| общую, т. н. видовую обложку, или рубашку; листы с растениями одного рода - в родовую обложку; Г. семейств растений - в отдельные папки. Располагают виды растений по алфавиту, роды - по алфавиту или в систематич. порядке, семейства обычно помещают в систематич. порядке.
Лит.: Сюзев П. В., Гербарий, 7 изд., М., 1949; Шишкин Б. К.. Как составлять гербарий, 2 изд., М.- Л., 1941.
В. С. Говорухин.
ГЕРБАРТ, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольден-бург, - 14.8.1841,Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском ун-те. Проф. ун-тов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809- 1833), где основал при ун-те пед. семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833). Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовского периода-философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творч. и спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является опыт, а сама она должна заниматься обработкой понятий опыта для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность противоречий), метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, к-рая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Отталкиваясь от кантовского понятия вещи в себе и учения Лейбница о монадах, Г. утверждал существование т. н. реалов- множества простых и неизменных сущностей, благодаря различным взаимоотношениям к-рых возникает область явлений или единичных вещей.
Г. явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержат, эстетике Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т. п., к-рые и являются источником эстетич. удовольствия. Эстетич. идеи Г. были развиты Р. Циммерманом и Э. Гансликом.
Психологии, идеи Г. оставили заметный след в истории психологии. Г. выступил против учения о способностях как первичных и неразложимых духовных силах, поскольку оно не может объяснить естественной истории души, т. е. закономерного формирования психич. жизни человека. Г. первый попытался построить психологию как систематич. науку, к-рая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте н математике. Душа есть определённый реал, обладающий состояниями, к-рые суть представления. Движение представлений составляет жизнь души. Представления, вытесненные из сознания, сохраняют своё влияние на него. Они образуют область бессознательной душевной деятельности (см. Бессознательное). Каждое новое явление сознания находится под воздействием наличного запаса неосознаваемых представлений, составляющих т. н. апперцептивную массу (см. Апперцепция). Из соотношения представлений Г. пытался вывести все факты психич. деятельности, в т. ч. волю, чувство и т. д. Это придало его учению крайний интеллектуализм.
Последователи Г. (X. Штейнталь, М. Лацарус) распространили его теорию на объяснение ист. развития при разработке этнич. психологии. Хотя Г. отрицал применимость эксперимента в психологии, его идеи оказали влияние па создателей экспериментальной психологии - Г. Фехнера, В. Вундта и др. В частности, Г. подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при к-рой оно перестаёт осознаваться. Его взгляд на бессознат. психику сыграл роль в подготовке фрейдизма.
В. А. Костеловский.
Филос. и психологич. воззрения Г. сыграли важную роль в разработке его теории обучения: философия указывает цели воспитания, психология - пути достижения этих целей. Гл. цель воспитания, по Г.,- гармония воли с этич. идеалами и выработка многосторонних интересов. Путями воспитания Г. считал управление детьми, воспитывающее обучение, развивающее многосторонние интересы, и собственно нравств. воспитание. Важнейшей дидактической задачей Г. считал развитие произвольного внимания.
Г. выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, к-рые должны служить принципами построения каждого урока: ясность - соответствующая первонач. ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциация - установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; система - выделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод - применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. Абсолютизация и универсализация данной схемы приводила последователей Г. к формализации процесса обучения. Средства нравств. воспитания - одобрение и порицание, отвлечение от всего возбуждающего, соблюдение правил, выработка религиозного чувства смирения и зависимости от высших сил. Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость гос. устройства. С нравств. воспитанием у Г. тесно связано управление, состоящее во внешнем дисциплинировании детей, в приучении их к порядку. Средства управления - надзор, приказание, запрещение, угроза, наказание, а также умение занять ребёнка.
В педагогической системе Г. получил отражение его политический консерватизм. Этим объясняется большая популярность педагогики Г. в правительственных кругах многих стран в 19 в.
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 - 19, Lpz.- Langensalza, 1882 -1912; в рус. пер.- Психология, СПБ.1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.
Лит.: ЯрошевскийМ. Г., Историяпсихологии, М., 1966; Fluge 1 О., Herbarts Lehre und Leben, 2 Aufl., Lpz.,1912; Fritzsch Th., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz.- В., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Munch., 1928; Zimmer H., Fuhrer durch die deutsche Herbart-Literatur, Langensalza, 1910.
А. И. Пискунов.
