БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

респондент кубинского агентства Пренса Латина . В повестях Г. М. Опавшая листва (1955), Полковнику никто не пишет (1958), Недобрый час (1962), написанных в реалистической манере, сильны критические мотивы. В сборнике Похороны Мама-Гранде (1962) Г. М. впервые ввёл в рассказы фантастику, ставшую одним из основных художественных элементов его романа-эпопеи Сто лет одиночества (1967, рус. пер. 1970). Реальной основой романа служит история Колумбии. Роман отличается многоплановостью, в нём дана сатирическая картина буржуазной цивилизации.

Соч. в рус. пер.: Сто лет одиночества. Послесловие В. Столбова, М., 1971.

Лит.: Буэндиа, Макондо и мир, Латинская Америка , 1971, № 3; Революционный долг писателя - писать хорошо (Габриэль Гарсиа Маркес о своем творчестве и о себе), Иностранная литература , 1971, №; 6; Recopilacion de textos sobre Gabriel Garcia Marquez, La Habana, 1969.

В. С. Столбов.

ГАРСИА MОHXE (Garcia Monge) Xoaкин (20.1.1881, Сан-Хосе, -31.10.1958, там же), костариканский писатель, публицист, обществ, деятель. Был мин. просвещения, директором Нац. б-ки. Издавал лит. журн. Реперторио американо (Rерегtоrio Americano , 1919-58). В нём Г. М. выступал в защиту респ. Испании, против империализма, колониализма и реакц. режимов Лат. Америки. Бытописатель-реалист, Г. М. в романах" Сиротка" (1900), "Дочери полей"(1900) "Самопожертвование "(1902), сб." Злой призрак и другие рассказы" (1917) и др. изобразил тяжёлую жизнь бедноты. В 1905 перевёл на исп. яз. "Красный смех Л.Андреева." Один из организаторов Конгресса в защиту мира и культуры (1953).

Лит.: Abreu Gomez E., Escritores de Costa Rica, Wash., 1950.

ГАРСИА МОРЕНО (Garcia Moreno) Габриель (24.10.1821, Гуаякиль,-6.8. 1875, Кито), государственный деятель Экуадора. В 1860 возглавил врем, пр-во, в 1861-65 президент. В 1869 совершил гос. переворот и провозгласил себя диктатором. Превратил страну в своего рода теократич. гос-во. По конкордату с рим. папой (26 сент. 1862) католицизм признавался единств, религией, в казну Ватикана ежегодно отчислялось 10% гос. дохода. Просвещение было передано в руки иезуитов. Клерикально-помещичья диктатура Г. М. свирепо расправлялась со своими противниками, жестоко подавляла выступления трудящихся, в частности индейцев. Г. М. был убит группой студентов, организовавших против него заговор.

Б. И. Коваль.

ГАРСИА ОЛИВЕР (Garcia Oliver) Хуан, деятель испанского рабочего движения. В 1920-22 один из лидеров анархизма в Испании, соратник Ъ.Дуррути. В годы Нац.-революц. войны 1936-39 руководитель антифаш. милиции Каталонии (июль - сент. 1936), затем мин. юстиции в пр-ве Нар. фронта (нояб. 1936- май 1937). Являлся сторонником единства действий рабочих и антифаш. орг-ций, боролся против капитулянтов. После падения республики - в эмиграции в Лат. Америке.

ГАРСИА ЭРНАНДЕС (Garcia Hernandez) Анхсль (1900-14.12.1930, Кампо-де-лос-Мартирес), испанский офицер (капитан); вместе с Ф.Галаном Родршесом - организатор и руководитель респ. восстания гарнизона в г. Хака в дек. 1930. После подавления восстания был расстрелян.

ГАРСИЛАСО ДЕ ЛА ВЕГА (Garcilaso de la Vega), известен под именем Инка (ок. 1539- ок. 1616), историк Перу. Сын губернатора Куско (Перу). Мать Г. дела В. принадлежала к высшей инкской знати. В 1560-70 - на воен. службе в Испании. В дальнейшем поселился в Кордове и занялся лпт. деятельностью. В нач. 17 в. переехал в Португалию, где в 1605 опубл. труд о завоевании Флориды. Здесь же в 1609 была изд. 1-я часть его большой работы об истории инков и завоевании Перу. 2-я часть была опубл. в 1617. Сочувственно относился к индейцам, ставшим жертвами завоевателей.

Соч.: Los comentarios reales que tratan del origen deloslncas.pt. 1 - 2, Lisboa-Cordoba, 1609 - 17.

М. С. Алъперович.

ГАРСОН (франц. garcon, букв.-мальчик), во Франции - официант в ресторане или кафе; мальчик для посылок в гостинице.

ГАРТ (Hart) Генрих (1855-1906) и Юлиус (1859-1930), немецкие писатели, братья; см. Карт Г. и Ю.

ГАРТ, X а р т (Harte) Фрэнсис Брет (Б ре т Гарт) (25.8.1836, Олбани,-5. 5.1902, Лондон), американский писатель. Сын школьного учителя. Был золотоискателем, журналистом. В цикле Калифорнийские рассказы (1857-71) описал быт и нравы старателей на золотых приисках. В России эти произв. высоко оценили Н.Г.Чернышевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский. В остроумных пародиях на писателей романтич. и сентиментального направления ( Романы в самом кратком изложении , 1867) Г. выступал как сторонник реализма. Герои Г.- отверженные бурж. обществом люди, способные на мужеств. поступки ( "Счастье ревущего стана ", 1868, рус. пер. 1895; "Как Санта Клаус пришёл в Симпси бар" , 1872; "Млисс" , 1860, рус. пер. 1910).

Ф. Б. Гарт. Изгнанники Покер-флета (Москва, 1956). Илл. И. А. Альтмана.

В рассказах ( "Миллионер из Скороспелки" , "Человек из Солано" ) и романах ( "Габриел Копрой" , 1875-76, и др.) Г. показал развращающую власть золота; выступал против расизма ( "Вань-Ли-Язычник" , "Трое бродяг из Тринидада" ); обращался к историч. теме.

Соч.: Complete works, v. 1 - 10, Boston - N. Y., 1929; The letters, Boston - N. Y., 1926; врус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 12, Л., 1928; Избр. произведения, вступ. ст. И. Д. Глпкмана, М.- Л., 1960.

Лит.: Лидский Ю., Писатель-реалист Брет Гарт, К., 1961; Stewart G. R., Bret Harte. Argonaut and exile, Boston - N. Y., 1931; О' Соnnоr R., Bret Harte. A biography, Boston - Toronto, 1966; G a-er J., Bret Harte. Bibliography and biographical data, N. Y., [1968].

Б. А. Гиленсон.

ГАРТ (от нем. Hartblei, букв.- твёрдый свинец), сплавы свинца с сурьмой и оловом, применяемые в полиграфии для отливки машинного набора, стереотипов, шрифтов ручного набора, типографских линеек и пробельного материала.

"ГАРТ" (укр.- закалка), союз пролетарских писателей Украины. Организован в 1923. Объединял видных укр. писателей (П.Тычина, В. Сосюра, И. Микитенко, И.Кулик, В.Блакитный и др.). Существовал театральный Г. (группа деятелей рабочего театра), а также заокеанский Г. , в к-рый входили пролет, укр. писатели США и Канады (И.Йрчан, Н.Тарнов-ский, М.Шатульский, В.Шопинскийи др.). Разнородные идейнотворч. устремления союза привели его к распаду в 1925. В 1927 был создан Всеукр. союз пролет, писателей (ВУСПП). Его органом был лит.-художеств, и критич. журнал Гарт , выходивший с 1927 по 1932.

ГАРТЛЕБЕН (Hartleben) Отто Эрих (1864-1905), немецкий писатель; см. Хартлебен О.Э.

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley) Дейвид (30.8.1705, Армли,-28.8.1757, Бат), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Сын священника, изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем получил мед. образование и всю жизнь работал врачом.

Стремясь установить точные законы психич. процессов для управления поведением людей, попытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. По Г., вибрации внеш. эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психич. явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли (см. Психофизическая проблема). Следуя учению Дж.Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. Основным для закрепления ассоциации он считал повторение. По Г., психич. мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством ассоциации психич. явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы развития - удовольствие и страдание. Сходным образом Г. объяснял формирование общих понятий; они возникают из единичных путём постепенного отпадания от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.

Несмотря па свою механистичность, учение Г. было крупным шагом вперёд на пути материалистич. понимания психики. Его влияние охватило не только психологию, но и этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным пропагандистом учения Г. был англ, химик и философ Дж. Пристли.

Соч.: Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, в кн.: Английские материалисты, XVIII в., Собр. произв., т. 2, М., 1967.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6.

М. Г. Ярошевский.

ГАРТМАН Виктор Александрович [23.4 (5.5). 1834, Петербург,- 23.7(4.8). 1873, с. Киреево Моск. губ.], русский архитектор. Учился в петерб. АХ (1852-61). Один из основоположников русского стиля . В работах Г. идеи развития нац. зодчества сводились к обильному украшению построенных им зданий узорами, заимствованными из нар. вышивок, и деревянной резьбы (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872). Автор изобретательно декорированных деревянных выставочных павильонов (в к-рых широко применял сборные дерев, конструкции), студии в Абрамцеве (1872). Рисовальщик, акварелисту 1871 оформлял оперы М.И.Глинки и А. Н. Серова в Мариинском театре в Петербурге. Акварели Г. послужили темой "Картинок с выставки" М.П.Мусоргского.

Лит.: Стасов В., В. А. Гартман, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1894, с. 126 - 39, 150 - 58; Архитектурный календарь, Архитектура СССР , 1939, № 5.

В. М. Полевой.

ГАРТМАН Лев Николаевич (,1850, Архангельская губ.,-1908, Нью-Йорк), русский революционер, народник. Из мещан. С 1876 участвовал в революц. движении на юге России. В 1878-79 жил в саратовском и тамбовском поселениях землевольцев. После раскола Земли и воли (1879) примкнул к орг-ции Чёрный передел , но вскоре перешёл в Народную волю . В сент,- нояб. 1879 под именем Н.С.Сухорукова вместе с С.Л.Перовской и др. участвовал в подготовке покушения на царя (подкоп на ж. д. под Москвой). В дек. 1879 бежал за границу. По настоянию царского пр-ва 23 янв. 1880 был арестован в Париже, но благодаря вмешательству рус. революц. эмиграции и прогрессивной франц. печати (В. Гюго и др.) освобождён. Являлся заграничным представителем Народной воли . В кон. 1881 переехал из Лондона в Америку. Был знаком с К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс, и революционная Россия, М., 1967; Сидоров Н. А., Л. Н. Гартман, М., 1930.

ГАРТМАН, Хартман (Hartmann) Мориц (15.10.1821, Душник, Богемия,- 13.5.1872, Обердёблинг близ Вены), австрийский писатель. Род. в евр. купеч. семье. Учился в Пражском ун-те. В первом сб. стихов Чаша и меч (1845) развивал идеи свободы личности; в Чешских элегиях (1847) прославлял чешское революц. движение. В поэме Рифмованная хроника попа Маурициуса (1849) воспевал нац.-освободит, борьбу венг. народа. Автор романов Война в лесу (1850), Драгоценности баронессы (1868), сб-ков рассказов Тени (1851), С натуры (1866). Нек-рые стихи и песни Г. ( Белое покрывало ) были популярны в России в переводах М.Л.Михайлова, А.Н.Плещеева, П.И.Вейнберга.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 10, Stuttg., 1873 - 74; в рус. пер., в кн.: Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. Гербеля, СПБ, 1877.

Лит.: Wittner О., Moritz Hartmanns Leben und Werke, Bd 1 - 2, Prag, 1906 - 07.

C. E. Шлапоберская.

ГАРТМАН (Hartmann) Николай (20.2. 1882, Рига,-9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ-идеалист, основоположник т. н. критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. В 1920- 1945 проф. философии в ун-тах Марбурга, Кёльна, Берлина, в 1945-50 Гёттингена. Вначале был последователем марбургской школы неокантианства; не удовлетворённый её субъективизмом ( методологизмом ), Г. под влиянием Э. Гуссерля и М.Шелера разработал онтологич. концепцию, к-рая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластич. учения о бытии ( Система онтологии , т. 1-4, 1933-50). Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов: неорганич., органич., душевного и духовного. Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления. Г. считал коренные филос. проблемы неразрешимыми. В этике Г. вслед за Шеле-ром развивал теорию неизменных этич. ценностей . Осн. вопросом для Г. является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил ( детерминаций ): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) ( Этика , 1925).

Соч.: Grundziige der Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., В., 1949; врус. пер.- Эстетика, М., 1958.

Лит.: Зотов А. Ф., Проблема бытия в Новой онтологии Н. Гартмана, в сб.: Современный объективный идеализм, М., 1963; Горнштеин Т. Н., Философия Н. Гартмана, Л., 1969 (имеется библ.); Heimsoeth Н., Heiss R. [Hrsg.], N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gott., 1952; Feuerstein R., Die Modal-lehre N. Hartmanns, Koln. 1957; Ваrоne F., N. Hartmann nella filosofia del novecento, Torino, 1957.

ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (23.2. 1842, Берлин,-5.6.1906, Грослихтер-фельде), немецкий философ-идеалист. Источниками философии Г. были волюнтаризм А.Шопенгауэра и философия тождества Шеллинга. Соч. Г. Философия бессознательного (1869, 12 изд., 1923) противопоставляет естеств.-науч. материализму мистич. идеализм, а идее социального прогресса - пессимистич. взгляд на историю. Г. придерживается панпсихизма, допуская наличие ощущений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абсолютное бес-сознат. духовное начало. Вселенная, по Г.,- это продукт иррационального процесса, в к-ром сознание - лишь орудие бессознат. мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития.

На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывает этику с точки зрения пессимизма ("Феноменология нравственного сознания" , 1879,3 изд. 1922). Он призывает к избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. В своём отрицании возможности счастья в результате исторического развития Г. приходит к проповеди нигилистической религии ( "Философия религии" , 1882),-эволюция влечёт Вселенную к уничтожению путём осознания её неразумия и нецелесообразности. В психологии Г. выступил против материалистич. позиции, согласно к-рой психич. процессы зависят от физиологических.

Соч.: Kategorienlehre, В., 1896; Die Weltanschauung der modernen Physik, Lpz.,1902; System der Philosophic im Grundriss, Bd 1-8, [Lpz.], 1907 - 09; врус. пер.- Сущность мирового процесса или философия бессознательного, в. 1 - 2, М., 1873 - 75; Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ. 1909; Современная психология, М., 1902; К понятию бессознательного, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 15, СПБ, 1914.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 61, 302 - 304; Дебольский Н. Г., Трансценденталь