| 44 в Тбилиси). Одно из центр, мест в азерб. музыке тех лет занимает массовая песня патриотич. содержания. Возникает жанр романса-газели (У, Гаджибеков- "Без тебя", "Возлюбленная", слова Низами).
Интенсивное развитие получает азерб. музыка в послевоен. годы. Симфонич. музыка ярко и многогранно представлена в творчестве К. Караева (поэма "Лейли и Меджнун", 1947), Ф. Амирова (струнная симфония "Низами", 1947; симфонич. мугамы "Шур", "Кюрд Овшары", 1948), Дж. Гаджиева (поэма "За мир", 1951; 4-я симфония "Памяти Ленина", 1956), С. Гаджибекова (картина "Караван", 1945; Увертюра, 1956), Ниязи (симфонич. мугам "Раст", 1949), Дж. Джангирова (вокалыю-симфонич. поэма "По ту сторону Аракса", 1949; Концерт для скрипки с оркестром, 1951), Р. Гаджиева (Концерт для скрипки с оркестром, 1952).
Развитие муз. театра определили постановки оперы "Севиль" Ф. Амирова (1953), балета "Гюлынен" С. Гаджибекова (1950). Значительным событием стала постановка балета "Семь красавиц" К. Караева (1952), раскрывшего гуманистическую направленность образов Низами. Оперу "Низами" пишет А. Бадалбейли (пост. 1948). Современная тема прочно вошла в область оперетты: "Гызыл гюль" С. Гаджибекова (пост. 1940), "Дурна" С. Рустамова (пост. 1947), "Гезюн айдын" ("Добрая весть") Ф. Амирова (пост. 1946), "Улдуз" С. Алескерова (пост. 1948). Заметно возрос интерес композиторов к камерной музыке (К. Караев, Ф. Амиров, Дж. Гаджиев). Популярность приобрели песни С. Рустамова, Т. Кулиева, А. Рзаевой, Дж. Джангирова, Р. Гаджиева и др.
С кон. 50-х гг. азерб. музыка выдвигается на арену мирового муз. иск-ва. Сформировавшуюся в А. композиторскую школу возглавляет К. Караев, в творчестве к-рого впервые возникает сложное соединение нац. черт и стилевых признаков совр. муз. иск-ва, ставшее определяющим для азерб. музыки в целом. Острым чувством современности проникнута музыка балета К. Караева "Тропою грома" (пост. 1958, Ленинградский театр оперы в балета им. Кирова). Музыкальная драматургия этого произведения отличается непрерывностью развития, конкретность танца соединяется в нём с широким симфонич. дыханием. Завоевал популярность балет А. Меликова "Легенда о любви" (пост. 1961, там же).
Муз.-сценич. произведения создали Дж. Джангиров (опера "Азад", пост. 1957), А. Аббасов (балет "Чернушка", пост. 1965; оперетта "Не быть тебе милой моей", пост. 1963), Р. Гаджиев (оперетты "Ромео - мой сосед", пост. 1961; "Куба - любовь моя", пост. 1963), С. Алескеров (муз. комедия "Нищий сын миллионера", пост. 1966; опера "Багадур и Сона", пост. 1961), Т. Кулиев (муз. комедии "Золотоискатели", пост. 1961; "Одно слово твоё", пост. 1967), Г. Ханмамедов (муз. комедия "Одна минута", пост. 1961), 3. Багиров (муз. комедия "Свекровь", пост. 1964).
Азерб. симфонизм конца 50-х и 60-х гг. отмечен новаторскими тенденциями в области формы и муз. языка. К лучшим достижениям сов. музыки относятся симфонич. гравюры "Дон Кихот" (1960), 3-я симфония (1965), Концерт для скрипки с оркестром (1967) К. Караева, Концерт на араб, темы Ф. Амирова и Э. На-зировой (1957), "Азербайджанское каприччио" Ф. Амирова (1962), Концерт для симфонич. оркестра С. Гаджибекова (1964). В области хоровой музыки работает Дж. Джангиров (кантата "Физули", 1959; оратория "Сабир", 1962), в области камерной музыки - К. Караев, Ф. Ами-ров, Дж. Гаджиев и др. Произведения для детей написаны М. Ахмедовым, 3. Багировым, Э. Назировой.
