| кались на политич. события своего времени. Два крупнейших поэта - Видади и Вагиф, воплотили лучшие черты лирики 18 в. В лирике Видади преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феод, действительности. Поэзия Вагифа оптимистична. Его творчество - значит, этап в развитии азерб. поэзии на пути к реализму.
Литература 19 - нач. 20 вв. В 19 в. поэты Абульгасем Набати, Шюкухи, Ашиг Пери, а также поэтесса Хейран ханум и поэт Бахар Ширвани продолжали традиции Вагифа. Вхождение Сев. А. в состав России (19 в.) явилось новым этапом в политич. и культурной жизни народа. Усиливается азерб. просветит. лит-pa, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Учёный и поэт Аббас-кули Бакиханов, писатель Исмаилбек Куткашенский и др. ввели в лит-ру новые жанры (новелла, реалистич. бытовая поэма) и образ "маленького человека". "Песни Мирзы Шафи" поэта Вазеха, впервые изданные в Германии в 1881 нем. поэтом Ф. Боденштедтом, были переведены на мн. языки Европы, в т. ч. на рус. яз. (1880).
Среди писателей 19 в. исключит, место занимает Мирза Фатали Ахундов - писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азерб. драматургии и выдающийся обществ, деятель. Его произведения сыграли большую роль в развитии обществ, мысли ряда вост. стран, особенно Ирана. В 1-й пол. 19 в. Касумбек Закир в своих сатирических стихах клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Во 2-й пол. 19 в. выдвинулся поэт Сеид Азим Ширвани. Под влиянием его просветит, деятельности во 2-й пол. 19 в. в Баку, Шемахе, Шуше и др. городах появились лит. кружки (меджлисы), выдвинувшие новых поэтов. Лит. кружок в Шуше был связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван. Н. Везиров создал ряд бытовых драм и комедий, направленных против патриарх, отсталости. Дальнейшее развитие азерб. драматургия получает в сочинениях Н. Н. Нариманова, С. С. Ахундова. Драмы А. Ахвердова, Дж. Мамед-кулизаде рисуют несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистич. рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азерб. прозы. В 1906 начал издаваться сатирич. журнал "Молла Насреддин", на страницах к-рого выступал поэт-новатор А. Сабир.
Заметно влияние романтич. направления в творчестве поэта-драматурга Г. Джавида, поэтов А. Сиххата и М. Ха-ди. Перевод Сиххатом сочинений Крылова, Пушкина, Лермонтова и Горького способствовал популяризации рус. классики в А. Одним из пропагандистов рус. лит-ры был литературовед Ф. Кочарли.
Советская литература. Прогрессивные писатели, связанные с жизнью народа, в 20-е гг. приняли деятельное участие в создании сов. лит-ры: Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С. С. Ахундов, А. Шаик и др. впервые отразили в своих сочинениях борьбу за новую жизнь, серьёзные сдвиги в сознании людей. Сов. писатели печатались в журн. "Маариф ве медениет" ("Просвещение и культура"), "Гызыл галемлер" ("Красные перья"). Сатирич. пьесы ставились на сцене сатир-агиттеатра (1921-25). Создавались ист.-революц. пьесы - "Соколиное гнездо" (1921) С. С. Ахундова, "Старый дом" (1927) А. Ахвердова, "Невеста огня" (пост. 1928) Дж. Джа-барлы, "Князь" (1929) Г. Джавида. Азерб. сов. лит-pa развивалась и крепла в борьбе с реакц. бурж. идеологией и теорией "чистого искусства". Лит. критику представляли М. Кулиев, А. Назим и др. Наряду с представителями старшего поколения (Т. Шахбази, Али Назми, С. Гусейн, Б. Талыблы, Дж. Джабарлы и др.) в лит-ру вступили молодые литераторы, к-рые в 1926 объединились в союз азерб. пролет, писателей "Гызыл галемлер", а затем (1928) слились в Азерб. ассоциацию пролет, писателей (АзАПП). Они выступали с художеств, произведениями, отражающими борьбу за новую, социалистич. жизнь.
