| происхождение, М., 1959; Очерки по физической географин зарубежных стран, М., 1959; Основы почвоведения и география почв, М., 1960 (совм. с М. А. Глазовской); Почвы Центральной Европы и связанные с ними вопросы физической географии, М., 1960; Преобразование природы и развитие географической науки в СССР, М., 1967.
Лит.: Маринич А. М. [и др.], Шестидесятилетие со дня рождения н сорокалетие научной деятельности академика И. П. Герасимова, Изв. АН СССР. Серия географическая, 1965, в. 4. .Ко 6; Мещеряков Ю. А., Вклад академика И. П. Герасимова в геоморфологию, в кн.: Структурная н климатическая геоморфология, М., 1966; Фрндланд В. М.. Исследования И. П. Герасимова в области почвоведения, в кн.: Генезис и география почв, М., 1966.
ГЕРАСИМОВ Михаил Александрович [9(21). 10.1884, с. Стрельникове, ныне Орловской обл.,- 18.4.1966, Москва], советский учёный в области виноделия, доктор с.-х. наук (1941), проф. (1944), засл. деят. науки и техники РСФСР (1944). В 1909 окончил Московский ун-т. Один из организаторов отечественного виноделия.В 1919 работал в винодельческом х-ве в Абрау-Дюрсо, с 1923 по 1931 - в Гос. Никитском ботанич. саду, с 1931 по 1936-в Н.-и. ин-те виноградарства и виноделия в Грузии. С 1936 гл. винодел Наркомпищепро-ма СССР, а с 1938 гл. инженер-винодел треста Главвино. Был пред. Центр, дегустац. комиссии, пред, постоянной технологич. комиссии Междунар. бюро вин. Чл.-корр. Итал. академии виноградарства и виноделия (1961); почётный доктор Венг. ин-та садоводства, виноградарства н виноделия (1963). Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
С о ч.: Технология виноделия, 3 изд., М., 1964.
ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович; [2(15).9.1907, Петербург,- 21.7.1970, Москва], советский антрополог-скульптор и археолог, доктор ист. наук (1956), зав. лабораторией пластич. реконструкции Ин-та этнографии АН СССР (1950-70). Известен работами в области восстановления лица по черепу. На основе разработанного им метода создал реконструкции мн. представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей, а также портреты ряда ист. деятелей: Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Тимура, Улугбека, Ивана Грозного, Шиллера и др. (всего св. 200). Открыл и исследовал верхнепалеолитич. стоянку Мальта. Гос. пр. СССР (1950). Награждён орденом Знак Почёта и медалью.
Реконструкции М. М. Герасимова. Слева - кроманьонец - человек эпохи позднего палеолита (грот Кро-Маньон, Франция). Справа - царь Иван IV Васильевич Грозный.
Соч.: Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальте, вкн.: Палеолит СССР, М.- Л., 1935: Восстановление лица по черепу, М., 1955; Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956 - 1957 гг.), Советская этнография, 1958, № 3; Люди каменного века, М., 1964.
ГЕРАСИМОВ Михаил Прокофьевич [30.9(12.10).1889-1939], русский советский поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. близ Бугуруслана, ныне Оренбургской обл. За революц. деятельность подвергался репрессиям. Участник Гражд. войны. Начал печататься в 1913 в большевистских изданиях (Пролетарий, Правда). М. Горький включил стихи Г. в Сборник пролетарских писателей (1914 и 1917). Один из основателей лит. группы Кузница. Для романтич. поэзии Г. (сб-ки Вешние зовы, 1917; Завод весенний, 1919; Железные цветы, 1919; Электрификация, 1922; поэма Монна Лиза, 1918) характерны тема борьбы рабочих за свои права, воспевание труда в абстрактных, гиперболич. образах, индустр. пейзаж. Не поняв нэпа, Г. вышел из партии (1921) и пережил творч. кризис (поэма Чёрная пена, 1921). Позднее в сб-ках Земное сияние (1927), Бодрое утро (1928), К соревнованию! (1930) снова появились жизнеутверждающие мотивы.