В 50-60-е гг. созданы талантливые произведения представителями нового творч. поколения - воспитанниками азерб. консерватории. Муз.-сценич. произв. написаны Р. Мустафаевым (опера "Вагиф", пост. 1960), И. Мамедовым (опера "Лиса и волкодав", пост. 1963). В жанрах симфонич. и камерной'музыки выступают А. Рзаев, Г. Рзаев, Н. Али-вердибеков, В. Адигезалов, X. Мирза-заде, М. Мирзоев, Н. Мамедов, Т. Баки-ханов, О. Зульфугаров, Т. Гаджиев, Э. Махмудов, А. Ализаде, Ф. Караев.
Признание получила исполнит, культура А. Выдающимися заслугами отмечена деятельность дирижёра Ниязи, возглавляющего азерб. симфонич. оркестр. Среди дирижёров старшего поколения - нар. арт. Азерб. ССР А. Ба-далбейли, А. Гасанов, Ч. Гаджибеков, К. Абдуллаев. На азерб. оперной сцене выдвинулись певцы А. Рзаева, Ф. Мух-тарова, В. Никольский, А. Садыхов, А. Буниятзаде, Ф. Ахмедова, Р. Атаки-шиев, Л. Иманов, М. Магомаев, исполнитель песен нар. арт. СССР Р. Бейбу-тов. Среди музыковедов - Э. Абасова, И. Абезгауз, Д. Данилов, М. С. Исмаи-лов, Л. Карагичева, К. Касимов, А. Эль-дарова и др.
В Баку функционируют: Консерватория им. У. Гаджибекова, Азерб. театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Театр муз. комедии им. ТТТ. Курбанова, Театр песни (художеств, руководитель нар. арт. СССР Р. М. Бейбутов). В составе филармонии им. М. Магомаева - симфонич. оркестр им. У. Гаджибекова, хоровая капелла, ансамбль азерб. песни и танца, струнный квартет, гос. эстрадный оркестр. Респ. радио имеет оркестр нар. инструментов, камерный оркестр, хор, вокальный квартет "Гая". В А.-6 муз. уч-щ и 73 муз. школы.
В 1945 открыт Н.-и. ин-т азерб. иск-ва им. У. Гаджибекова АН Азерб. ССР (занимается вопросами музыки и театра). В 1934 основан Союз композиторов А. Лит.: Мамедова Ш., Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945; Касимов К., Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана XII века, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 2, Баку, 1949; Житомирский Д., Багиров 3., Музыка Советского Азербайджана, в сб. ст.: Советская музыка, М., 1954; К а-рагичева Л., Азербайджанская ССР, 2 изд., М., 1957 (серия "Музыкальная культура союзных республик"); Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961: Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана 16 -17 вв., в кн.: Искусство Азербайджана, т. 8, Баку, 1962; Эльдарова Э., Искусство ашугов Азербайджана, там же; Летопись музыкальной жизни Советского Азербайджана (1920 - 1925), Баку, 1965; Абасова Э., Касимов К., Музыкальное искусство Азербайджана, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1, ч. 2, М., 1966. Э. Абасова.
XVII. Танец. Балет
Процесс возникновения и формирования нар. танц. иск-ва в А. уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения: "Охотничья сценка", "Силуэты группы танцующих людей", напоминающие древний хоровод "яллы" (5-3-е тыс. до н. э., Ко-бустан). Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы, бытовавшие Е народе ещё до недавнего прошлого,- "году-году", "коса-коса", "хыдыр ильяс" и др. В эпоху раннего средневековья из этих обрядовых танцев выкристаллизовываются различные виды нар. танцев. При дворах князей и азерб. правителей существовали танц. ансамбли, славившиеся высоким мастерством танцовщиков.
Азерб. нар. танцы разнообразны по тематич. содержанию; они делятся на трудовые ("чобаны" - "пастушеские"), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые ("мирзаи", "тураджи"), героические - военные ("джен-ги" - "боевой"), спортивные ("зорхана"), хороводно-игровые ("яллы", "халай") и другие. Наиболее популярные танцы: "таракяма"-кочевников, "гытгылыда"- хороводный женский, "иннаби", - исполняемый на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, "джейран-балла", "яллы" и др.
