БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

пные культовые комплексы в Ардеби-ле (16-17 в.), в Гандже, продолжающие традиции местных школ. От 18 в. сохранился интересный по архитектуре и росписям дворец ханов в Щеки, но монументальное стр-во в целом переживает упадок. Архит.-строит, традиции сохраняются в нар. зодчестве, определяя специфику планировки и своеобразие облика жилищ совр. Кировабадского (купольные дома), Ордубадского (дома с вестибюлями) и др. р-нов. В домах богатых горожан в 18 в. появляются стенные росписи (преим. композиции из растит, мотивов, иногда включающие изображения птиц, животных, людей). Нар. иск-во представлено благородной по форме и изящной по узорам медной посудой и высокохудожественным по отделке оружием из с. Лагич, многообразными по композиции и цветовым сочетаниям коврами Куба-Ширванской, Ганджа-Казахской, Карабахской и Тебризской зон, художеств, вышивкой из Шеки и др.

После вхождения сев. областей А. в состав России (19 в.) в новых р-нах городов и в возникших поселениях появляется регулярная планировка, заметно влияние рус. архит. и строит, культуры. Распространяется тип гор. дома с проёмами на уличных фасадах, двухрядным расположением комнат и застеклёнными галереями - "шушебенд". Традиц. приёмы архит. композиции, нац. архит. формы и мотивы декора нередко сочетаются с формами рус. классицизма. В кон. 19 - нач. 20 вв. Баку, превратившийся в крупный пром. город, застраивается зданиями эклектич. архитектуры, подражающей различным стилям.

Во 2-й пол. 19 в. в сюжетных стенных; росписях и появившейся портретной живописи наряду с традиц. плоскостностью и декоративностью ощутимы реа-листич. черты, попытки объёмно-пластич. моделировки форм, стремление передать портретное сходство (Мирза Кадым Эри-вани, Мир Мохсун Навваб, Уста Гамбар Карабаги). В 1900-10 выступают художники реалистич.-демократич. направления- график А. А. Азимзаде и живописец. Б. Ш. Кенгерли, положившие начало искусству Сов. А.

Коренной перелом в развитии иск-ва А. определила Великая Окт. социалистич. революция, подчинив его запросам народа, избавившегося от социального и нац. гнёта. В 20-е гг. строятся первые благоустроенные рабочие посёлки - "Азнефти", посёлок им. Мамедьярова и др., сооружаются клубы и дворцы культуры. Начинаются работы по реконструкции Баку. В строит, и реконструктивных работах А., а также в воспитании нац. кадров архитекторов участвуют видные сов. зодчие - бр. Веснины, А. П. Иваницкий, А. В. Щусев, Л. А. Ильин.. Г. М. Тер-Микелов, В. С. Саркисов и др. С 30-х гг. работают гл. обр. воспитанники созданного в 1920 архит.-строит, ф-та Азерб. политехнич. института - зодчиестаршего поколения С. А. Дадашев, М. А. Усейнов, В. М. Иванов и др., среднего поколения - Э. А. Касимзаде, Г. А. Меджидов и др.

Этапы развития сов. архитектуры А., особенности творч. направленности и индивидуальностей зодчих определяют-многообразный характер зданий, построенных в Баку и др. городах. Для нач. 20-х гг. характерно поверхностное стилизаторство под феод, архитектуру мусульм. Востока (сооружения электрич. ж. д. и др.). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. его ненадолго вытеснил т. н. конструктивизм с рациональностью плановых решений, лаконичностью геометрически чётких объёмов (дворцы культуры нефтепромысловых р-нов, бр. Веснины; Дворец печати, арх. С. С. Пэн; гостиница "Интурист", арх. А. В. Щусев; физио-терапевтич. ин-т, арх. Г. М. Тер-Мике-лов; все здания - в Баку). Архитектуру 2-й пол. 30-40-х гг. определило стремление к освоению и творч. переосмыслению классического,в т. ч.нац.,архит.наследия (парк им. С. М. Кирова, арх. Л. А. Ильин; консерватория, здание ЦК КП А. и Совета Министров Азерб. ССР, Музей им. Низами,- все арх. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов - в Баку; павильон на ВСХВ 1939 в Москве, арх. С. А. Дадашев, М. А. Усейнов; и мн. др.). Стр-во множества разнообразных зданий и реконструкция р-нов резко изменили облик городов А. В послевоенные годы завершалось стр-во ряда крупных ранее запроектированных зданий (Дом пр-ва, арх. Л. В. Руднев, В. О. Мунц; респ. стадион им. Ленина, арх. Л. И. Гонсио-ровский, О. М. Исаев, Г. А. Сергеев; респ. -б-ка, арх. М. А. Усейнов; театр им. М. Азизбекова в Баку, арх. Г. М. Али-за де и М. М. Мадатов; универмаг в Баку, -арх. Н. Я. Кенгерли; и др.). Однако распространившееся эстетское понимание архитектуры привело к механич. копированию архаичных архитектурных форм и тем самым к распространению эклектики.

