БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

учётом палеоботанич. данных, служат основой для флорогенетич. исследований, целью к-рых является выяснение процесса формирования флор, преобразований их состава, меняющихся в ходе истории Земли соотношений между флорами. Эти исследования опираются на данные историч. геологии, а в нек-рых случаях (напр., при решении вопросов о древних связях между материками) привлекаются для корректировки геол. гипотез.

Итогом сравнит, изучения флор земного шара, вопросов истории флор и ареалов является флористическое районирование земной поверхности.

Вопросы Г. р. разрабатываются в СССР в Ботаническом ин-те им. В. Л. Комарова АН СССР, Всесоюзном ин-те растениеводства им. Н. И. Вавилова, ботанич. ин-тах республиканских АН, на ботанич. кафедрах ряда ун-тов и др. высших учебных заведений. В нек-рых ун-тах (Ленинградский, Томский) существуют специальные исследовательские лаборатории, занимающиеся Г. р. В зарубежных странах проблемы Г. р. изучают преим. на университетских кафедрах ботаники, в ботанических ин-тах, большей частью специализированных как ин-ты систематики и географии растений (или специальной ботаники). Вопросы Г. р. освещаются в ряде ботанических журналов.

Лит.: Гризебах А. Г., Растительность земного шара, согласно климатическому ее распределению, пер. с нем., т. 1 - 2, СПБ, 1874-77; Бекетов А. Н., География растений, СПБ, 1896; Дильс Л., Ботаническая география, пер. с нем., П., 1916 Гумбольдт А., География растений, пер. с нем., М.- Л., 1936; Вуль ф Е. В., Историческая география растений, М.- Л., 1936; его же, Историческая география растений. История флор земного шара, М.- Л., 1944; Шафер В., Основы общей географии растений, пер. с польск., М., 1956; Алехин В. В., К у д р я ш о в Л. B. Говорухин В. С., География растений с основами ботаники, 2 изд., М., 1961; Толмачев А. И., Основы учения об ареалах, Л., 1962; Candolle A. de, Geographic bo-tanique raisonnee, P.- Gen., 1855; Engler A., Versuch einer Entwicklungsgeschichte derPflanzenwelt, insbesondere der Florengebiete seit der Tertiarperiode, Bd 1 - 2, Lpz., 1879 - 1882; Cain S. A., Foundations of plant geography, N. Y.-L., 1944; Good R., The geography of the flowering plants, 2 ed., L-, 1953; Rothmaler W., Allgemeine Taxonomie und Chorologie der Pflanzen,_2 Aufl., Jena, 1955; Cailleux A., Biogeographie mondiale,[2 ed.], P., 1961.

А. И. Толмачёв.

ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии, изучающая размещение с. х-ва, его факторы и закономерности. Отличит, черты размещения с. х-ва по сравнению с пром-стью связаны с особым характером взаимоотношений с.-х. производства с природной средой - с тем, что земля здесь выступает как средство производства. Размещение с. х-ва подчинено различным закономерностям, характерным для того или иного социалыю-экономич. строя общества.

В социалистич. странах размещение с. х-ва формируется на основе закона планомерного пропорционального развития нар. х-ва. Территориальные различия в характере с. х-ва связаны с неодинаковыми природными условиями разных местностей и различными объективными экономич. условиями, от к-рых зависит уровень эффективности произ-ва разных продуктов теми или другими способами.

Размещение с. х-ва в капиталистич. мире подвержено другим закономерностям. В странах и районах с высокоразвитыми капиталистич. отношениями в с. х-ве размещение его в наибольшей мере подчиняется воздействию нормы прибыли и земельной ренты. В экономически слаборазвитых странах, особенно в быв. колониях, важное значение имеют формы малотоварного с. х-ва при сосуществовании наряду с капиталистическими и докапиталистических отношений. Многообразие районных типов с. х-ва стран капиталистич. мира в сильной мере зависит от существующих социально-экономических укладов, характера землевладения и землепользования, а также от весьма различных уровней техники земледелия и животноводства.

Влияние различных свойств природной среды, создающих неодинаковые условия в разных районах для развития с. х-ва, обнаруживается в показателях урожайности, в уровнях необходимых производств, затрат и в хоз. эффективности произ-ва тех или др. продуктов. Однако соотношения этих показателей в разных местностях не могут рассматриваться как простое отражение различий их природных условий, поскольку возделываемые растения развиваются в среде, в той или иной степени изменяемой агротехнич. и мелиоративными приёмами. В разных же типах природной среды в силу самых различных её свойств оказываются экономически возможными и целесообразными разные способы их с.-х. использования.

В качестве важнейших объективных экономич. условий, терр. различия к-рых создают неравные условия для ведения с. х-ва, чаще всего выступают: а) экон.-геогр. положение как в отношении мест потребления и пром. переработки с.-х. продукции, так и мест изготовления средств производства для с. х-ва; б) наличие трудовых ресурсов, потребных для с. х-ва; в) различия в накопленных материальных ресурсах и местном производств, опыте.