Азерб. нар. танец, как правило, трёх-частный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте ("сюзма"), корпус строго и горделиво подтянут; третья - опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, всё внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (танец "казахи"), стремительно опускается на колено и т. д.
Муз. размер азерб. танцев - 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-доль-ный. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент нар. инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др.
После установления в республике Сов. власти (1920) нар. танец обогатился новым содержанием, отражающим духовный мир, идеологию, трудовую деятельность нового человека ("танец хлопкоробов", "урожайный танец", "танец рыбаков", "космический танец" и др.). Наряду со стремлением сохранить старинные женские танцы ("мирзаи", "узундара") создаются новые. Так, на музыку песен "Басти" Г. Гусейнли и "Сурайя" С. Ру-стамова поставлены танцы девушек, приобрели популярность молодёжные танцы (совместно юноши и девушки) и др.
Первый проф. танц. коллектив в А. был создан в 1938 на базе самодеятельности. Этот ансамбль остаётся ведущим. проф. танц. коллективом республики. Ансамбль выступает с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и совр. нар. танцев. Его деятельность связана с пропагандой танцевального иск-ва как в республике, в СССР, так и за рубежом. Среди ведущих исполнителей, нар. арт Азерб. ССР А. Дильбази, А. Абдуллаев, Б. Мамедов; засл. арт. Азерб. ССР Р. Джалилова и др.
В 1959 в А. был создан девичий само-деят. танцевальный ансамбль "Чинар"-("Платан") под рук. А. Дильбази. Вскоре коллектив стал проф. нар. ансамблем.
Б. X. Гусейнли.
Зарождение совр. проф. балетного искусства связано с развитием нац. оперы и оперетты. С 1908 в театрах Баку ставились нац. оперы и муз. комедии, в к-рых исполнялись хореографич. номера. Отдельно ставились сцены из классич. балетов ("Лебединое озеро" Чайковского, "Жизель" Адана). В сезон 1924-25 создан Театр оперы и балета (ныне Азерб. театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). В репертуаре театра 20-30-х гг. балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Л. Минкуса, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра и др. В 1940 поставлен первый нац. балет "Девичья башня" А. Бадалбейли, затем "Гюльшен" С. Гаджибекова (1950), "Семь красавиц" (1952) и "Тропою грома"-(1960) К. Караева, "Легенда о любви" А. Меликова (1962), "Лебединое озеро" Чайковского (1963), "Спартак" Хачатуряна (1967) и др. Балетную труппу театра возглавляет нар. арт. СССР Г. Алмас-заде. В числе ведущих артистов балета: нар. арт. СССР Л. Векилова; засл. артисты Азерб. ССР М. Мамедов, Р. Ахундова, Р. Измайлова, Ч. Бабаева; арт. Т. Ширалиева и др.
С 1933 функционирует Гос. хореографич. уч-ще.
Лит.: Азербайджанские народные танцы, Баку, 1959. К. А. Касимов.
Илл. см. на вклейке, табл. XXIV.
XVIII. Драматический театр
Истоки театр, иск-ва азерб. народа - в древнейших нар. празднествах и плясках. Элементы театральности содержались во мн. видах нар. творчества, сопровождавшего трудовые процессы. Были они и в календарных празднествах ("новруз" - наступление весны, "кев-седж" - подготовка к зиме) и в обрядах ("году-году" - призывание солнца в ненастные дни и дождя в дни засухи) и др.
Первичные формы театр, представлений связаны с синкретич. творчеством ашугов; к ним относятся также коллективный мужской танец "яллы", выступления канатоходцев, фокусников (кяндирбазов), представления дервишей и др. С давних времён получили распространение представления азерб. нар. театра - оюн и тамаша, из которых наиболее известны: "Кечал-пехлеван" ("Плешивый богатырь"), "Кафтаркос" ("Гиена"), "Марал оюну" ("Оленья игра"), "Хан-хан" ("Повелитель-судья"), "Тапдыг-чобан" ("Пастух Тапдыг"), "Тенбель гардаш" ("Брат-лентяй"), "Коса-коса" (игра в масках) и др. Древнейшим явлением театр, культуры А. был кукольный театр "Килим-арасы" ("Из-за ковра"), представления к-рого высмеивали уродливые стороны быта, обличали социальное неравенство, несправедливость. В ср. века возник и в дальнейшем получил широкое распространение азерб. религ.-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях ("Ша-бих") идеологию феод, общества.
