БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

", "Фархад и Ширин" С. Вургуна; "Гачах Наби" С. Рустама; а также "Гроза" Островского, "Гибель эскадры", "Платон Кречет" Корнейчука, "Отелло", "Макбет" Шекспира и др. В годы Великой Отечеств, войны героич. борьбу сов. народа, его патриотизм отражали спектакли: "Вэфа" Расула Рзы, "Месть" 3. Халила, "Львиное логово" М. Г. Тахмасиба и др. Оптимизмом были проникнуты постановки последующих лет: "Утро Востока" Э. Мамедханлы, "Светлый путь" И. Эфен-диева, "Айдынлыг" С. Рахмана и др. В 50-60-е гг. театр стремился к созданию спектаклей, отражающих трудовые подвиги и будни сов. людей, проблемы морали и нравственности, коммунистич. воспитания молодого поколения: "Бухта Ильича" Д. Меджнунбекова, "Глазной врач" И. Сафарли, "На дальних берегах" Г. Сеидбейли и И. Касумова, "Пламя" М. Гусейна, "Деревенщина" М. Ибрагимова, "Ты всегда со мной" И. Эфендиева, "Без тебя" III. Курбанова и др. Театр постоянно обращается к русской и зап.-европ. классике - "Живой труп" Л. Н. Толстого, "Антоний и Клеопатра", "Гамлет" Шекспира и др.

В республике работают также: Рус. драматич. театр им. С. Вургуна (осн. в 1923, Баку), Театр юного зрителя им. М. Горького (азерб. и рус. труппы, Баку), Театр кукол (Баку), Театр азерб. драмы им. Дж. Джабарлы (Кировабад), Муз.-драматич. театр им. Дж. Мамед-кулизаде (Нахичевань), Арм. театр им. М. Горького (Степанакерт), театры в гг. Агдам, Мингечаур, Сумгаит.

Значит, вклад в развитие нац. иск-ва внесли нар. артисты СССР: М- Алиев, М. Давудова, С. Рухулла, А. Искенде-ров, А. Алекперов, О. Курбанова; нар. артисты Азерб. ССР: И. Г. Идаятзаде, Д. Кязим Зия, Р. Тахмасиб, С. Гад-жиева, Ф. К. Кадри, М. Марданов, М. С. Санани, Б. Г. Шекинская; артисты А. М. Шарифзаде, У. Раджаб и мн. др.

Подготовка театр, кадров с 1923 была сосредоточена в бакинском театр, техникуме, с 1945 - в Азерб. гос. ин-те иск-в им. М. Алиева. В 1944 в Баку основано Азерб. театр, об-во.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIV.

К. А. Касимов.

XIX. Цирк

Истоки азерб. циркового иск-ва - в выступлениях на праздниках канатоходцев, комич. героя "коса-коса", появлявшегося на ходулях. В 1945 в республике организован азерб. цирковой коллектив, в к-рый вошли артисты азерб. эстрады, выступавшие с цирковыми номерами, и участники художеств, самодеятельности. Создаются программы, сюжетные цирковые представления и отдельные номера, построенные на нац. материале. В работе коллектива, наряду с артистами цирка, участвуют видные азерб. композиторы, поэты, балетмейстеры, художники. С 1946 азерб. цирк регулярно гастролирует по Сов. Союзу. В 1959 коллектив выступал с программой "Мы из Баку" на декаде азерб. иск-ва и лит-ры в Москве. Большим успехом пользовались пантомима "Заря над скалой" и др. номера. С этой программой азерб. цирковой коллектив гастролировал в странах Зап. Европы, Азии, Африки, Америки. В 1967 в Баку построено новое здание цирка - одно из крупнейших в Европе.

XX. Кино

Первый художеств, фильм азерб. кино "В царстве нефти и миллионов" по произв. И. Мусабекова с участием выдающегося актёра Г. Араблинского (реж. Б. Н. Светлов) был поставлен в 1916. После установления в А. Сов. власти (1920) прокатная сеть была национализирована. В 1923 учреждено Азерб. фото-киноуправление (АФКУ). Первый сов. азерб. художеств. фильм - "Легенда о Девичьей башне" (1924, реж. В. В. Баллюзек). На азерб. киностудии ставили фильмы мастера сов. кино др. республик: А. И. Бек-Назаров, Н. М. Шенгелая, Б. В. Барнет. Фильмы 20-х гг. разрабатывали темы, актуальные для молодых республик Сов. Востока,- интернациональное единство и дружба рабочих ("Дом на вулкане", 1929, совм. с киностудией "Арменкино", реж. А. И. Бек-Назаров), раскрепощение женщин и приобщение их к обществ, жизни ("Севиль", 1929, реж. А. И. Бек-Назаров). В 20 - 30-е гг. сформировался первый коллектив творч. работников азерб. кино: Дж. Джабарлы, А. М. Шарифзаде, А. Кулиев, М. Ю. Микаилов, С. Марданов. Они создали ряд значит, картин - "Во имя бога" (1925), "Гаджи Кара" (1929) (оба фильма реж. А. М. Шарифзаде), "Лятиф" (1930, реж. М. Ю. Микаилов) и др. В 1933 реж. Н. М. Шенгелая поставил в А. одну из лучших своих картин - "Двадцать шесть комиссаров", посвящённую памяти героич. руководителей бакинского пролетариата. Во 2-й пол. 30-х - нач. 40-х гг. азерб. кино интенсивно разрабатывает совр. тематику - строительство социалистич. общества, новые отношения между людьми. Создаются также фильмы, воскрешающие славные страницы революц. прошлого,- "Бакинцы" (1938, реж. В. А. Турин), "Кендлиляр" (1940, реж. С. Марданов) и др.