Важнейшими элементами экономико-географич. изучения Г.с.х. являются: классификация и картографирование отд. видов использования земель; изучение форм организации территории с.-х. предприятий; исследование производств, типов с.-х. предприятий под углом зрения их размещения и производств, связей между ними и пром. предприятиями; изучение экономич. факторов размещения с. х-ва; экономич. оценка типов природной среды; поотраслевой анализ размещения с. х-ва; с.-х. районирование.

В дореволюц. России развитие Г.с.х. находилось в тесной связи с работами по с.-х. районированию, к-рые велись одновременно в форме районирования по признакам природной среды, важным для с. х-ва, и в порядке изучения характера существующего с. х-ва. Для развития с.-х. географии в дореволюц. России особенно большое значение имели работы А. И. Воейкова и В. В, Докучаева.

Потребность в пространственно дифференцированном рассмотрении вопросов с.-х. производства резко возросла в СССР и других социалистич. странах с переходом к планированию нар. х-ва и с социалистич. переустройством с. х-ва. Среди работ, выполненных в СССР, выделяются: коллективный труд по растениеводству, созданный во Всесоюзном ин-те растениеводства под рук. Н. И. Вавилова; коллективные работы Совета по изучению производит, сил, Почвенного и др. ин-тов АН СССР, выполненные под рук. С. Г. Струми-лина, Л. И. Прасолова; работы по агроклиматологии, в особенности работы П. И. Колоскова, Г. Т. Селянинова, Ф. Ф. Давитая; монографии, посвящённые размещению с. х-ва отд. республик и экономич. районов; работы по с.-х. районированию СССР, подготовленные (1958-65) коллективами географов университетов и др. вузов; труды Всесоюзного ин-та экономики с. х-ва по размещению с. х-ва СССР. Большое значение приобрели работы по количеств, и качеств, оценке земель.

Для дальнейшего развития науч. исследований в области Г. с. х. исключительно важное значение имеет положение Программы КПСС о научно обоснованном размещении с. х-ва по природно-эконо-мич. зонам и р-нам, более углублённой его специализации с преимущественным ростом тех видов с.-х. продукции, для к-рых имеются наилучшие условия и достигается наибольшая экономия затрат. Крупные и своеобразные по применяемым методам исследования по с.-х. районированию, изучению факторов размещения с. х-ва и экономич. оценке земель ведутся в Польше, ГДР, Венгрии и в других социалистич. странах.

Для многих бурж. работ характерны натуралистич. трактовка форм с. х-ва и их зависимость от природных условий при игнорировании социально-классовых отношений в с. х-ве. В исследованиях, содержащих анализ современного размещения с. х-ва, часто отмечаются показательные для бурж. экономич. науки представления о так наз. законе убывающей производительности последующих затрат. В то же время в капиталистич. странах издаются труды, свободные от влияния бурж. теории, ценные с точки зрения применённой методики и основанные на богатом исходном материале.

В 20 в. большое распространение получили работы по изучению использования земель, впервые осуществлённые в Великобритании в 1930 Л. Д. Стампом. Впоследствии такие исследования проводились более или менее близкими методами географами Италии, Канады, США, Новой Зеландии. Сущность этих исследований, развитию которых способствовало распространение аэрофотосъёмки, состоит главным образом в картографической форме фиксирования исходных данных о совр. с. х-ве, что отличает их от исследований, опирающихся на обычные статистич. источники. Для США характерно развитие работ по производств, типам с. х-ва и с.-х. районированию (Ф. Ф. Эллиотт и др.), результаты к-рых практически используются с.-х. органами. В связи с задачами борьбы с эрозией почв с 1930-х гг. предметом экон.-геогр. изучения в США стали вопросы использования земель и организации с.-х. территории. Во Франции, а также Бельгии, Великобритании, ФРГ получило развитие историко-геогр. изучение с. х-ва, позволяющее выявлять последовательные этапы освоения (или забрасывания) земель и раскрывать исторически обусловленные черты совр. устройства с.-х. территории (франц. учёные А. Деманжон, М. Блок и др.).

