при отсутствии органич. поражений сердечно-сосудистой системы), при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, а также при приступах печёночной, кишечной и почечной колик, при нек-рых формах бронхиальной астмы, для стимуляции родовой деятельности (обладают способностью повышать тонус мускулатуры матки). В хирургич. практике Г. с. используют для т. н. управляемой гипотонии, а также для уменьшения различных рефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему. При лечении гипертонич. болезни Г. с. часто назначают в комбинации с резерпином, гипотиазидом и др.

Лит.: Денисенко П. П., Ганглиолитики, Л., 1959;