Воздействие прогрессивной культуры и иск-ва рус. народа, усилившееся в нач. 19 в. с присоединением Сев. А. к России, способствовало возникновению проф. театра в А. Основой развития нац. театра стала драматургия родоначальника азерб. реалистич. лит-ры, выдающегося писателя и драматурга М. Ф. Ахундова. Нек-рые из его комедий были поставлены на рус. яз. ещё при жизни драматурга в Петербурге (1851) и Тифлисе (1852). В 1873 в Баку состоялись первые представления комедий Ахундова "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") и "Везир Лен-коранского ханства" (на азерб. яз.), в к-рых участвовали видный обществ, деятель Г. Зардаби и его ученики - будущие драматурги Н.Ф.Везиров, А.Адигеза-лов и др. Эта дата считается датой возник--новения азерб. проф. драматич. театра.
К кон. 19 в. спектакли на азерб. яз. ставились во мн. городах А.- в Гандже, Шуше, Шемахе, Нахичевани и др. Последователи Ахундова, выдающиеся азерб. просветители, драматурги Н. Ф. и Г. Везировы, Н. Н. Нариманов, А. Б. Ахвердов, С. С. Ахундов, Дж. Ма-медкулизаде, У. Гаджибеков и др. были также активными организаторами театр, постановок. В репертуар азерб. доре-волюц. театра входили пьесы этих авторов, включались также произв. русских (Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой) и зап.-европ. (У. Шекспир, Мольер, Ф. Шиллер) драматургов. Драматургия А. 19 в. ("Горе Фахреддина" Н. Ф. Везирова, "Разорённое гнездо", "Несчастный юноша", "Волшебница пери" Ахвердова и др.) была проникнута просветительскими и демократич. идеями, разоблачала нравы патриарх.-феод, общества, религ. фанатизм.
Огромное влияние на развитие азерб. театра оказала рус. Революция 1905-07. В это время возникали новые театр, коллективы - "Товарищество мусульманских драматич. артистов", труппа "Гамий-ет" ("Содействие"), просветит, общества "Ниджат" ("Спасение"), "Сафа" ("Чистота") с театр, секциями при них, расширялся круг драматургов, актёров, возрастало значение театра в культурной жизни А. Значит, вклад в развитие театра внесли выдающиеся актёры Г. Араблинский, Дж. Зейналов и др.
После установления Сов. власти в А. (1920) были созданы условия для подлинного расцвета азерб. театра. Пр-во Азерб. ССР национализировало театры, объединило разрозненные театр, труппы. В 1920 был создан Объединённый гос. театр, ныне Азерб. театр им. М. Азиз-бекова, деятельность к-рого отражает развитие нац. театр, культуры Сов. А. Значит, влияние на развитие азерб. сов. драматургии и театра оказало творчество Гусейна Джавида, Дж. Джабарлы. Опираясь на лучшие нац. традиции, театр систематически обращался к постановке мировой классики, разрабатывал в сотрудничестве с азерб. драматургами значит, темы современности. Работа над пьесами "Невеста огня", "Севиль", "Алмас", "В 1905 году", "Яшар" Дж. Джабарлы, отразившими пафос революц. борьбы и торжество социалистич. революции, была важнейшим этапом в творчестве театра. В 1930 театр выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. театров в Москве, где высокое признание получили драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А. М. Шарифзаде, У. Раджаба, М. А. Алиева, С. Рухуллы и др. В 30 - 40-е гг. театр поставил спектакли, разнообразные по жанру и стилю: "Князь" и "Сиявуш" Гусейна Джавида; "Хаят" М. Ибрагимова; "Вагиф", "Хаылар |