В изобразительном искусстве 1920 - 1950-е гг. были периодом становления лзерб. нац. советской художеств, школы. В 20-30-е гг. преимуществ, развитие получила графика (А. А. Азимзаде, И. Г. Ахундов, Г. А. Халыков и др.). В 30-40-е гг. усиливается роль скульптуры (П. В. Сабсай, создавший памятник С. М. Кирову в Баку; Ф. Г. Абдурахма-нов, автор памятников Низами в Кировабаде и Баку; Д. М. Карягды и др.) и особенно живописи (С. А. Саламзаде, С. Б. Бахлулзаде, Б. А. Мирзазаде, Т. А. Тагиев и др.); заметны успехи театрально-декорационного (Р. М. Муста-фаев, С. Г. Шарифзаде, Н. М. Фатул-лаев, И. А. Сеидова, К. М. Кязимзаде и др.) и декоративно-прикладного иск-ва (Л. Г. Керимов и др.). Однако появившееся в кон. 40-х-нач. 50-х гг. стремление к внешней парадности мешало развитию иск-ва А.

К кон. 50-х гг. определился новый этап в развитии сов. иск-ва А. Для перелома в архитектуре характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроит. подход к архит. задачам, смелость творческих исканий, подсказанных расширением возможностей строит, техники. Небывалый размах приобрело жилищное стр-во, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустр. методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан, Али-Байрамлы) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихся городов (Баку, Кировабад, Степанакерт): применение свободной планировки, создание микрорайонов (Салаханы и др.), формирование обществ, центров Баку (пл. им. Ленина, реконструиров. Приморский бульвар, пл. Академгородка, пл.имени 26 бакинских комиссаров, Сев. Советская пл.), Кировабада, Нахичевани, Степанакерта и др. Для большинства городов были разработаны ген. планы реконструкции и развития (арх. Г. А. Алескеров, С. М. Ваидов и др.). Эстетич. качества современного этапа советского зодчества А. нашли известное выражение в архитектуре капитальных зданий Баку (здание Президиума АН Азерб. ССР, арх. М. А. Усейнов; аэровокзал, арх. Г. А. Меджидов; цирк, арх. Э. А. Исмай-лов, Ф. Р. Леонтьева; станции бакинского метрополитена, арх. М. А. Усейнов, К. И. Сенчихин и др.; новая гостиница "Интурист", арх. М. А. Усейнов; высотная гостиница, арх. Г. А. Меджидов и др.), в жилой застройке, в садово-парковых сооружениях.

Конец 50-х гг.- значит, веха и в дальнейшем развитии изобразит, иск-ва. Углубляется и расширяется далёкий от экзотич. бытовизма процесс осмысления нац. художеств, традиций. Кроме упомянутых выше художников, в монумент, скульптуре работают О. Г. Эль даров и Т. Г. Мамедов (создавшие памятники В. И. Ленину в Сумгаите и Физули в Баку), в графике - М. Ю. Рахманзаде, А. А. Рзакулиев, О. С. Садыхзаде и др. Ярким своеобразием отличается живописная школа А. Её лицо определяют не только названные художники старшего поколения, но гл. обр. живописцы, выдвинувшиеся в 50-60-е гг.,- М. Г. Аб-дуллаев, Н. Г. Абдурахманов, А. А. Джа-фаров, Н. С. Касумов, Т. Ф. Нариманбеков, Т. Т. Салахов, В. А. Самедова и др. Для их произведений, посвящённых преим. современности, характерны оптимистичность художеств, строя, насыщенная звучность палитры, приподня-то-романтич. трактовка образов, многообразие приёмов и средств художеств, выразительности. Многие художники А. участвовали в выставках за рубежом - в странах Европы, Африки (ОАР), Латинской Америки; нек-рые имели там персональные выставки (М. Г. Аб-дуллаев, Т. Ф. Нариманбеков, С. Б. Бахлулзаде).

В А. функционируют архит.-строит, ф-т Азерб. политехнич. ин-та, Азерб. художеств, уч-ще им. А. Азимзаде, ф т декоративно-прикладного иск-ва Ин-та искусств им. М. А. Алиева. В 1936 в Баку организован Союз архитекторов.

Азерб. ССР, в 1940 - Союз художников Азерб. ССР.

Лит.: Искусство Азербайджана, т. 1 - 12, Баку, 1949 -68; Архитектура Азербайджана. Очерки, Баку, 1952; Изобразительное искусство Азербайджанской ССР, М., 1957; Тревер К., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, М.- Л., 1959; Очерки изобразительного искусства Советского Азербайджана, Баку, 1960; Новрузова Д., Монументальная скульптура Азербайджана, Баку, 1960; Керимов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]; Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А., История архитектуры Азербайджана, М., 1963; Саламзаде А., Архитектура Азербайджана XVI -XIX вв., Баку, 1964; Бретаницкий Л., Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, М., 1966; Касимзаде Э., Проблемы развития азербайджанской советской архитектуры на современном этапе, Баку, 1967; Издания Института архитектуры и искусства. Каталог, Баку, 1966. Л.С.Бретаницкий. Илл. см. на вклейках XXI-XXIII.

XVI. Музыка

Отдельные сведения о ранних этапах развития музыки на терр. совр. А. дают наскальные изображения, датируемые 5-3-м тыс. до н. э. Сохранился своеобразный ударный инструмент кам. века "гавал-даш" ("камень-бубен") в Кобу-стане. Найденные при раскопках муз. инструменты (на терр. Мингечаура), а также сказания (героич. эпос "Китаби Деде Коркуд") свидетельствуют о муз. культуре прошлого. На протяжении мн. веков азерб. музыка бытовала в рамках фольклорного иск-ва. Были созданы клас-сич. образцы мелодий, отмеченные тонкой разработанностью ладово-интонац. строя и ритмики. Вокально-инструмент. формы содержат существ, элементы многоголосия. Особенно обширно нар. песенное творчество, многогранно отразившее различные стороны нац. жизни. Широко представлены песни трудовые ("Лучи труда", "Песня косаря"), исторические ("Пеший Кёр-оглы"), лирические ("Ты похожа на возлюбленную", "У подножия крепости", "О, сокол"), обрядовые, свадебные, шуточные ("Иди, иди") и т. д. Песни исполняются соло, редко - коллективно, в основном в унисон. Самостоят, областью в азерб. муз. фольклоре является танц. музыка. Характерные размеры 6/8 отличаются разнообразием и остротой ритмич. фигур (часты пунктиры, синкопы). Среди азерб. муз. инструментов - тар, саз, канон, уд (струнно-щипковая группа), кеманча (струнно-смычковая), ту тек, баламан, или балабан, зурна (духовые), нагара, гоша-нагара, дэф, или бубен (ударные), и др.

Иск-во ашугов, представляющее проф. нар. искусство, импровизационно, оно подчинено определённым стилистич. признакам (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодии и т. д.). Существует неск. десятков классич. ашугских мелодий, каждая из к-рых может исполняться на разные тексты (гахраманы - героич. песня, гёзеллеме - лирич. песня-восхваление и т. д.). Ашуги исполняют дастаны (сказания) - героические ("Кёр-оглы"), лирические ("Асли и Керем", "Ащуг-Га-риб"), песни-диалоги - дейишме (муз.-поэтич. соревнования 2 ащугов), аккомпанируя себе на сазе. Среди выдающихся ашугов прошлого - Гурбани, Аббас Туфарганлы, Алескер, среди совр. ашугов - Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Шамшир Годжаев, Ислам Юсифов и др. Традиц. азербайджанская музыка основана на развитой ладовой системе. Особенно распространены лады раст, шур, сегях. Шур является интонац. основой музыки ашугов. Исследованиями этих ладов занимались уже в ср. века теоретики Сафи-ад-дин Абд-аль-Мумин аль Урмави, Абдул Кадир Мараги, писавшие трактаты о ладах, муз. формах и связях музыки с поэтич. текстом. Названия осн. 7 ладов стали названиями мугамов.