В годы Великой Отечеств, войны реж. А. Кулиев поставил 2 короткометражных фильма о героях-азербайджанцах - "Сын Родины" (1941) и "Бахтиар" (1942), реж. А. И. Бек-Назаров - фильм "Сабухи" (1942) о выдающемся азерб. просветителе 19 в. М. Ф. Ахундове. В 1945 экранизируется муз. комедия У. Гаджибекова "Аршин мал алан" (реж. Р. Тахмасиб и Н. М. Лещенко). В последующий ряд лет азерб. кино выпускало только документальные фильмы.

Значит, развития азерб. кино достигло со 2-й пол. 50-х гг. Молодое поколение сценаристов, режиссёров, операторов, пришедших в кино в 50-60-е гг., ищет новые пути развития нац. киноиск-ва. Резко возрастает произ-во художеств, фильмов, разрабатывающих совр. тематику. Различным аспектам совр. темы посвящены фильмы "Встреча" (1956, реж. Т. М. Тагизаде), "Её большое сердце" (1959, реж. А. М. Ибрагимов), "Можно ли его простить?" (1960, реж. Р. Тахмасиб), "Телефонистка" (1962), "Почему ты молчишь?" (1967 - оба реж. Г. Сеидбейли), "Земля, море, огонь, небо" (1968, реж. ТУТ. Махмудбеков), "Человек бросает якорь" (1968, реж. А. Бабаев). Большим успехом пользовался фильм "На дальних берегах" (1959, реж. Т. М. Тагизаде), рассказывающий о Герое Сов. Союза Мехти Гусейнзаде. В 1966 (совм. с киностудией "Мосфильм") был поставлен фильм "Двадцать шесть бакинских комиссаров" (реж. А. М. Ибрагимов). Значит, место в азерб. кино занимает муз. комедия "Не та, так эта" (1958, реж. Г. А. Сеидзаде), "Ромео, мой сосед" (1964, реж. Ш. Махмудбеков), "Аршин мал алан" (1966, реж. Т. М. Гагизаде) и др.

Интенсивно развивается документальная кинематография. Среди лучших документальных и видовых фильмов А.- "Страна вечных огней" (1945), "По ту сторону Аракса" (1946), "Советский Азербайджан" (1950), "Повесть о нефтяниках Каспия" (1954), "В заливе имени Кирова" (1955), "Баку и бакинцы" (1959), "Покорители моря" (1959), "Самед Вургун" (1966), "Кобустан" (1967), "Азербайджан" (1967), "И тут вступает правда" (1968) и др. Созданы фильмы, посвящённые В. И. Ленину: "Бакинский филиал Центрального музея В. И. Ленина" (1968), "Встречи с Лениным", "Живое сердце Ильича" (оба в 1969). Выпускаются периодич. киножурналы.

Успехи азерб. кино 60-х гг. связаны с творчеством режиссёров Г. Сеидбейли, Т. М. Тагизаде, А. М. Ибрагимова, М. Б. Дадашева, А. С. Атакшиева, операторов А. А. Нариманбекова, X. Ю. Бабаева, Р. М. Оджагова, Э. Кулиева, О. Миркасимова, Р. Шахмалиева и др.

В 1965 основан Союз кинематографистов Азерб. ССР. В 1969 в А. было 1813 киноустановок.

Лит.: Лебедев Н. А., Азербайджанская кинематография, в его кн.: Очерки истории кино СССР. Немое кино, М., 1965; Гулубэ]ов Э., Совет АзэрбаЗчанын киносу, Бакы, 1958. А. Алиев.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIV.

XXI. Художественная самодеятельность

Художественная самодеятельность возникла в А. в 20-е гг. и получила широкое распространение в 30-е гг. В 1968 в Азерб. ССР насчитывалось 4918 коллективов художественной самодеятельности, в том числе 823 хоровых, 770 оркестровых, 1042 театральных, 563 хореографических, 97 по различным видам изобразит, иск-ва.

