БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

есной особенностью является большой (26,3 0) наклон и значит. (0,54) эксцентриситет орбиты.

ГАНИМЕД, спутник планеты Юпитер, наибольший по размерам (диаметр ок. 5150 км), четвёртый по расстоянию от планеты (1070 тыс. км). Г.- один из четырёх больших спутников Юпитера, открытых в 1610 итал. учёным Г. Галилеем.

ГАНКЕЛЬ, Ханкель (Hankel) Герман (14.2.1839, Галле,-29.8.1873, Шрамберг), немецкий математик, работал в Эрлангене и Тюбингене. Ему принадлежит ряд формул теории цилиндрич. функций. Исследования Г. по основаниям арифметики содействовали развитию учения о кватернионах и общих гиперкомплексных числовых системах. Г. принадлежат работы по истории античной и средневековой математики.

Соч.: Theorie der complexen Zahlensysteme, Lpz., 1867 (Vorlesungen iiber die complexen Zahlen und ihre Funktionen, Tl 1); Zur Geschichte der Mathematik in Altertum und Mittelalter, Lpz., 1874.

ГАНН, Ханн (Напп) Юлиус (23.3. 1839, Линц,-1.10.1921, Вена), австрийский метеоролог. В 1874-97 и с 1900 проф. Венского ун-та, в 1877-97 директор австр. метеорологич. ин-та. Один из основателей Австрийского метеорологич. об-ва (1863) и журнала "Метеоро-логише цайтшрифт" ("Meteorologische Zeitschrift"). Создал т. н. динамич. теорию циклонов, объясняющую их возникновение взаимодействием двух противоположных потоков воздуха. Занимался изучением климатов Земли, описал явление фена.

Соч.: Handbuch der Klimatologie, 4 Aufl., Stuttg., 1932; Lehrbuch der Meteorologie, Bd 1 - 2, Lpz.,> 1939 - 51; врус. пер.- Общее землеведение, СПБ, 1902 (совм. с Э. Брюк-нером).

ГАННА ДИОД, полупроводниковый прибор, работа к-рого основана на Ганна эффекте. Осн. элементом Г. д. является полупроводниковый кристалл из арсени-да галлия, фосфида индия или др. толщиной от единиц до сотен мкм, к к-рому присоединены 2 омических контакта. Удельное электрич. сопротивление кристалла - от ~ 0,001 до ~0,01 ом*м. Эффект Ганна в нём возникает при достижении "критической"напряжённости поля (в арсениде галлия ок. 300 кв/м). Для создания промышленных Г. д. используют арсенид галлия. Г. д. применяют для усиления и генерирования электрических колебаний мощностью порядка неск. квт (в импульсном режиме) и сотен мвт (в непрерывном режиме) на частотах от ~0,1 до ~ 100 Ггц, а также для создания быстродействующих логич. и функциональных элементов электронных устройств. 0609.htm
ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органич. целое. В Г. получают внешнее выявление внутр. упорядоченность и мера бытия.

В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г. вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между к-рыми соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", истолковывая её как единство противоположностей : "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахо-ва этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита Г.- не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство: "Скрытая гармония сильнее явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравств. значение: Г. как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. "Государство", III, 400 Е-401А). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.

Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, к-рый стал знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.- Л., 1935, с. 76).

В 18 в. понятие Г. разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. "Монадология", § 51 ел.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчёркивала её воспитат. значение. Англ, философ А. Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности разл. аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А.А.С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г. играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). Развёрнутую теорию Г. дал Гегель. "Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи" ("Эстетика", т. 1, М., 1968, с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Др. Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несёт в себе "романтическое искусство", т. е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г. заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как "строй гармонии".

В своём понимании Г. как формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагони-стич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путём социалистич. революции и построения коммунизма - неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Г. как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности.

Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф.. Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36-84; Zеdеrbаuеr Е., Die Harmonie im Weltall in der Naturund Kunst, W., 1917; Burchartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Kiinste, Munch., 1949.

А. Ф. Лосев.

ГАРМОНИЯ, выразительные средства музыки, основанные на объединении муз. звуков в созвучия и последованиях созву чий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды - созвучия, звуки к-рых расположены или могут быть расположены по терциям. Терцовое построение аккордов опирается на естественные акустич. предпосылки, в первую очередь на натуральный звукоряд (порой применяются и др. принципы построения аккордов, напр, квартовый). В последованиях аккордов выявляются их ладовые функции (см. Функции ладовые): нек-рые воспринимаются как устойчивые (центр, аккорд лада, определяющий тональность, тоника), другие - как неустойчивые (группы доминанты и субдоминанты). Логика ладофункционального движения сочетается в последованиях аккордов с естественностью движения составляющих их голосов (голосоведение). Аккорды и их последования не только подчиняются ладофункциональным закономерностям, но и обладают своими колористическими (фоническими) качествами. Однако выразительность Г. зависит от всех элементов муз. языка, и в первую очередь от мелодии. Со своей стороны, Г. влияет на восприятие мелодии (см. Гармонизация). Г. участвует в созидании музыкальной формы. В построении различных форм существенно значение многих гармонич. средств, напр, каденций, модуляций, соотношения и последования тональностей.

Особенности гармонич. языка составляют один из компонентов муз. стиля - как стиля творчества к.-л. композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой муз.-историч. категории.

Истоки Г. проф. музыки лежат в народном муз. иск-ве. С течением времени Г. постепенно и всесторонне обогащается. При этом эволюция разных сторон Г. происходит неодинаковыми темпами. Так, развитие в области аккордики протекает быстрее, чем в области ладовых функций. Необходимым условием существования Г. на всех этапах её развития остаётся лад, проявления к-рого гибки, широка и изменчивы. Примерно с нач. 17 в. наблюдался значительный прогресс в области Г. Важнейший этап развития Г. связан с музыкой венских классиков. В особенности пышный расцвет Г. переживает в 19 в. Это время ознаменовалось гармонич. нововведениями Л. Бетховена и композиторов-романтиков, выдвижением нац. муз. школ, в частности рус. муз. классики. Одна из ярких глав эволюции Г.- муз. импрессионизм. Совр. период развития Г. характеризуется своими достижениями, в частности в сов. музыке.

Учение о Г. представляет собой один из осн. разделов музыкознания. Основополагающее значение для этого учения, в совр. понимании, имели труды Ж. Ф. Рамо, а в последующее время - X. Римана, Э. Курта и др. В нашей стране ещё до появления трудов Римана большой вклад в разработку учения о Г. внесли П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. Многое здесь сделано и в сов. время. Важнейшим направлением в учении о Г. является ладофункциональная теория (см. Функциональная школа). Г. как учебный предмет входит в основу проф. муз. образования.

Лит.: Чайковский П., Руководство к практическому изучению гармонии, Поли, собр. соч., т. HI a, M., 1957; Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, Поли. собр. соч., т. IV, М., 1960;

Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1 - 2, М., 19.24 - 25; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1932; Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965; их же, Учебник гармонии, 2 изд., М., 1964; Берков В., Гармония. Учебник, 2изд.,М., 1970; Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; R а-meau I. Ph., Traite de 1'harmonie reduite a ses principes naturels, N. Y., [1965]; Koechlin Ch., Traite de 1'harmonie, v. 1 - 3, P., 1928-30. В. О. Верное.

ГАРМОНЬ, гармоника, музыкальный инструмент с проскакивающими металлич. язычками, приводимыми в колебание струёй воздуха, нагнетаемого мехами. Первую ручную Г. изобрёл нем. мастер К. Ф. Л. Бушман в 1822. В России произ-во Г. возникло в 30-40-х гг. 19 в. (Тула). Отечественные мастера создали много разновидностей Г. двух осн. типов. К 1-му относятся Г., на к-рых при растяжении и сжатии меха каждая кнопка даёт различные звуки. Это Г. тульская, саратовская, "черепашка", бо-логоевская, белобородовская, касимовская, петербургская (предшественница баяна), марийская марла-кармонь (обычное распределение звуков в диатонич. строе: до1, ми1, соль1, до2, ми2, соль2, до3 при растяжении меха, ре1, фа1, ля1, си1, ре2, фа2, ля2 при сжатии Г.). На Г. 2-го типа растяжение и сжатие меха не меняет высоты звука. В их числе вятская, ливенка, русянка, елецкая рояльная (предшественница аккордеона), сибирская, хромка; национальные: татарская, кубос, пшинэ, комуз, выборная азербайджанская. В России одновременно с перечисленными бытовали также нем. и венские Г., однорядные и двухрядные. Г. является одним из наиболее распространённых нар. муз. инструментов. Лит.: Новосельский А., Книга о гармонике, М.- Л., 1936; Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Мирек А., Справочник по гармоникам, [М.], 1968. Л.М.Мирек.