Соч.: Стихотворения. [Вступ. ст. В.Казина и Г. Санникова], Куйбышев, 1958; Стихотворения. [Вступ. ст. Ф. Левина],М., 1959.
Лит.: Зелинский К., Герасимов и Кириллов, в его кн.: На рубеже двух эпох, М., 1962; П а п е р н ы й 3.. В первые годы (Пролетарские поэты), в его кн.: Самое трудное, М.. 1963.
З.Самойлов.
ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич [р. 21. 5(3. 6). 1906, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский кинорежиссёр, актёр, кинодраматург, кинотеоретик, нар. арт. СССР (1948), доктор искусствоведения (1967). Чл. КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. Работу в кино начал в 1924 как актёр мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрич. актёра). Режиссёрское мастерство Г. впервые ярко проявилось в фильмах Семеро смелых (1936), Комсомольск (1938), Учитель (1939), в к-рых осн. внимание сосредоточено на художеств, исследовании духовного мира сов. молодёжи, воспитанной социалистич. обществом. Г. показал подлинную героику, высокую красоту и поэзию повседневного творческого, созидательного труда сов. людей. Отталкиваясь от опыта художеств, прозы, используя её законы в своём творчестве, режиссёр особенно тяготеет к форме киноромана. Уже в первых своих фильмах Г. выступил последовательным режиссёром-педагогом, большое внимание уделяющим работе с актёрами.
В 1941 к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова Г. поставил фильм Маскарад (по одноимённой драме; играл роль Неизвестного). В этом фильме, полемизируя с традиционной мелодраматич. трактовкой пьесы, режиссёр с большой эмоциональной силой показал трагедию незаурядной личности в обстановке самодержавной России 19 в., подчеркнул социально-критич. сторону драмы. В годы Великой Отечеств, войны Г. был зам. пред. Комитета кинематографии по воен. хронике и директором Центр, студии документальных фильмов. Создал фильмы Непобедимые (1943, совм. с М. К. Калатозовым) и Большая земля (1944). В фильме Молодая гвардия (1948, по роману А. А. Фадеева) режиссёр сочетал эпич. широту с глубоким проникновением в психологию персонажей. Героич. пафос, яркие образы молодогвардейцев, вдохновенно переданная патриотич. атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произв. киноискусства. Крупным явлением в развитии сов. кино стал фильм Тихий Дон (1957-58, по роману М. А. Шолохова). Образы героев выдающегося сов. романа раскрыты режиссёром в сложности и богатстве их социальной и психологич. характеристики. В 1962 поставил фильм Люди и звери (играл роль Львова-Щербацкого), затем фильмы Журналист (1967) и У озера (1970). Эти три картины объединены стремлением отразить современную жизнь, в них ставятся проблемы, возникшие в послевоенном мире, фильмы показывают рост нравственной взыскательности героев. Г.-автор сценариев почти всех своих фильмов. С 1931 Г. ведёт пед. работу во ВГИКе, руководит объединённой актёрско-режиссёрской мастерской (с 1946 - профессор). Деп. Верх. Совета СССР 3-4-го созывов. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-8-го созывов. Чл. Президиума Сов. комитета защиты мира. Гос. пр. СССР (1941, 1949, 1951). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Со ч.: Комсомольск, в кн.: Кинга сценариев, М., 1938; Учитель, в сб.: Учитель, Л., 1940; Лицо советского киноактёра, М., 1935; Жизнь, фильмы, споры, М., 1971.
Лит.: Фрейлих С., Искусство кинорежиссёра, М., 1954; Волянская Н., На уроках режиссуры С. А. Герасимова, М., 1965.
Л. А. Парфёнов.
ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич [14 (26).9.1885, Можайск, ныне Московской обл.,-20.4.1964, Москва], советский живописец, нар. худ. СССР (1958), доктор искусствоведения (1956), действит. чл. АХ СССР (1947). Учился в Строгановском центральном художеств.-пром. уч-ще (1901-07) и Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1907-12) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В первые годы Сов. власти Г. участвовал в оформлении революц. массовых празднеств в Москве. В 1920-х- нач. 30-х гг. писал простые по композиции и почти монохромные портреты и жанровые картины, гл. обр. из жизни крестьянства, запечатлев трудный процесс становления новой жизни (Крестьянка с петухом, 1924, Рус. музей, Ленинград; Фронтовик, 1926, Третьяковская гал.). Г. обращался к ист.-революц. темам, решая их в монументально-эпич. плане (Клятва сибирских партизан, 1933, Рус. музей). В сер. 1930-х гг. живописная манера Г. меняется; и в жанровых картинах, среди к-рых выделяется насыщенностью, ликующей мажорностью цвета Колхозный праздник (1937, Третьяковская гал.), и в пейзажах, занявших важное место в творчестве художника, он обращается к традициям русской пленэрной живописи.
Пейзажи Г., одного из лучших сов. пейзажистов, замечательны поэтичностью, тонким ощущением жизни природы, гармонией и свежестью колористич. решений (Зима, 1939, Лёд прошёл, 1945, серия Можайские пейзажи, в т. ч. У переправы и Овсы, 1954,- все в Третьяковской гал.). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Г. создал проникнутую патриотич. пафосом картину Мать партизана (1943, частично переработана в 1949-50, Третьяковская гал.); из тематич. картин послевоен. периода наиболее значительна картина За власть Советов (1957, Третьяковская гал.). Исполнил илл. к произв. Н. А. Некрасова, А. М. Горького и др. Преподавал (проф.) в моск. Вхутемасе-Вхутеине (1920-29), в Моск. полиграфич. ин-те (1930-36), Моск. художеств. ин-те (1936-50), Моск. высшем художеств.-промышленном училище (1950-64). Первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958-64. Ленинская пр. (1966). Награждён 2 орденами, а также медалями.
Кадр из фильма Тихий Дон.Реж. С. А. Герасимов. 1957-58.
Илл. см. на вклейке к стр. 344-345.
Лит.: Разумовская С., С. В. Герасимов, М., 1936; Галушкина А. С., С. В. Герасимов, Л., 1964; Выставка произведений народного художника СССР С. В. Герасимова... Каталог, М., [1966].
ГЕРАСИМОВ Яков Иванович [р. 10(23). 9.1903, Валдай], советский физико-химик, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1952. По окончании в 1925 МГУ работал там же. Ученик проф. А. В. Раковского. Осн. труды по термодинамике цветных и редких металлов и металлич. сплавов. Гл. редактор Журнала физической химии (с 1954). Пред. Научного совета по химической термодинамике и термохимии АН СССР (с 1966). Награждён орденом Ленина и медалями.
Соч.: Химическая термодинамика в цветной металлургии, 2 изд., т. 1 - 4, М., 1960 - 1964 (совм. с А. Н. Крестовниковым и А. С. Шаховым); Курс физической химии, 2 изд., т. 1, М., 1969, 1 изд., т. 2, М.-Л-, 1966 (совм. с ДР.); Термодинамические свойства твердых и жидких металлических сплавов, Журнал физической химии, 1967, т. 41, в. 10, с. 2441.
ГЕРАСИМОВА Валерия Анатольевна [14(27).4.1903, Саратов,-2.6.1970, Москва], русская советская писательница. Чл. КПСС с 1926. Окончила МГУ (1926). Начала печататься в 1923 (повесть Heнастоящие). Автор сб. рассказов Панцирь и забрало (1931), повестей Жалость (1933), Хитрые глаза (1938), Байдарские ворота (1944), Знакомое лицо (1960), Земное притяжение (1969). Одна из основных тем Г.- разоблачение мещанина, ненастоящего человека, которому противостоят носители социалистической морали. Награждена орденом Знак Почёта и медалями.
Соч.: Избр. произв., М., 1958; Глазами правды, М., 1965; Быть собой. Повести и рассказы, М., 1970.
Лит.: Таратута Е. А., О творчестве В. Герасимовой, Молодая гвардия, 1932, № 7; П и т л я р И., Испытание временем, Новый мир, 1958, № 7; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 1, Л., 1959.
