БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ичаются эклектичностью. Связь работ, стоящих на позициях Г. п., с франц. школой "географии человека" обусловила то, что во многих из них глубокий анализ причинно-следственных связей подменён картинными ;объяснительными характеристиками;. Вместе с тем мастерство нек-рых из подобных характеристик заслуживает изучения. Однако марксистские работы, отводя видное место значению геогр. среды, исходят из обусловленности экономико-геогр. явлений прежде всего способом произ-ва материальных благ (см. Экономическая география}.

В. В. Покшишевский.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СОЮЗ международный, научное объединение географов мира. Осн. в 1922. В 1970 в Междунар. географич. союз (МГС) входило более 70 стран. СССР является членом МГС с 1956 и осуществляет контакты с союзом через Нац. комитет сов. географов при АН СССР. По уставу, МГС призван содействовать изучению проблем географии, особенно вопросов, требующих междунар. сотрудничества; обеспечивать их науч. обсуждение и публикацию результатов; проводить географические конгрессы международные и региональные конференции; учреждать комиссии для выполнения задач союза в промежутках между конгрессами. Деятельность МГС направляется Исполкомом, к-рый избирается Генеральной ассамблеей, составленной из глав нац. делегаций стран - членов союза. Генеральная ассамблея созывается обычно во время конгрессов. К МГС присоединены Междунар. картографич. ассоциация и Междунар. ассоциация по изучению четвертичного периода. В ;Бюллетене МГС; (периодичность - 2 номера в год) публикуются отчёты о его конгрессах и конференциях, обзоры работ комиссий, информация Междунар. картографич. ассоциации.

Комиссии МГС (напр., ;Человек и среда;, процессов и типов урбанизации, прикладной географии и т. д.) содействуют развитию новых актуальных направлений географии, пропагандируют новые методы (комиссии количеств, методов, сбора и обработки геогр. информации и др.), разрабатывают методич. руководства междунар. характера (комиссии нац. и региональных атласов, геоморфологич. съёмки и картирования и пр.), содействуют осуществлению междунар. науч. программ (комиссия Междунар. гидрологич. десятилетия).

Сов. учёные неоднократно избирались в Исполком МГС (акад. И. П. Герасимов, акад. С. В. Калесник), активно участвуют в междунар. геогр. конгрессах и конференциях, ведут большую работу в комиссиях МГС.

В. В. Анненков.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, цикл развития рельефа суши, заключающийся в последовательной смене стадий "юности", "зрелости" и "старости" рельефа. Учение сформулировано амер. географом и геоморфологом У. М. Дейвисом на рубеже 19 и 20 вв. В стадии юности под влиянием тектонич. поднятий возникает горный рельеф, интенсивно расчленяющийся в результате эрозии (размывание горных пород реками) на глубокие узкие долины и островерхие хребты; в стадии зрелости эрозия и денудация (снос горных пород) расширяют долины, вырабатывают их плоское дно, выполаживают и округляют склоны и водоразделы; в стадии -старости денудация выравнивает рельеф до состояния ;почти равнины; (пенеплена), чем и завершается данный цикл. Новые тектонич. поднятия могут привести к возобновлению эрозии и омоложению рельефа, давая начало новому Г. ц. В зависимости от климата и ведущего фактора денудации Дейвис различал ;нормальный; (водноэрозионный), ледниковый, аридный (пустынный), морской и другие Г. ц. Это учение сыграло большую положит, роль в развитии геоморфологии, однако оно содержит и ряд недостатков: тектонич. поднятия рассматривались лишь в качестве начального толчка, вызывающего усиление денудации, протекающей затем вне связи с движениями земной коры; отд. факторы денудации рисовались в отрыве друг от друга, выделяясь в самостоятельные, параллельно существующие; развитие рельефа рассматривалось как ряд замкнутых циклов, в конце каждого из к-рых рельеф возвращается к исходному положению. Представления об определённой направленности эволюции рельефа Земли учение о Г. ц. не даёт.

Лит.: Марков К. К.. Основные проблемы геоморфологии, М., 1948; Davis W. M., Die erklarende Beschreibung der Landformen, Lpz. - B., 1912; ДэвисВ.М., Геоморфологические очерки, пер. с англ., под ред. С. Ю. Геллера, Ю. А. Мещерякова и О. К. Парчевского, М., 1962.