ГАРМСИЛЬ (тадж. гармсел), сухой жаркий ветер характера фёна в предгорьях Копетдага и Зап. Тянь-Шаня. Дует летом с Ю. и Ю.-В. и оказывает губительное воздействие на культурную растительность.

ГАРНА (Antilope cervicapra), парнокопытное млекопитающее подсем. настоящих антилоп (Antilopinae). Стройно сложённое животное; дл. тела 120-130 см, хвоста - ок. 15 см, высота в холке до 80 см. У самцов имеются довольно длинные (до 70 см) спирально закрученные рога. Окраска взрослых самцов черновато-серая, самок и молодых - красновато-бурая, низ тела у тех и у др.- белый. Распространена Г. в Индии, исключая Малабарское побережье. Полигамное животное. Живёт стадами по 20-30 голов; населяет обширные открытые равнины. Размножается в течение всего года. Беременность ок. 6 мес. Самки рождают по одному телёнку. Г. очень быстро бегает, великолепно прыгает. Охота на Г.- распространённый вид спорта в Индии. Добывают также ради мяса, к-рое высоко ценится, и рогов.

Лит.: Mammals of the world, v. 2, Bait., 1964.

ГАРНЕТ (Garnett) Дейвид (р. 9.3.1892, Брайтон), английский писатель. Сын критика Э. Гарнета и переводчицы К. Гарнет. Его первые повести "Женщина-лисица "(1923, рус. пер. 1924)," Человек в зоологическом саду "(1924, рус. пер. 1925) сочетают фантастику и сатирич. изображение бурж. действительности. В романе "Возвращение моряка" (1925, рус. пер. 1926; рус. пер. 1927 под назв. "Чёрная жена" ) изобличаются расовые предрассудки. В романах "Без любви" (1929)," Саранча" (1931), "Кролик в воздухе" (1932),"Война в воздухе "(1941) социальные мотивы звучат глуше. Написал автобиографич. трилогию "Золотое эхо" (т. 1-3, 1953-62).

Соч.: The old dovecote..., L., 1928; A terrible day, L., 1932; Pocahontas, L., 1933; Beanyeye, L., 1935.

Е. М. Алексеева.

ГАРНЕТ (Garnett) Констанс (19.12.1862, Брайтон, -18.12.1946, Лондон), английская переводчица русской литературы. Жена критика Э. Гарнета. Училась в Кембриджском ун-те. Участвовала в деятельности Фабианского об-ва. В нач. 90-х гг. сблизилась с кругами рус. революц. эмиграции в Лондоне (С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин, позднее В. И. Засулич, В. Н. Фигнер). В 1894 и в 1904 Г. приезжала в Россию. Посетила Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко. Первый пер. Г. - "Обыкновенная история" И. А. Гончарова (1894). Перевела на англ. яз. собрания соч. И. С. Тургенева (1894-99), Н. В. Гоголя (1922-28), Ф. М. Достоевского (1912-16), А. П. Чехова (1916-22), романы Л. Н. Толстого (1901-02), "Былое и думы" А. И. Герцена (1924-27) - всего ок. 70 тт.

Лит.: Тове А., Констанция Гарнет - переводчик и пропагандист русской литературы, Русская литература , 1958, №- 4; В. Г. Короленко, К. Гарнет и С. М. Степняк-Кравчинский (публикация А. Храбровицкого), там же, 1962, № 4; Неilbrun С. G., The Garnett family, L., 1961.

А. Л. Тове.

Храм в Гарни. 1 в, н. э. Реконструкция Н. Г. Буниатяна: слева - северный фасад; справа -план

ГАРНЕЦ (польск. garniec), старая мера сыпучих тел, вошедшая в употребление в России с кон. 18 в. Г. составлял 1/8 часть четверика, 1/64 часть четверти. 1 Г. =3,28 л