ГЕРБЕЛЬ Николай Васильевич [26.11 (8. 12). 1827, Тверь, ныне Калинин,- 8(20).3.1883, Петербург], русский поэт-переводчик, издатель. Род. в семье офицера. Окончил Нежинский лицей, служил в гвардии (до 1860). С 1846 печатал свои переводы из европ. поэтов. Известен его стихотв. перевод Слова о полку Игореве (1854). Был близок к кругу Современникам. В 1857-80 подготовил и издал собр. соч. Ф. Шиллера, Дж. Байрона, У. Шекспира, Э. Т. А. Гофмана, И. В. Гёте в переводах рус. писателей. Издал Кобзарь Т. Г. Шевченко (1860) и за границей - не разрешённые цензурой стихотворения А. С. Пушкина (1861). Составил хрестоматии: Поэзия славян (1871), Русские поэты в биографиях и образцах (1873), Английские поэты (1875), Немецкие поэты (1877). Автор ист. исследования Изюмский слободской казачий полк (1852).
Ю. Н. Короткое.
ГЕРБЕРА (Gerbera), род многолетних травянистых растений сем. сложноцветных. Стебли укороченные, прикорневые листья собраны в розетки. Цветочные корзинки крупные, одиночные, нередко яркоокрашенные. Ок. 70 видов в тропич., реже в умеренных областях Африки и Азии. В цветоводстве известна Г. Джемсона (G. jamesonii) из Наталя и Трансвааля и её садовые формы с очень крупными корзинками и язычковыми цветками, окрашенными в яркие или пастельные тона. Используют как горшечное растение или для срезки; на Ю. СССР выращивают в открытом грунте.
ГЕРБЕРШТЕЙН, Херберштейн (Herberstein) Зигмунд (1486-1566), барон, немецкий дипломат и путешественник. В 1517 прибыл в качестве посла императора Максимилиана I в Москву с целью склонить вел. кн. Василия III Ивановича к миру с Польшей для совместной борьбы против Турции и к передаче Смоленска польскому королю. Вторично Г. прибыл в Москву в 1526. Обе его миссии не увенчались успехом. В 1549 Г. выпустил книгу Записки о московитских делах, в к-рых пытался дать изложение рус. истории с древнейших времён, а также описание экономики, быта, религии страны; осн. часть труда - землеописание России: её городов, торговых путей, сёл, рек и т. д. Тенденциозно рисует жизнь рус. общества нач. 16 в.
Однако собранный Г. географич. материал о России 16 в. широко использовался в картографич. лит-ре того времени и послужил основой для многих европейских карт России. Лучший перевод Записок на рус. яз. с комментариями А. И. Малеина (1908).
Лит.: Замысловский Е., Герберштейн и его историко-географические известия о России, СПБ, 1884.
И. В. Степанов.
ГЕРБИЦИДНО-АММИАЧНАЯ МАШИНА, машина для внесения водного раствора аммиака в почву (при вспашке, предпосевной культивации, во время посева, при подкормке пропашных культур) и хим. борьбы с сорняками путём опрыскивания гербицидами. Г.-а. м. навешивают на трактор или агрегатируют с культиватором, плугом, сеялкой и др. с.-х. машинами. Основные узлы Г.-а. м. (рис.), выпускаемой в СССР: резервуары для раствора, шестерёнчатый насос, приводимый в действие от вала отбора мощности трактора, всасывающая и напорная коммуникации, вакуумное устройство, заборный шланг, система навески, штанги длиной 8 или 15 м. Машину заправляют, создавая вакуумным устройством разрежение в резервуарах при проходе отработавших газов через выпускную трубу двигателя. Норму вылива раствора регулируют подбором колпачков распылителей (жиклёров) различных диаметров, созданием определённого рабочего давления либо уменьшением (увеличением) кол-ва распылителей на штанге, а также изменением скорости движения агрегата. Ширина захвата машины 1-15м; ёмкость резервуаров 560 л; производительность при внесении водного раствора аммиака в зависимости от используемого почвообрабатывающего орудия или сеялки 0,5- 3 га/ч, глубина внесения удобрений 8- 18 см. Обслуживает агрегат тракторист.
ГЕРБИЦИДЫ (от лат. herba - трава и caedo - убиваю), химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. По характеру действия на растения делятся на Г. сплошного действия, убивающие все виды растений, и Г. избирательного (селективного) действия, поражающие одни виды растений и не повреждающие др. Первые применяют для уничтожения растительности вокруг пром. объектов, на лесных вырубках, аэродромах, железных и шоссейных дорогах, под линиями высоковольтных электропередач, в дренажных каналах, прудах и озёрах; вторые - для защиты культурных растений от сорняков (хим. прополка). Такое деление условно, т. к. в большинстве случаев одно и то же вещество в зависимости от концентрации, норм расхода и условий применения может проявлять себя как Г. сплошного или избирательного действия. Напр., монурон и диурон в дозах 1,2-1,6 кг действующего вещества на 1 га уничтожают однолетние сорняки в посевах хлопчатника, в более высоких дозах - всю растительность.