С развитием городской культуры в ср. века связано возникновение мугамов - вокально-инструмент. циклич. пьес с контрастным сопоставлением импрови-зац.-речитативных разделов и чётких, закруглённых песенно-танцевальных мелодий (тэсниф - песня в мугаме, ренг - инструментальный эпизод). Каждая пьеса строится в одном из ладов мугамов и носит соответств. название-"Раст", "Шур", "Сегях", "Шуштэр", "Чаргях", "Баяты-шираз", "Хумаюн". Исполнители их - музыканты-профессионалы, составляют вокально-инструмент. ансамбли в составе: ханенде - певец, сазандари - тарист, кеманчист, бубнист. Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. В мугамах прослеживаются элементы многоголосия. Контрастность мелодич. линий возникает в зэрби-мугамах, в к-рых импровизац. вокальная партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инструмент, сопровождения. Известные мугаматисты старших поколений (19-20 вв.) - певцы Г. Гуси, Кечачи Мамед, И. Абдуллаев, Д. Карягды, М. Бейбутов, М. Д. Амиров, С. Шушинский, 3. Адигезалов, таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы совр. игры на этом инструменте), К. При-мов, М. Мансуров, А. Бакиханов; новых поколений - певцы X. Шушинский, С. Кадымова, Ш. Алекперова, А. Алиев, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть муга-матистов родом из Карабаха. Мугамы исследовал Навваб Мир Мохсин Шушинский. Теория азерб. ладов создана У. Гаджибековым - "Основы азербайджанской народной музыки" (изд. в 1945).

В нач. 20 в. У. Гаджибеков закладывает фундамент совр. муз. культуры А. Его первая опера "Лейли и Меджнун" по одноим. поэме Физули (пост. 1908), основанная на нар. напевах, положила начало мугамной опере. В этом жанре написаны и др. оперы У. Гаджибекова (в т. ч. "Асли и Керем", 1912), М. Магомаева ("Шах Исмаил", пост. 1919), 3. Гаджибекова ("Ашуг-Гариб", пост. 1916). У. Гаджибеков создал также 3 муз. комедии, из к-рых известность приобрела "Аршин мал алан" (пост. 1913). Среди первых представителей нац. муз. театра - дирижёр М. Магомаев, артисты оперы и драмы Г. Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, А. Агдамский.

После установления Сов. власти в А. (1920) для развития муз. культуры открылись невиданные перспективы. В республике создаются консерватория (1921), муз. техникум и школы, муз. изд-во (1923). В 1926 У. Гаджибеков организовал первый многоголосный азерб. хор, в 1931 - первый нотный оркестр нар. инструментов. Были созданы муз. школа-десятилетка, филармонии (в Баку и Кировабаде), Азерб. гос. хор и др. коллективы; в 1938 -симфонич. оркестр.

В 1920-е гг. развитие получает массовая песня (У. Гаджибеков и М. Магомаев), появляются первые образцы нац. романса (А. Зейналлы). Крупным событием в муз. жизни А. была пост, в Баку оперы Р. М. Глиэра "Шахсенем" (1927, 2-я ред. 1934).

Бурный расцвет переживает азерб. музыка в 1934-40. Создаются оперы "Нэргиз" М. Магомаева (пост. 1935), выдающийся образец нац. муз. классики - "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (пост. 1937), первый азерб. балет "Девичья башня" А. Бадалбейли (пост. 1940), муз. комедия "Пятирублёвая невеста" С. Рустамова (пост. 1938). Основоположниками совр. нац. школы вокального мастерства были певцы Ш. Мамедова и Бюль-Бюль.

В годы Великой Отечеств, войны созданы героико-патриотич. опера "Вэтэн" ("Родина") К. Караева и Дж. Гаджиева (пост. 1945) и др. произв. В муз. театре была пост, опера Ниязи "Хосров и Ширин", написанная на сюжет одноим. поэмы Низами (пост. 1942). Особенно заметно развивается симфонич. музыка. Первые азерб. симфонии создают К. Караев, Дж. Гаджиев, С. Гаджибеков (впервые исполнены на концертах декады музыки республик Закавказья в 19