Е. А. Таратута.
ГЕРАСИМОВИЧ Борис Петрович (19.3.1889-1937), советский астроном. Род. в Кременчуге. Окончил Харьковский ун-т (1914), проф. там же (с 1922). В 1933-37 директор Пулковской обсерватории. Осн. работы связаны с проблемами нестационарности звёзд, их внутр. строения и эволюции, звёздной статистики, физики межзвёздной среды и планетарных туманностей, строения звёздных атмосфер, теоретич. астрономии, физики Солнца и др.
Лит.: Астрономия в СССР за сорок лет, 1917-1957, М., 1960 (библ.); Развитие астрономии в СССР (1917 - 1967), М., 1967 с. 215-16, 219, 453.
ГЕРАТ, город на С.-З. Афганистана, в крупном оазисе, орошаемом р. Гери-руд. Адм. ц. провинции Герат. Ок. 100 тыс. жит. Узел автомоб. дорог на Кушку (СССР), Мешхед (Иран), Кандагар, сев. Афганистан; аэродром. Эконо-мич. центр зап. Афганистана. Небольшие предприятия хлопкоочистит., текст., пищ. (муком., рисоочистит.) пром-сти. Кустарные промыслы (шерстяные и шёлковые ткани, ковры, паласы). Торговля каракулевыми шкурками, зерном, фруктами и другой сельскохозяйственной продукцией.
Основание Г. приписывается Александру Македонскому (отсюда назв. в греч. источниках - Александрия-Ариана, или Александрия Арийская; совр. назв. получил при Сасанидах). После смерти Александра Македонского Г. последовательно входил в состав древних и ср.-век. гос-в Ср. Востока. При Сасанидах и в эпоху Халифата был значительным городом, а при Саманидах - одним из гл. городов Хорасана. В 1221 был взят монг. войсками, а затем разрушен. К 1236 восстановлен. В 13-14 вв. Г.- столица гос-ва Куртов. Через Г. в этот период шли торг, пути из Ср. Азии в Индию и Китай. Наибольшего расцвета достиг в 15 в. при Тимуридах, когда стал крупнейшим торг., ремесл. и культурным центром на Ср. Востоке. В 16 в. Г. был подчинён Сефевидами, против к-рых население города неоднократно поднимало восстания; одно из них завершилось образованием в 1716 Гератского княжества. В 1732 Г. был захвачен Надиром (см. Надир-шах), в 1747 вошёл в состав Дурранийской державы. После её распада в нач. 19 в. стал центром Гератского княжества, пз-за к-рого велась борьба между Афганистаном и Ираном, а также происходили т. н. Гератские конфликты между Англией и Ираном. В 1863 Г. был окончательно присоединён к Афганистану. В Г. жили и творили Алишер Навои, Джами, Мирхонд, Хафиз и Абру, Бехзад и др. выдающиеся деятели науки и культуры средневековья.
В Г. сохранились: цитадель (15 в.), соборная мечеть (1201 -14 в., восстановлена в 1498-1500 после землетрясения; реставрирована и достроена в 1936-44); мавзолей Гаухаршад и минареты, входившие в грандиозный ансамбль Мусалла (к С.-З. от Г.), мавзолей Абдуллы Ансари - все 15 в., зодчий Кавамаддин Ширази. Г.- важный центр средневековой миниатюры (см. Герапгская школа) и декоративно-прикладного искусства.
Илл. см. т. 2, стр. 428, 429.
Лит.: Массой В. М. и Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1 - 2, М., 1964 - 65 (см. по указат.; имеется библиография); Encyclopedic de 1'Islam, t. 3, Leyden - P., 1966, p. 181-82.
ГЕРАТСКАЯ ШКОЛА, одна из средневосточных школ миниатюры (гл. обр. иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице гос-ва Тимуридов - Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие гор. жизни и культуры феод. Герата создало необходимые предпосылки для расцвета иск-ва миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным иск-вом, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Г. ш. связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймлённые сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растит, и геом. орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на к-ром разворачивается действие. Для Г. ш. характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатлен |