БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их историч. облик. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христ. культуры, формации, в образе к-рой явственно проступают черты бурж. общества с его правовыми и нравств. принципами. В Феноменологии духа (1807) Г. развёртывает осн. принципы своей филос. концепции. Духовная культура человечества была впервые представлена здесь в её закономерном развитии как постепенное выявление творч. силы мирового разума. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания мирового духа, начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая абсолютным знанием, т. е. знанием тех форм и законов, к-рые управляют изнутри всем процессом духовного развития,- развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. Абсолютное знание, венчающее феноменологич. историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключит, глава Феноменологии духа - программа критич. преобразования логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего в Науке логики (1812). В этом смысле К. Маркс назвал "Феноменологию духа-..."истинным истоком и тайной гегелевской философии (Маркс К, и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 624).

Универсальная схема творч. деятельности мирового духа получает у Г. назв. абсолютной идеи, а Наука логики определяется как науч.-теоретич. самосознание этой идеи. Абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д.- и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями - действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логич. форм и законов, прорисовывающихся через совокупный историч. процесс. Объявляя мышление субъектом, т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от теистич. бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость.

Согласно схеме Г., дух просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), понятия. Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как конечного духа) к познанию самого себя через освоение всего того богатства образов, к-рые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём внутренние состояния. Центр, место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно - взаимопредполагающих друг друга противоположностей (полярных понятий). Противоречие было понято здесь как мотор, как внутр. импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всё более полному, многообразно расчленённому внутри себя и поэтому -истинному результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически неразрешённого противоречия: его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и конкретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает (снимается).

С помощью созданного им диалектич. метода Г. критически переосмысливает все сферы совр. ему культуры (научной, нравственной, эстетической и т. д.). На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс постоянного отрицания каждого наличного достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определенность к-рого предполагает и определ. способ его разрешения. Остро критич. анализ совр. ему состояния науки и её понятий переплетается у Г. с критич. воспроизведением и филос. оправданием ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и др. части гегелевской филос. системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю в 3-ю части его Энциклопедии философских наук (1817). Философия духа развёртывается далее в Философии права (1821) и в изданных после смерти Г. лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии. Так, в философии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения науки 18 в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной мысли (напр., о взаимосвязи и взаимопереходах определений времени и пространства, об имманентной целесообразности, характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в диалектич. развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалектич. коллизий, к-рые вели к созреванию настоящего, т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г. завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - идеализированным изображением бурж. правосознания, философию религии - апологией протестантизма и т. д.

Вместе с тем гегелевская диалектика заключала в себе возможность и революционно-критич. переосмысления действительности. Это переосмысление - с материалистич. позиций - было осуществлено в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.

К. Маркс, подчёркивая, что его... диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью, отмечал: мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21, 22).

Развитое в Философии права учение Г. об объективном духе оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии (с критики именно этого сочинения Г. началась выработка К. Марксом материалистич. взгляда на общество и историю - см. там же, т. 1, с. 219-368 и 414-29). Объективный дух охватывает у Г. сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, к-рая в своей объективной закономерности возвышается над отд. людьми и проявляется через их различные связи и отношения. Объективный дух развёртывается в праве, морали и нравственности, причём под нравственностью Г. понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражд. общество и гос-во. Г. отмечает противоречия бурж. общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате прогрессирующего разделения труда и т. д. Большое место отводил Г. анализу труда, к-рый считал осн. фактором процесса становления человека.Историю Г. рассматривает в целом как прогресс духа в сознании свободы, причём этот прогресс развёртывается через дух отд. народов, сменяющих друг друга в историч. процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отд. лиц, нашла своё превратное отражение в гегелевском учении о хитрости мирового разума, пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

В эстетике наиболее важной для её последующего развития оказалась содержательная трактовка Г. прекрасного как чувственного явления идеи, причём акцент в понимании эстетического был сделан Г. на том, что идея берётся здесь не в её чистой, логич. форме, но в её конкретном единстве с нек-рым внеш. бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития (формах иск-ва). Последние дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внеш. образом: в символической художеств, форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит вост. иск-во), в классической - идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу (антич. иск-во), в романтической - над внеш. формой преобладают духовный элемент, глубина души и бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства ср.-век. и новое европ. иск-во).

В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-филос. процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отд. филос. систему - как определённую ступень в этом процессе.

Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить действительные завоевания Г. в области логики. Гегельянство развивалось скорее по линии культивирования формальных и мистич. тенденций гегелевской философии (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат диалектики Г. оказал сильное влияние на экзистенциализм (Ж. Ипполит, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер).

