БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ия пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художеств, формы Г. ш. и сила её воздействия.

Первый этап Г. ш., преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14-15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный неск. планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям (Антология Байсункара, 1427, частное собр., Сеттиньяно; Гулистан Саади, 1427, б-ка Честера Битти, Дублин; Хамсе Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград, илл. см. т. 2, табл. XXXII). Исключение представляет парадный экземпляр Шах-наме (1430, о-ка Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. Населённость его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Г. ш. в кон. 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Косимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись Хамсе Низами (1494/ 1495, Брит, музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники к-рой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четв. 15 в. привлекают острые драматич. ситуации; усложнённые многоплановые пространств, композиции часто выходят на поля страниц (илл. Бахрам Гур поражает дракона из Хамсе Низами, 1493, Брит, музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Г. ш. заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и гл. обр. в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Г. ш. проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахр-ской школы (Средняя Азия) и моголъской школы.

Илл. см. на вклейке к стр. 344-345.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162-69; Акимушкин О. Ф., Иванов А. А., Персидские миниатюры XIV-XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting, Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан.

О. И. Галеркина.

ГЕРАЦИ Мхитар (сер. 12- нач. 13 вв.), армянский классик ср.-век. медицины. Хорошо знал труды греч., араб, и перс, медиков. Г., учёный с рациональным мировоззрением, избегал отвлечённых суждений, не подкреплённых клинич. практикой. Был сторонником теории, впоследствии получившей назв. гуморальной патологии. Из трудов Г. известны: О камнях и их лечебных свойствах, Анатомил глаза, фрагмент из труда о глазных болезнях и нек-рые др. В 1969 отмечалось 850-летие Г.

Соч.: Утешение при лихорадках, 2 изд., пер. с арм., Ер., 1968.

Лит.: Мелик-Парсаданян X., Мхитар Гераци. (Врач XII века), Ер., 1941; Кцоян А. С., Мхитар Гераци - врач XII века, пер. с арм., Ер., 1968.

ГЕРБ (польск. herb, от нем. Erbe-наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, к-рым придаётся символич. значение, выражающее историч. традиции владельца. Г. подразделяются на след. осн. группы: Г. государственный, Г. земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав гос-ва), Г. корпоративный (ср.-век. цехов), Г. родовой (дворянских и бурж. родов). Г.- специфич. историч. источник, изучается вспомогат. историч. дисциплиной геральдикой. Г. изображается на знамёнах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т. п.

Древнейшим прообразом Г. были тотемич. изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе (см. Тотемизм). Зачатки Г. видят в многочисл. символич. изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредств. предшественниками Г. были родовые и семейные знаки собственности (знамёна, рубежи, метки у славян, тамги у тюрков и монголов и т. п.). Первыми Г. были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. существовал Г. шумерских гос-в- орёл с львиной головой; известны также Г.: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Др. Греции были Г.: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В ср. века возникли сохранившиеся и теперь Г. городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульм. стран, где религия запрещала воспроизводить живые существа, для Г. употреблялись узоры, напр. герб Самарканда; три кольца - герб Тимура. На Руси Г. многих городов имели древние историч. корни. Лев - герб Владимира - был Г. владимирских князей с 12 в. Герб Новгорода с 15 в. символизировал вечевой строй (вечевая степень, т. е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в 16 в. респ. эмблема была заменена монархической: вместо степени стал воспроизводиться трон, вместо жезла - скипетр. Герб Пскова - рысь - изображён ещё в 15 в. на респ. печатях и монетах этого города. Герб Москвы - всадник, т. н. ездец, известен с 14 в. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, и герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, в течение мн. веков характерным для этих областей, судя по множеству археол. находок. Подобным же образом герб Н.Новгорода - лось - связан с древним местным культом лося; в 18 в. лось был заменён оленем. Герб Смоленска - пушка и на ней райская птица - чеканился ещё в 15 в. на княж. монетах этого города. Герб Казани - крылатый змей - объясняется татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Астрахани - сабля и над ней корона - очень похож по очертаниям на герб Бухары (дуга и над ней цветник); эти Г. явно восходят к общему прототипу: в Бухаре в 17 - середине 18 вв. царствовала астраханская династия. Герб Вятки - лук и стрела - возник в связи с древним местным почитанием стрел, продолжительное время игравшим в этом городе роль даже в церковных обрядах. Г. дворянских родов в Зап. Европе возникли в эпоху крестовых походов (11- 13 вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Г. создавались непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения сохранились в названиях Г. на нем. (Wappen), франц. (armes) и англ, (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских Г. явились эмблемы древних городов. В свою очередь нек-рые родовые Г. превратились в Г. феод, монархий. При смене династий в гос. Г. часто оставались элементы Г. прежде правивших династий. Фамильные Г. буржуазии (без шлема и нашлемника) появились на рубеже 17-18 вв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята продажа Г. представителям недворянских сословий .