В 1932 основан Союз сов. писателей Азербайджана - объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистич. строительстве. 30-е гг. были периодом роста азерб. лит-ры, всех её жанров: поэзии, драматургии, прозы.
В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азерб. сов. поэзии, её народность, гуманизм и интернационализм ("Комсомольская поэма", ч. 1, 1933, "Басти", 1937, и др.). В годы Великой Отечественной войны и после неё выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейн-заде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил и др.
Актуальны стихи Сулеймана Руста-ма - пионера азерб. советской поэзии ("От печали к радости", 1927; "Два берега", 1949; "Русскому брату", 19134, и др.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сб-ки "Ветры", 1930; "Стихи", 1934). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы ("Иракская тетрадь", "Баллада о негритёнке Вилли" и др.). За поэму "Ленин" (1950) поэту присуждена Гос. пр. СССР (1951). Поэзии Расула Рзы присущи филос. размышления ("Дни испытаний", "Краски", 1962). Высокие моральные качества сов. людей воспевает в своих лирич. и эпич. произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джа-миля, 3. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидат. труда, дружба народов, борьба за мир и демократию - осн. мотивы азерб. сов. поэзии.
Азерб. сов. драматургия развивает богатые традиции нац. и рус. драматургии. В драмах Дж. Джабарлы ("Невеста огня", "Севиль", опубл. 1929, "Алмас", пост. 1931; "В 1905 году", пост. 1931) нашли отражение важные вехи истории и совр. жизни азерб. народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положит, героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистич. традиции Джабарлы, в пьесах "Хаят" (пост. 1935), "Махаббет" (пост. 1942), "Деревенская девушка" (1962) и др. отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рах-ман создал для азерб. театра ряд комедий на бытовые темы ("Свадьба", пост. 1939; "Счастливцы", пост. 1941; "Ложь", 1966, и др.). Комедии Рахмана обладают сатирич. остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историч. героико-романтич. пьесами С. Вургун ("Вагиф", 1937; "Хан-лар", 1939, "Фархад и Ширин", 1941, и др.). Мехти Гусейн создал историч. пьесы "Низами" (1940), "Джаваншир"; С. Рустам - пьесу "Гачах Наби" (пост. 1940). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева"Вешние воды" (пост. 1948), "Семья Атаевых" (1955), "Ты всегда со мной" (1965), комедия Э. Мамедханлы "Ширванская красавица" (1957) и его пьеса "Утро Востока" (1947). Известность получили пьесы И. Касумова ("Заря над Каспием", 1951; "Человек бросает якорь", 1965, и др.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбе-кова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и др.
Значительны успехи азерб. прозы. Романы А. Абульгасана "Подъёмы" (1930), "Мир рушится" (1933), М. С. Ор-дубады "Тавриз туманный" (1933-48), "Подпольный Баку" (1940), Мир Джа-лала "Манифест молодого человека" (1940), М. Гусейна "Утро" (ч. 1-2, 1950-53), С. Рагимова "Шамо" (т. 1-3, 1931-64), П. Макулу "Саттархан" (1953, отд. изд. 1957) и др. отразили переломные моменты в истории азерб. народа, вступившего в революц. борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна "Апшерон" (1947-50) и "Чёрные скалы" (1957). Сов. деревне, её трудностям и успехам в социалистич. строительстве посвящены романы С. Рагимова "Сачлы" (1940-48), А. Велиева "Гюлыцен" (1949), "В нашем Чичекли" (1951), М. Ибрагимова "Великая опора" (1957, в рус. пер. "Слияние вод", 1958), И. Гусейнова "Самед Амирли" (1960), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана и др. М. Ибрагимов в романе "Наступит день" (1948) отобразил революц.-освободит, борьбу трудящихся Ирана.
Тема нар. героизма в годы Великой Отечеств, войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли "На дальних берегах" (1954), А. Абульгасана "Война" (кн. 1-2, 1947-50, кн. 3 - "Бастионы дружбы", 1955-56), С. Велиева "Спорный город" (1957-58, отд. изд. 1962), Г. Абасзаде "Генерал" (1962) и др. О недавнем прошлом азерб. народа рассказывают романы Э. Абасова "Зангезур" (1956), Г. Мусаева "Восстание в крепости> (1959) и "Северный ветер" (ч. 1-2, 1958-63) и др. Для детей и юношества много пишут М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаев, Т. Алиев (Эльчин), X. Хасилов, X. Алибейли и др. В последние годы стали известны прозаики Анар, Самедоглы, Меликзаде, Мак-суд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли и др.
Успешно развиваются лит. критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мум-таза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная "История азербайджанской литературы" (1957-60). Созданы монографии об азерб. классиках (Низами, Физули и др.), выпускаются труды по истории азерб. лит-ры, публикуются науч.-критич. тексты памятников нар. творчества. Много сделали для ознакомления рус. и арм. читателей с лучшими образцами азерб. лит-ры И. Оратовский, А. Плавник, М.Давитян, С. Григорян и др. Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Сеид-заде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Рафили М., Древняя азербайджанская литература, Баку, 1941; Ариф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962; Курбанов ГЛ., Этапы развития азербайджано-русских литературных связей в XIX в., Баку, 1964; его же, Пушкин и Азербайджан, Баку, 1959; Залеман К. Г., Четверостишия Хака-ни, СПБ, 1875; Бертельс Е. Э., Низами, М., 1956; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958; Рафили М., М. Ф. Ахундов, Баку, 1957; его же, Мирза Шафи в мировой литературе, Баку, 1958; Джафаров Дж., Драматургия Ахундова, Баку, 1958; Садыхов М., Писатели-декабристы и Азербайджан, Баку, 1967;
XV. Архитектура и изобразительное искусство
Развитие архитектуры и изобразит, иск-ва А. отразило его насыщенную политич. и воен. потрясениями историю и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. Локальные условия ист. бытия на протяжении веков породили самобытность иск-ва А., определив его специфич. место в художеств, наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близрасположенны-ми странами способствовала взаимосвязи их художеств, культур.
Памятники иск-ва А. имеют древнюю историю. К 8-7-му тыс. до н. э. восходят ранние произв. огромной "галереи" наскальных изображений (доходящих до зрелого средневековья) в Кобустане (Беюкдаш, Кичикдаш и др.) с искусно награвированными сценами труда, быта, ритуальных обрядов. Мегалитич. и цик-лопич. сооружения в предгорьях М. Кавказа и на терр. Нахич. АССР, остатки доисторич. жилья (прообраз нар. жилища - карадам), материалы раскопок городищ и инвентарь захоронений (зооморфные керамич. сосуды, украшения, глиняные и кам. фигурки животных) характеризуют стр-во и художеств, культуру эпохи энеолита и ранней бронзы. Иск-во последних веков до н. э. и первых веков н. э., преим. сев. областей А. (Албании Кавказской), представлено художеств, изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чёрноло-щёными керамич. и стекл. сосудами. Сохранились остатки сооружений г. Кабалы, крепости Чирах-Кала (6 в.), а также культовых сооружений, в т. ч. базиликального храма в с. Кум и круглого храма в с. Лекит (5-6 вв.; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич), вместе со сходными памятниками Армении и Грузии этого времени принадлежащих к закавказскому художеств, кругу; интересны руины храмового комплекс в Мингечауре (7 в., кирпич-сырец).
Араб, завоевание (7 в.) и распростр некие ислама вызвали появление новь типов сооружений (мечети, минареты медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного иск-ва.