Избирательность действия Г. определяется хим. составом, формой и дозами препарата, методом и сроками обработки посевов, фазами роста растений, их ана-томич. и морфологич. строением, почвен-но-климатич. условиями и т. д. Различают биохимич. и топографич. избирательность Г. При биохимической избирательности действие Г. основано на вмешательстве его в обмен веществ растений. Биохимич. избирательность в большинстве случаев проявляется в неодинаковом превращении Г.: в устойчивых растениях Г. блокируется компонентами клетки и разлагается до нетоксичных соединений или до токсичных, с последующей их инактивацией; в чувствительных - Г. или угнетает растения (ингибирующее действие) или под влиянием компонентов клетки разрушается до токсич. соединений, убивающих растения. Напр., симазин и атразин в устойчивой к ним кукурузе разлагаются до нетоксич. соединений, в чувствительных (корневищевых многолетних сорняках) - не разлагаются. Топографическая избирательность Г. связана с различиями в анатомо-морфо-логич. строении растений и способе внесения Г. На избирательности этого типа основано использование 2М-4Х в посевах льна. Лён, в отличие от мн. двудольных сорняков, мало чувствителен к 2М-4Х при крупнокапельном опрыскивании его этим Г. в фазу "елочки", т. к. капли раствора стекают с узких листьев льна, покрытых восковым налётом и расположенных под острым углом к стеблю. Более устойчивы к Г. сильно опушённые растения, плохо смачивающиеся ими, растения с толстой, мало проницаемой кутикулой и небольшим количеством устьиц. Топографич. избирательностью объясняется, напр., различная чувствительность к Г. растений даже одного и того же вида: растения, произрастающие в тени, на влажной, богатой питательными веществами и особенно азотом почве, вырастают более изнеженными и более чувствительными к гербицидам. Г. могут быть с широкой и узкой избирательностью. Широкой избирательностью обладает, напр., 2,4-Д, уничтожающий все двудольные растения, узкой - пропанид, уничтожающий просянки в посевах риса, и др.
Г. сплошного и избирательного действия в зависимости от способности перемещаться в растении делят на контактные и системные. Контактные Г. (ДНОК, пропанид, грамоксон, пентахлорфенолят натрия и др.), попав на растение, вызывают местное отравление участков ткани, к-рые быстро увядают, буреют и засыхают. Системные Г. (2,4-Д, 2М-4Х, симазин, атразин, монурон и др.) способны передвигаться по сосудистой системе растений вместе с питательными веществами и продуктами обмена веществ, вызывая общее отравление (деформацию стебля и листьев растений, постепенное угнетение роста, хлоротичность, хрупкость листьев и стеблей, стерильность и т. д.), что особенно ценно для борьбы с многолетними и имеющими мощную корневую систему сорняками. Контактные и системные Г. наносят на листовую поверхность растений (листовые Г.) и на почву (почвенные, или корневые, Г.). Мн. Г. могут быть использованы как для обработки надземных частей сорняков, так и для внесения в почву.
Современные Г.- органич. соединения, делящиеся на неск. больших групп: замещённые фенолы (ДНОК, пентахлорфенолят натрия); бензонитрилы (иоксинил и др.); четвертичные соединения аммония (реглон, грамоксон); производные хлор-феноксиалкилкарбоновых кислот (2,4-Д; 2,4-ДМ; 2,4-ДП; 2М-4Х; 2М-4ХМ; 2М-4ХП; 2,4,5-Т); бензойные кислоты (2,3,6-ТБК; банвел-Д); галоидозамещён-ные алифатические кислоты (ТХА, да-лапон); карбаматы (хлор-ИФК; ИФК, карбин); тиокарбаматы (диаллат, эптам, тиллам, триаллат, ялан); амиды (солан, пропанид, дифенамид); производные мочевины (дихлоральмочевина, фенурон, монурон, диурои, которая, линурон, метурин, монолинурон); производные урацила (лепацил), триазины (симазин, атразин, пропазин, прометрнн, десметрин); Г. др. групп (дактал, пиклорам, трефлан и др.). В качестве Г. в огранич. масштабах применяют и нек-рые неорганич. вещества: сульфамат аммония, цианат калия, хлораты натрия, магния, кальция, нитрат натрия и др.
Известно св. 1000 соединений с гербицидными свойствами. Для борьбы с сорняками используют около 140 (табл. 1). Г. изготовляют гл. обр. в виде растворов, растворимых в воде порошков, паст, смачивающихся порошков, концентратов эмульсии. Основной способ применения Г.- опрыскивание с помощью наземных опрыскивателей и с самолётов водными растворами, водными эмульсиями и водными суспензиями. Используются гранулированные Г., но их применение пока незначительно. Г. вносят до или после зяблевой вспашки, в различное время до посева с.-х. культуры, в период от посева до появления всходов и после появления всходов культурных растений в различные фазы их развития.
Табл. 1. - Важнейшие гербициды
Общее название
Химическое название
ЛД* для
50
крыс, мг/кг
Атразин (гезаприм, зеазин, приматол, хунгазин-ПК)
2-Хлор-4-этиламино-6-изопропиламино-симм-триаз |