Большой герб Российской империи. 2-я половина 19 в.

На иной основе возникли родовые Г. в Польше, где издавна существовали знамёна с родовыми знаками, вокруг к-рых объединялись соседи - землевладельцы в случае воен. опасности. Число этих знамён было постоянно и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов)были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали Г. польских дворянских родов.

В России первые дворянские Г. появились в кон. 16- нач. 17 вв., но широкое их распространение началось на рубеже 17-18 вв. после уничтожения местничества. При Петре I Г. становится необходимой принадлежностью дворянина. С кон. 18 в. составлением Общего гербовника началась официальная кодификация родовых Г. В Г. рус. старинных родов были использованы изображения на печатях удельных князей и на знамёнах земель и городов Др. Руси. Г. родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и др. гос-в. Г. вновь пожалованных дворян составлялись применительно к их чинам и заслугам. В дорево-люц. России Г. были у всех губерний, областей, городов, градоначальств, посадов и крепостей.

Г. Российской империи сложился в период образования централизованного гос-ва: состоя л из 2 осн. эмблем: всадника (ездца) с копьём, поражающим змия (с кон. 14 в.), и двуглавого орла (с кон. 15 в.), к-рые помещались на печатях великих моек, князей и царей. Гос. Г. при царе Алексее Михайловиче (правил в 1645-76)-двуглавый орёл с поднятыми крыльями под тремя коронами, с моек. Г. (всадник) на груди, скипетром и державой в лапах. С утверждением ордена Андрея Первозванного (1698) щит с изображением всадника стал окружаться цепью ордена. При Екатерине I (правила в 1725-27) установлены цвета Г.- чёрный орёл на жёлтом фоне, всадник на красном поле. В 1730 утверждён рисунок Г., в его описании всадник впервые назван св. Георгием Победоносцем. Со 2-й четв. 19 в. двуглавого орла стали изображать с широко распростёртыми крыльями, в правой лапе орла появились перевитые лентами громовые стрелы и факел, в левой - лавровый венок. По указу 1832 на крыльях орла сталп помешать гербы царств (Казанского, Астраханского, Сибиоского, Польского и Таврического) и Великого княжества Финляндского: затем количество и расположение Г. царств и княжеств менялись. С середины 1860-х гг. всадник в моск. Г. стал изображаться по геральдическим правилам - в правую сторону. В 1882 утверждён большой росс. гос. Г. с множеством геральдич. деталей, но сохранивший в основе двуглавого орла с моск. Г. на груди. После Февр. революции 1917 Врем, пр-во сохранило двуглавого орла как гос. эмблему, но орёл изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы. Под орлом, в картуше (в овале), помещалось изображение здания Таврического дворца, в к-ром заседала Гос. дума.

О гос. Г. СССР, союзных и автономных республик, а также о гос. Г. совр. зарубежных гос-в см. статьи Герб государственный СССР и Государственные гербы зарубежных стран.

Рус. гербовники: Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, т. 1-10, СПБ, 1798-1840; ЛукомскийВ. К. и ТройницкийС. П., Указатель к Общему гербовнику.... (ч. 1 - 18), СПБ, 1910; Лукомский В. К., Указатель к Общему гербовнику..., ч. 19 - 20, [П., 1914 - 17]; Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672, П., 1903; Винклер П. П. фон (сост.), Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900, П., [1900]; Гербовник Анисима Титовича Князева, П., 1912; Тройницкий С. Н. (сост.). Гербы лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых,[П., 1914]; Лукомский В. К., Модзалевский В. Д., Малороссийский гербовник, СПБ, 1914. См. также лит. при ст. Геральдика.