Ослабление (9-10 вв.) Араб, халифата обусловило возникновение множество небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Ганджа Нахичевань и др.) складывались локаль ные художеств, и архит. школы. Важнейшие из них - нахичеванская, ширвано-апшеронская, позднее тебризская. Памятники нахич. школы поражают великолепием керамич. "одеяния" сооружений первоначально одноцветного, а впоследствии многоцветного. Для ширвано-апшеронской школы традиционен кротраст глади каменных стен с пластикой скуп применяемых архит. элементов. Лучшие произведениям тебризской школы свойственны парадность архит. строя, многообразие приёмов и средств декора.
Высокое иск-во ср.-век. зодчих н мастеров художеств, ремёсел выявилось в совершенстве композиций и тонкость орнаментики башенных мавзолеев Юсуфа, сына Кусейира и Момине-хатун Нахичевани, созданных во 2-й пол. 12 в зодчим Аджеми, сыном Абубекра мавзолеев в Мараге, Джуге, в вырази тельной монументальности бакинско. Девичьей башни (Кыз-каласы; 12 в.) замков 13 в. в Мардакяне (зодчий Абдаль-Меджид, сын Масуда), Нардараш (зодчий Махмуд, сын Саада), Ханегг на рекеПирсагат, в экспрессии рельефов "Баиловских камней" (затонувшего укреплённого сооружения 13 в. в Бакинской бухте), изяществе металлич. изделий Нахичевани, яркой красочности расписной керамики Байлакана и Ганджи. В 14-16 вв. в условиях возникших крупных гос-в, роста городов художеств, традиции А. получили новый импульс развития. Лучшим образцам кам. и кирпичного зодчества А. того времени присущи продуманность композиций, тектонич-ность архит. форм, филигранная вязь резьбы по камню или великолепие керамич. поливного декора. В резиденции Ширваншахов - Баку создаётся художественно целостный комплекс дворцовых сооружений (Ширваншахов дворец, основные сооружения - 15 в.), а в Тебризе строится Голубая мечеть (1465), известная замечат. поливным декором. Жизненность традиций местных школ зодчества ощутима в архит. формах, композиции и убранстве башенных мавзолеев Барды, Карабагляра, Хачин-Дорбатлы, замка в с. Рамана, скальной гробницы в с. Мараза.
В миниатюрной живописи, каллиграфии и художеств, оформлении рукописей мусульм. стран видное место принадлежит тебриэской школе, развитие к-рой прослеживается с 13 в. Произв. тебриз-ских миниатюристов периода расцвета (15 и особенно 16 вв.) характеризуются законченностью композиции, изысканностью рисунка, богатством нюансов красочной палитры. Круг тем миниатюр последовательно расширяется - от обычных сюжетов эпич. сказаний и придворного быта до сцен повседневной жизни. Среди крупнейших мастеров Тебриза - Сеид Ахмед, Султан Мухаммед, Мухаммеди, Садиги-бек Афшар и др. Традиции школы развивали прославленный Бех-зад из Герата (возглавлял шахскую мастерскую с 1522), Ага Мирек из Исфахана, грузин Сиявуш и др.
Мастерство художеств, обработки металла иллюстрируют воен. доспехи работы Мухаммеда Момина(16в., Оружейная палата, Москва), а об успехах ковроделия свидетельствуют знаменитый ковёр ардебильской мечети и воспроизведения азерб. ковров на картинах X. Мем-линга, X. Хольбейна и др. художников европ. Возрождения. Высокое иск-во зодчих и мастеров А. отмечают ср.-век. хроники и подтверждают архит. достоинства многих сохранивших их "подписи" примечат. зданий Бурсы, Каира, Багдада, Дербента, Самарканда, Шахрисябза, Герата и др. городов Востока.
На развитии иск-ва 17 в. и особенно 18 в. тяжело сказались борьба Турции и Ирана за обладание А. и междоусобные феод, распри. В 17 в. ещё создаются кру |