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЕДНИК, в верховьях р. Ванч, на стыке хр. Академии наук и Дарвазского, в Тадж. ССР. Дл. 21,5 км, пл. ок. 82 км2, спускается до вые. 2660 м.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки специалистов-географов в вузах. Как уч. дисциплина география была введена в нек-рых ун-тах Зап. Европы уже в ср. века, в уч. заведениях России - в 17 в. (напр., в Киево-Могилянской академии). В 17 в. появились первые уч. руководства по географии, напр, переведённая на рус. яз. в нач. 18 в. "География генеральная..." нидерл. учёного Варениуса. Уже в нач. 18 в. география являлась самостоят, уч. предметом в Школе математических и навигацких наук, в Петерб. морской академии и была предусмотрена М. В. Ломоносовым в проекте учебного плана Моск. ун-та (где и читалась Д. В. Савичем с открытия ун-та). К кон. 18 в. в географии (курсы к-рой читались уже во многих ун-тах Зап. Европы) ясно наметились три направления - география физическая, экономическая (чаще называвшаяся в то время статистической) и страноведение. Физич. география преподавалась в ун-тах на ф-тах естеств. наук, статистика и страноведение - на ф-тах словесности (историко-филологических).

Становление географии как университетской науки в России было признано уставом ун-тов 1804, по к-рому на словесных ф-тах были учреждены две кафедры: всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского гос-ва. Однако подготовка специалистов-географов не предусматривалась, уч. курсы географии были "подсобными" при подготовке историков и филологов.

В странах Зап. Европы преобладающим направлением в географии было страноведение, в кон. 19 в. в Великобритании и Франции издаются капитальные сводки по страноведению (X. Дж. Маккиндер, Г. Видаль де ла Блаш), в Германии - по геоморфологии (А. Пенк), общей географии (А. Зупан), сравнительному землеведению (К. Риттер), географии населения (Ф. Ратцель). Значит, влияние на развитие Г. о. в высшей школе оказал нем. географ А. Гумбольдт. Франц. географ и социолог Э. Реклю организовал в Брюсселе спец. высшее уч. и науч. учреждение - геогр. ин-т. В США, в отличие от Европы, география развивалась в тесной связи с картографией, особенно в системе воен. ведомства.

В 1863 в рус. ун-тах были созданы кафедры физич. географии, в 1884 - кафедры географии и этнографии. В связи с этим в уч. планы ун-тов был введён ряд геогр. дисциплин - общая физич. география, география России, география материков, антропогеография,этнография, история географии и др. Значит, роль в развитии отечеств. Г. о. сыграли науч. школы ун-тов Московского (Д. Н. Анучин, А. А. Борзов, А. С. Барков, М. А. Боголепов, А. А. Крубер, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский) и Петербургского (А. И. Воейков, П. И. Броунов, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Л. С. Берг, Ю. М. Шокальский и др.). В Новороссийском университете (Одесса) Г. о. руководил Г. И. Танфильев, в Казанском - П. И. Кротов, в Харьковском - А. Н. Краснов и др. В нач. 20 в. большую роль в улучшении Г. о. в школе сыграли новые учебники и уч. пособия А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и С. В. Чефранова; в уч. планы геогр. специальностей вузов введена уч. практика, созданы уч. станции; подготовка специалистов с Г. о. для н.-и. и пед. работы осуществлялась при физико-матем. ф-тах.

Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Окт. революции. В 1918-25 в Петрограде работал Географический институт (вуз), при к-ром в 1922 был создан н.-и. ин-т географии, в 1923 такой же н.-и. ин-т учреждён при Московском ун-те. К кон. 20-х гг. в ун-тах радикально перестроены уч. планы и программы геогр. специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоят, геогр. отделения, а затем геогр. и геоло-го-геогр. ф-ты ун-тов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих геогр. ф-ты, возникали новые кафедры. Совр. типовая структура геогр. ф-тов в ун-тах СССР включает специальности: физич. география, экономич. география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят ун-ты и пед. ин-ты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленингр., Киевский ун-ты и пед. ин-ты. В нек-рых ун-тах имеются геолого- и гео-графобиол. ф-ты. Студенты ун-тов на первых курсах получают широкую обще-геогр. подготовку, на старших курсах изучают цикл спец. (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят спец. практику (геол., геодезич., комплексно-геогр. в н.-и. ин-тах, школах, экспедициях и др.) выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают гос. экзамены по обществ, дисциплинам. Подготовка географов в пед. ин-тах строится без подразделения на узкие специальности. Значит, место отводится изучению пед. дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и пед. практике. Многие пед. ин-ты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биол., естественно-геогр. ф-ты), истории и географии и др. В уч. планах всех педагогических ин-тов также предусмотрена практика полевая на уч. базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на геогр. специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18,7 тыс. студентов, ежегодный выпуск ок. 1,6 тыс. специалистов) и 77 пед. ин-тов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6,2 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 300 с двумя специальностями), приём на геогр. ф-ты (отделения, специальности) ок. 10 тыс. чел.