А. В. Арциховский, Ю, Н. Короткое, Л. Н. Луппол.

ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ зарубежных стран, см. Государственные, гербы зарубежных стран.

ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СССР, официальная эмблема Сов. государства. Установлен Конституцией СССР (ст. 143). Представляет собой серп и молот на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, с надписью на языках союзных республик: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!, наверху герба - пятиконечная звезда. Г. г. СССР символизирует основу общенародного гос-ва - союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном гос-ве, равноправие социалистических наций, и выражает идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран.

Первый Г. г. СССР был утверждён ЦИК СССР 6 июля 1923, описание его было закреплено в Конституции СССР 1924. В 1923-36 надпись Пролетарии всех стран, соединяйтесь! делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-46 на 11 языках, в 1946-56- на 16, с 1956- на 15 языках.

Гос. гербы имеют все союзные республики, описание гербов содержится в Конституциях соответств. республик. Осн. элементами респ. гербов также являются символ трудового союза рабочих и крестьян - скрещивающиеся серп и молот, и надпись на языке союзной республики: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!. Кроме того, в гос. гербах союзных республик отражены нац. особенности (природы, х-ва и т. д.) соответствующих республик. Государственным гербом АССР является герб той союзной республики, в состав к-рой она входит, с добавлением наименования авт. республики на языках данной авт. и соответствующей союзной республики и на рус. яз., надпись на гербе Пролетарии всех стран, соединяйтесь! даётся на языке авт. республики.

Илл. см. на вклейке к стр. 352.

Лит.: Государственный герб СССР. Государственный флаг СССР. Государственные гербы и флаги союзных советских социалистических республик, М., 1959; Дунин-БарковскийК. И., О гербе и флагах РСФСР, М., 1922; Луппол А. П., Из истории советского государственного герба, в кн.: Ежегодник Государственного Исторического музея, М., 1960.

ГЕРБАРИЙ (лат. herbarium, от herba - трава, растение), 1) коллекция специально собранных засушенных растений, предназначенных для науч. обработки. Более или менее полный Г., собранный на определённой территории, делает возможным её планомерное флористич. изучение. Составление Г. обычно сопутствует различным геоботанич., почвенным и др. исследованиям. Один из крупнейших в мире Г.- св. 5 млн. листов - находится в Ботанич. ин-те им. В. Л. Комарова АН СССР (Ленинград). Г. МГУ насчитывает св. 600 тыс. листов. Основной Г. флоры Ср. Азии хранится в Средне-азцат. гос. ун-те (Ташкент). Крупные Г. имеются в Киеве (ок. 900 тыс. листов), Тбилиси, Томске и др. городах СССР. За рубежом крупнейшие Г. имеются в Праге, Лондоне (гербарий Линнея), в Кью (ок. 6,5 млн.), Женеве (гербарии Декандоля и Буасье-4 млн.), Париже (6 млн., в т. ч. 1 млн. листов споровых растений), Вашингтоне, Вене.

Помимо общих флористич., имеются спец. Г. пищевых, технич. и др. растений. Напр., во Всесоюзном ин-те растениеводства в Ленинграде хранится крупнейшая в мире коллекция зерновых, овощных и др. растений. Собранные для Г. растения укладывают в полевую папку между листами непроклеенной бумаги и завязывают. Каждое растение, взятое в Г., сопровождается этикеткой (5х 10 см) с указанием порядкового номера, названия, местонахождения (область, район, ближайший нас. пункт), местообитания (напр., на лугу, в лесу), даты сбора, фамилии и инициалов сборщика. Сушат предварительно расправленные растения в листах влагоёмкой (фильтровальной, обёрточной, газетной) бумаги, прокладывая между листами с растениями 3-4 пустые листа. Высушенные растения монтируют на листах плотной бумаги размером 42 х 28 см и туда же переносят этикетку (справа вниз).

2) Учреждения, хранящие коллекции засушенных растений и ведущие их науч. обработку. В Г. листы с растениями одного вида помещают в