Критически переработанная с материалистич. позиций философия Г. является одним из теоретич. источников марксистско-ленинской философии - диалектич. материализма. В этом плане соч. Г. до сих пор остаются лучшей школой диалектич. мысли, на что не раз указывали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Соч.: Werke, Bd 1 - 19, В., 1832-87; Samtliche Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd 1-26, Stuttg., 1927 - 40; Samtliche Werke. Kritische Ausgabe, hrsg. von G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd 1-30, Lpz. - Hamb. 1923-60 - ; rheologische Jugendschriften Tubingen, 1907; Briefe von und an Hegel Bd 1 - 3, Hamb., [1969]; врус. пер. -Сочинения, т. 1-14, М.-Л., 1929-59; Эстетикат. 1 - 2-, М., 1968 - 69 - ; Наукалогикит. 1-, М., 1970; Работыразныхлет,т.1 - 2 М., 1970-71.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 219 - 368, 414-29; Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; и х же, Из ранних произведений, М., 1956, с. 621 - 642; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Гаим Р., Гегель и его время, пер. с нем., СПБ, 1861; К э р д Э., Гегель, пер. с англ., М., 1898; Фишер К., Гегель, его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем., СПБ, 1902-03; Ильин И. А., Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, т. 1 - 2, М., 1918; Овсянников М. Ф., Философия Гегеля, М., 1959; БакрадзеК. С., Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958; Гулиан К. И., Метод и система Гегеля, т. 1-2, М., 1962- 1963; Маньковский Б. С., Учение Гегеля о государстве и современность, М., 1970; Гулыга А., Гегель, М., 1970; Rosenkranz К., G. W. F. Hegels Leben, В., 1844; Dilthey W., Die Jugendgeschichte Hegels, В., 1905; H a e-ring Th., Hegel, Bd 1-2, Lpz., 1929-38; Glockner H., Hegel, Bd 1-2, Stuttg., 1929-40; его же, Hegel-Lexikon, Bd 1-4, Stuttg., 1934-39; Hyppolite J., Genese et structure de la Phenomenologie de 1'Esprit de Hegel, P., 1946; Kojeve A., Introduction a la lecture de Hegel, [P., 1947]; Lukасs G., Der junge Hegel, 2 Aufl., В., 1954; Litt Th., Hegel, Hdlb., 1953; Lowith K., Von Hegel bis Nietzsche, 5 Aufl., Stuttg., 1964; Rosenzweig F., Hegel und der Staat, Bd 1-2, 2 Aufl., Aalen, 1962; Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschizewskij, 2 Aufl., Bad Homburg, 1961; Hegel-Studien, [hrsg. von F. Nicolin und O. Poggeler], Bd 1 -5-, Bonn, 1961-68; Beyer W. R., He-gel-Bilder, В., 1967.

Э. В. Ильенков.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО, обозначение идеалистич. филос. течений, исходивших из учения Г. Гегеля и развивавших его идеи. Возникло в Германии в 30-40-х гг. 19 в. В спорах по релит, вопросам внутри гегелевской школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в духе релит, ортодоксии (К. Гёшель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах и др.), подчёркивало решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому всемирному духу). Промежуточное положение занимало ортодоксальное Г., стремившееся сохранить учение Г. в его чистоте (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса Святое семейство (1844) и Немецкая идеология (1845-46). По пути преодоления младогегельянства пошли Г. Гейне в Германии, А. И. Герцен и В. Г. Белинский в России. Дальнейшее развитие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в бурж. философии 2-й пол. 19- нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. неогегельянства.

М. Ф. Овсянников.

ГЕГЕМОНИЯ (от греч. hegemonia - предводительство, господство), преобладание, руководство; господствующая, руководящая роль к.-л. класса, гос-ва по отношению к другим (напр., гегемония пролетариата).

ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА, руководящая роль пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединённых общими интересами в демократич. и социалистич. революциях, в нац.-освободит, движении, в созидании социализма и коммунизма. Вопрос о Г. п. возникает в период превращения рабочего класса в самостоят, политич. силу в сер. 19 в. В. И. Ленин отмечал, что ...идея гегемонии... составляет одно из коренных положений марксизма... (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 283), и подчёркивал, что именно сознание идеи гегемонии, именно воплощение ее в жизнь своею деятельностью являются необходимыми условиями превращения пролетариата в ре-волюц. класс (см. там же, с. 112, 308). Проблема Г. п. связана с местом рабочего класса в существующей обществ, системе, его историч. ролью в преобразовании капиталистич. общества и включает проблему отношений пролетариата с др. прогрессивными силами. Широта и форма классовых союзов пролетариата определяются характером историч. эпохи, задачами, возникающими на определ. этапе борьбы в отд. странах, связанными со зрелостью самого рабочего класса, его способностью возглавить освободит, борьбу, развитостью др. классов и соотношением классовых сил, нац. особенностями той или иной страны. Неравномерность развития отд. стран определяет и различие как непосредственных, так и более отдалённых рево-люц. задач, к-рые необходимо разрешить в интересах прогрессивного развития той или иной страны.

Идея Г. п. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе анализа историч. миссии рабочего класса как последовательно революц. класса. Определяя стратегич. и тактич. линию авангарда пролетариата - коммунистич. партии, Маркс и Энгельс писали в Манифесте Коммунистич. партии (1848): Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения... Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя (Соч., 2 изд., т. 4, с. 458, 4