Значит, место занимают спец. геогр. дисциплины в уч. планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних спец. уч. заведениях (топографич., гидрометеорологич., с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии пед. наук СССР имеется аспирантура, в к-рой готовят науч. и научпо-пед. кадры по геогр. наукам.

Подготовка специалистов-геогра фов осуществляется во всех странах мира, где имеются ун-ты и пед. ин-ты. В социалистич. странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие ун-ты-в Берлине(столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистич. странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Напр., в крупнейших ун-тах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономич. география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. ун-ты) преобладает комплексно-геогр. (страноведч.) подготовка географов, большое значение имеет науч. школа географии населения и х-ва; в ун-тах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономич. географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преим. ун-ты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (напр., география и физика, география и психология, география и иностр. язык). Пед. практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. ун-тах и пед. ин-тах.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоят, уч. предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физич. географии, включающий сведения о топографич. плане и геогр. карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физич. география материков, СССР, экономич. география СССР и зарубежных стран). В нек-рых капиталистич. странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755 - 1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., С а л-танов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьёв А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьёв.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СОЮЗА ССР [прежние названия - Русское географическое общество (1845- 1850, 1917-26), Императорское Русское географическое общество (1850-1917), Государственное географическое общество (1926-38)], одно из старых геогр. обществ мира. Учреждено 6(18) авг. 1845 в Петербурге по инициативе крупнейших учёных - Ф. П. Литке, К. М. Бэра, Ф. П. Врангеля и др. С первых лет своего существования Г. о. развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительную деятельность. Оно внесло крупнейший научный вклад в изучение Урала, Сибири, Д. Востока, Средней и Центр. Азии, Кавказа, Ирана, Новой Гвинеи, Индии, полярных районов и др. стран. Исследования эти связаны с именами П. А. Кропоткина, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, М. В. Певцова, П. К. Козлова, В. А. Обручева, Л. С. Берга и мн. др.

До Окт. революции Г. о. насчитывало 11 отделов и 1 тыс. членов. К 1971 число членов достигло 19 тыс. Высшим органом Г. о. является съезд, созываемый каждые 5 лет, между съездами Г. о. управляется Учёным советом (избранным съездом) и его Президиумом во главе с президентом. До революции председателями общества числились лица царской фамилии - вел. кн. Константин Николаевич (1845-92) и Николай Михайлович (1892-1917), фактически же обществом руководили вице-председатели: Ф. П. Литке (1845-50, 1857- 1872), М. Н. Муравьёв (1850-57), П. П. Семёнов (1873-1914), Ю. М. Шокальский (с 1914). Председатели (президенты) Г. о. после Окт. революции: Ю. М. Шокальский (до 1931), Н. И. Вавилов (1931-40), Л. С. Берг (1940-50), Е. Н. Павловский (1952-64), С. В. Калесник (с 1964).

Г. о. состоит (1970) из центр, организации (Ленинград), 14 геогр. обществ союзных республик, 15 филиалов в РСФСР и ок. 100 отделов. Президиум Г. о. находится в Ленинграде.

Осн. формы деятельности Г. о.: 1) обсуждение науч. докладов (ок. 27 тыс. за 1947-69); 2) проведение широких науч. конференций; 3) созыв всесоюзных геогр. съездов (1-й - 1933, Ленинград; 2-й - 1947, Ленинград, одновременно он был 1-м съездом Геогр. об-ва; 2-й съезд Г. о.-1955, Москва; 3-й съезд Г. о. -1960, Киев; 4-й съезд Г. о.-1964, Москва; 5-й съезд Г. о.-1970, Ленинград); 4) экспертиза и консультации по всем вопросам географии; 5) организация экспедиций и науч. поездок (20- 50 ежегодно); 6) популяризация геогр. знаний (с 1938 лекциями обслужена аудитория ок. 3 млн. чел.); 7) руководство добровольной фенологич. сетью СССР; 8) присуждение медалей и премий за лучшие науч. труды по географии (4 золотые медали: Большая, им. Литке, им. Семёнова-Тян-Шанского, им. Пржевальского; премия им. Дежнёва); 9) издательская деятельность (за 1846- 1970 ок. 2000 тт.); центр,