| ниях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1942 вышла замуж за видного конгрессиста, издателя Ф. Ганди. Принимала активное участие в борьбе против англ, колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. После завоевания Индией независимости (1947) заняла видное положение в ИНК, ставшем правящей партией. С 1955 чл. Рабочего комитета и чл. Центральной избирательной комиссии ИНК, пред, женской орг-ции этой партии и чл. Центр, парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. В 1959-60 пред.ИНК. В 1964 вошла в правительство Л. Б. Шастри в качестве мин. информации и радиовещания; в июле 1964 стала также чл. Нац. совета обороны. 19 янв. 1966, после смерти Шастри, была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, по установившейся традиции, как лидер этой фракции стала премьер-министром. В 1967, помимо поста премьер-министра, заняла посты мин. атомной энергии, пред. Плановой комиссии, мин. иностр. дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчёркивала необходимость сохранения осн. принципов политики Дж. Неру - неучастия Индии в воен. блоках, поддержания мира и междунар. сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления дружеств. сов.-инд. отношений, осуществления планового развития нац. основ экономики. В 1969-70, вопреки сопротивлению сил реакции, провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против араб, стран. После выборов 1971 снова получила пост премьер-мин., а также заняла посты мин. внутр. дел, мин. атомной энергии и мин. информации и радиовещания.
ГАНДИ Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар,-30.1.1948, Дели), один из руководителей нац.-освободит. движения Индии, основоположник доктрины, известной под назв. гандизм. Род. в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств п-ова Катхиявар. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридич. образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торг, фирмы в Юж. Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены нек-рых дискриминац. законов. В Юж. Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатъяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит, империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, к-рый оказал на него большое влияние и к-рого Г. считал своим учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину (янв. 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров нац.-освободит. движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Окт. социалистич. революции, началось массовое антиим-периалистич. движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.
Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против англ, господства. Эту борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революц. народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Инд. нац. конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Нац. конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную ан-тиимпериалистич. орг-цию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в нац.-освободит, движение является осн. заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность историч. развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной пром-сти на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в к-рых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностр. зависимости.
Г. боролся против всех проявлений англ, политики ;разделяй и властвуй;, против разжигания индусско-мусульм. розни, против сохранения каст "неприкасаемых"и др. В период подъёма нац.-освободит. движения в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с англ, властями. Однако в февр. 1922 руководство Нац. конгресса по предложению Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политич. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института ;неприкасаемых;. В годы нового подъёма антиимпериали-стич. движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражд. неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. "Соляной поход"). В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по к-рому Нац. конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции "круглого стола" (см. "Круглого стола" конференции), а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на нек-рые уступки инд. буржуазии. В сент. 1934 Г. заявил о выходе из Нац. конгресса, но фактически Г. оставался лидером Нац. конгресса до конца жизни.
Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (напр., в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института ;неприкасаемых; и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.
В 1942, во время 2-й мировой войны, когда англ, пр-во отказалось сформировать нац. инд. пр-во, и в связи с ростом антиимпериалистич. настроений Г. выдвинул в отношении англ, колонизаторов лозунг: "Вон из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление япон. агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революц. выступления масс (в т. ч. и восстание инд. моряков в февр. 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства - Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 янв. 1948 Г. был убит членом индусской шовинистич. орг-ции. Инд. народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело нац. независимости. В советской историч. литературе до сер. 50-х гг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общест-венно-политич. жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе инд. народа.
Соч.: Collected works, v. 1-10, Delhi, 1958-63; Young India. 1919 -1У22, Madras, 1922; Young India, LV. 2]. 1924-1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; врус. пер.- Моя жизнь, М., 1969.
Лит. см. при ст. Гандизм. A.M. Дьяков.
ГАНДИ3М, социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника- М.К.Ганди. Г.- идеология нац.-освободит, движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Осн. политич. принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободит, борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса; в области социальных отношений - утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих - капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка - чаркха), апелляция к религ. чувствам народных масс.
Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила назв. сатъяграхи (букв, упорство в истине). Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражд. неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политич. забастовок, харталов и, в исключит, случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отд. конфликты с англ, властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.
В философии Г. исходит из идеи божеств, реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, к-рая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физич. вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служит ;закон любви; и ;закон страдания;, согласно к-рым последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа жизни. Из религ.-этич. концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия обществ, жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат "средств" (поскольку они есть выражение нравств. воли человека) над"целями" и вы- двигает"средство" мерилом и критерием политич. действия.
Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и философские основы гандизма. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны 1939-45 он допускал необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в Индию).
После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального, экономич. и политич. развития Республики Индии.
Нек-рыми сов. авторами сложная противоречивая идеология гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость.
Лит.: Дьяков A.M. и Реиснер H.M. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии, "Советское востоковедение". 1956, № 5; Новейшая история Индии, М., 1959; Комаров Э., Литман А., Мировоззрение М. Ганди, М., 1969; Ульяновский Р., Предисловие, в кн.: Ганди М., Моя жизнь, пер. с англ., М., 1969; Мартышин О. В., Политические взгляды М. К. Ганди, М., 1970; Рол дан Р., Махатма Ганди, пер. с франц., Л., 1924; Намбудирипад Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ., М., 1960; Fischer L., The life of Mahatma Gandhi, L., 1951; Теndu1kar D. G., Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi, v. 1-8, Bombay, 1951 - 54; Pyarelal, Mahatma Gandhi. The last phase, v. 1 - 2, Ahmedabad, 1956 - 58; Mukerjee H., Gandhiji. A study, 2 ed., New Delhi, 1960; Deshpande P. G., Gandhiana. A bibliography of Gandhian literature, Ahmedabad, 1948; S h a r m a J. S., Mahatma Gandhi. A descriptive bibliography, New Delhi, 1955; The Mahatma. A Marxist Symposium, New Delhi, 1969.
Л.М.Дьяков, А. Д. Литман.
ГАНДИКАП (англ, handicap), 1) скачки и бега, в к-рых участвуют лошади различных возрастов и достоинств. 2) Спортивные соревнования, в к-рых более слабым противникам в целях уравнивания их шансов на успех предоставляется фора (определённое преимущество в условиях). Размер форы обусловливается заранее и зависит от разницы в степени подготовленности соревнующихся, в классе судов, в мощности двигателей и т. д.
ГАНДИСЫШАНЬ, Трансгималаи, горная система в Китае, на Ю. Тибетского нагорья. Простирается почти параллельно Гималаям, от к-рых отделена продольным понижением, занимающим огромную тектонич. депрессию. Дл. ок. 1600 км, ширина в центр, части до 300 км. Преобл. высоты гл. вершин 5000 - 5500 м. Самая высокая вершина - г. Алинг-Гангри, 7315 м. Перевалы (Дин-ла, Конгбопа, Горинг и др.) лежат на вые. 5000 м и более. Сложены преим. мезозойскими гранитами, кварцитами, сланцами и известняками. Развиты толщи кислых лав, перемежающихся с красно-цветными отложениями. Система Г. состоит из нескольких хребтов широтного простирания. Наиболее значит, по протяжённости и высоте - Алинг-Гангри на С., Ньенчен -Тангла и Кайлас на Ю. Между ними находятся второстепенные хребты (Лапчунг, Канчунг-Гангри и др.). Внутр. районы Г. представляют собой чередование беспорядочно расположенных прерывистых цепей и межгорных котловин внутр. стока на вые. ок. 4500 м. В котловинах имеются озёра (оз. Намцо и др.). Сев. цепи отличаются слабым расчленением, плоскими или куполообразными вершинами, неглубокими межгорными долинами, интенсивным развитием процессов физич. выветривания; склоны и подножия засыпаны рыхлыми продуктами выветривания. Юж. ветви Г. являются водоразделом между Индийским ок. и бессточной областью Тибета представляют собой почти непрерывную цепь снежных гор с высокими пиками, с к-рых к Ю. и к С. спускаются большие ледники. Поверхность юж. цепей сильно расчленена глубокими ущельями с крутыми склонами, в к-рых текут короткие, но многоводные реки басе. Цангпо (Брахмапутры) и верх. Инда. Климат в целом суровый, в сев. части мало отличается от климата Тибетского нагорья. Юж. хребты находятся в сфере влияния индийского муссона. На сев. хребтах развиты ландшафты высокогорных щебнисто-галечниковых пустынь, местами-с малогумусными,иногда солон-чаковатыми пустынными почвами грубого механич. состава. Растения не образуют сплошного покрова. В центр, котловинах Г. представлены ландшафты высокогорной низкотравной степи, на наветренных |