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 27; Книпович Б. Н.. Сельскохозяйственное районирование, М., 1925; Вавилов Н. И., Центры происхождения культурных растений, Л., 1926; Растениеводство СССР, т. 1, ч. 1 и 2, Л.- М., 1933; Струмилин С. Г., Итоги естественноисторического районирования СССР, в кн.: Естественно-историческое районирование СССР, М.- Л., 1947; Мукомель И. Ф., Сельскохозяйственные зоны УССР, ч. 1, К., 1954; X и г-би Э., География сельского хозяйства США, пер. с англ., М., 1961; Атлас сельского хозяйства СССР, М., 1960; Воейков А. И., Воздействие человека на природу, [2 изд.], М., 1963; Вопросы размещения и специализации сельского хозяйства СССР. [Сб. ст.], М., 1Э62; Атлас США, М., 1966; Производственные типы сельскохозяйственных предприятий. [Сб. ст.], М., 1968; Размещение и специализация сельского хозяйства СССР, М., 1969; Ракитников А. Н., География сельского хозяйства, М., 1970; Е 11 i о 11 F. F., 15-th census of the United States. Census of agriculture. Types of farming in the United States, Wash., 1933; Whittlesey D. S., Major Agricultural Regions of the Earth,в кн.; Annals of the Association of American Geographers, v. 26, Lancaster, 1936; Stamp L. D., The land of Britain. Its use and miscese, 2 ed., L., 1950; К 1 a t z m a n n J., La localisation des cultures et des productions animales en France, [P., 1955]; Land utilization. Methods and problems of research, Warsz., 1962; RoubitschekW., Standartkrafte in der Landwirtschaft der DDR, Lpz., 1969.

A. H. Ракитников.

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА, отрасль экономической географии, изучающая терр. размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе терр.-хоз. комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей х-ва. Г. т. отражает важные особенности транспорта как отрасли произ-ва: а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естеств. путей сообщения или основы для искусств, путей сообщения;б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения пром-сти (точечного) и с. х-ва (ареального);в) универсальность технико-экономич. связей с др. отраслями х-ва; г) роль транспорта как одной из материальных основ терр.-геогр. разделения труда; д) спе-цифич. деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для пром-сти и с. х-ва; е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естеств. и искусств, путей сообщения; ж) специфич. характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего х-ва, и др.

Методика изучения Г. т. капиталистич. и социалистич. систем х-ва учитывает глубокие различия закономерностей развития их транспорта. Г. т. социалистич. стран изучает географич. аспекты проблемы рациональных пропорций между развитием транспорта и всего нар. х-ва, а также между отд. видами транспорта, географию грузо- и пассажиропотоков в условиях социалистич. разделения труда между странами и р-нами, геогр. проблемы единой транспортной сети, координации разных видов транспорта и т. д. Г. т. капиталистич. мира наряду с др. проблемами изучает влияние на транспорт стихийного и антагонистич. размещения х-ва, экономич. кризисов и конкурентной борьбы между монополиями, контролирующими различные виды транспорта; влияние разных форм экономич. порабощения (колониализма и неоколониализма) и т. д.

Г. т. подразделяется на общую Г. т., географию отд. видов транспорта и региональную. Сов. наука внесла крупный вклад в разработку и исследование осн. проблем Г. т.; таковы в общей Г. т. исследования: а) историч. закономерностей развития и типологии трансп. систем стран и р-нов; б) влияния на транспорт отд. компонентов природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов; в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и р-нов, отражения в нём типа размещения х-ва, глубины терр.-геогр. разделения труда и специализации р-нов; г) территориальных трансп.-экономич. связей; д) геогр. проблем грузопотоков и пасс, транспорта; е) вопросов районирования транспорта. География отд. видов транспорта занимается разработкой проблем сухопутного (ж.-д., автомоб., гужевого, вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного (трубопроводного и конвейерного) транспорта.

Особым видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам.

Развитие новейших ;гибридных средств транспорта (судов и автомобилей на возд. подушке), способных двигаться над сушей и водной поверхностью, ведёт к стиранию резкой границы между наземным, водным и возд. транспортом.

Региональная Г. т. изучает: а) трансп. системы больших р-нов, стран н целых континентов; б) отд. линии (или направления) путей сообщения с их сферами тяготения; пригородные сети и сферы тяготения крупных городов; узлы и порты с их сферами тяготения; в) внутр. размещение трансп. сооружений и устройств в узлах и портах, трансп. системы городов и предприятий. В результате исследования трансп. систем сов. учёные разработали типологию стран и районов, учитывающую социально-экономич. структуру, объём, состав и географию перевозок, густоту трансп. сети и степень обслуженности ими населения и х-ва, соотношение видов транспорта и уровень их развития.

В социалистич. странах по густоте трансп. сети, уровню технич. оснащённости различных видов транспорта и величине грузопотоков выделяются 3 типа трансп. систем: 1) СССР, 2) зарубежных социалистич. стран Европы, 3) социалистич. стран Азии. В развитых капиталистич. странах принято различать:

1) североамериканский тип трансп. систем и 2) западноевропейский (к последнему приближаются трансп. системы Японии, ЮАР, Н. Зеландии и Австрал. Союза). При многогранности и высоком уровне развития почти всех видов транспорта западноевроп. тип характеризуется большей густотой ж.-д. и автодорожной сети и ж.-д. движения, а