В республике 39 нар. театров: молодёжно-эстрадный театр Дворца культуры им. Ильича, театр Дворца культуры им. 26 бакинских комиссаров (оба в Баку), театры Агдамского, Закатальско-го, Куткашенского р-нов и др. Общее число участников самодеятельности ок. 95 тыс. чел.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОРНЫЙ МЕРИНОС, порода горных тонкорунных овец. Выведена в Азерб. ССР путём скрещивания мериносовых овец с баранами асканийской и кавказской тонкорунной пород и использования помесей грубошёрстных овец бозах с тонкорунными баранами. Утверждена в 1948. В отличие от др. мериносовых пород овцы А. г. м. более подвижны, выносливы, хорошо приспособлены к содержанию в горных р-нах и дальним переходам по пересечённой местности, не болеют пироплазмидозами. Живая масса (распространён термин "живой вес") баранов 80-90 кг, наибольшая до 120 кг, маток 45-55 кг и до 80 кг. Настриг шерсти с баранов 8-10 кг, с маток 4,5-5 кг, наибольший соответственно до 16 кг и 9 кг. Шерсть камвольная, 64-70-го качества, дл. 7-12 см. А. г. м. используют для улучшения шёрстных качеств местных овец. Разводят породу в Азерб. ССР. Лучшие стада - в колхозах "Путь Ильича" Кедабекского р-на и им. Калинина Шамхорского р-на.

Лит.: Овцеводство, под ред. П. А. Есау-лова и Г. Р. Литовченко, М., 1963; Николаев А. И., Овцеводство, 3 изд., М., 1964.

Г. А. Окуличев.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР академический и м. М. Азизбекова, основан в 1920 вначале как азерб. труппа Объединённого гос. театра, включавшего также рус. и арм. труппы; с 1922 получил окончат, орг. оформление. До 1929 носил наименование Академич. драм, театра, затем - Художеств, театра, с 1935 - Драм, театра, с 1950 - совр. наименование. В 1920-е гг. ведущее место в репертуаре занимали спектакли: "Гаджи Кара" М. Ф. Ахундова, "Мертвецы" Д. Ж. Ма-медкулизаде, "Соколиное гнездо" С. Сани, "Шейх Сенан" М. Гусейна Джави-да, "Разорённое гнездо" А. Ахвердова, "Айдын", "Октай эль оглы" Дж. Джабарлы, "Ревизор" Гоголя, "На дне" Горького, "Разбойники" Шиллера, "Отелло" Шекспира и др. Значит, событием в жизни театра была пост, спектаклей "Гамлет" Шекспира (1926) и "Любовь Яровая" Тренёва (1929) и др. В нач. 30-х гг. созданы спектакли на совр. темы: "Ал-мас", "Яшар" Джабарлы и др. 2-я пол. 30-х гг. явилась периодом творческой зрелости коллектива. В эти годы раскрылись дарования многих актёров. Наряду с реалистич. спектаклями о современности ("Свадьба" С. Рахмана) театр осуществил монумент, нар.-героич. спектакли ("Сиявуш" Джавида, "Вагиф" Вургуна). Театр добивается значит. успехов в освоении национальной и мировой классики.

В годы Отечеств, войны театр создал патриотич. спектакли "Вэфа" Расула Рзы, "Махаббет" Ибрагимова и др., показал нар.-героич. спектакли "Фархад и Ширин" Вургуна, "Низами" Гусейна. Среди лучших спектаклей 40-50-х гг.- "Утро Востока" Мамедханлы (1948), "Бухта Ильича" Меджнунбекова (1958), "На дальних берегах" Сеидбейли и Ка-сумова (1956) и др., а также пост, классики - "Отелло" Шекспира (1949) и др. В 60-е гг. пост, спектакли: "Зыковы" Горького, "Живой труп" Л. Толстого, "Мария Стюарт" Шиллера, "Антоний и Клеопатра" Шекспира и др.

Значит, роль в истории театра сыграли актёры А. М. Шарифзаде, Ульви Раджаб, нар. арт. СССР М. Алиев, С. Рухулла, М. Давудова, А. Алекперов, нар. арт. Азерб. ССР Р. Афганлы, А. Искендеров, О. Курбанова, режиссёр А. А. Туганов. В труппе театра (1969): нар. артисты Азерб. ССР Л. Бадирбейли, М. Вели-ханлы, С. Гаджиева, А. Герайбейли, И. Дагестанлы, А. Джавадов, А. Зейналов, Ф. Кадри, А. Курбанов, М. Марданов, Е. Оленская, И. Османлы, М. Санани, А. Султанов, Б. Г. Шекинская и др. Гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Азерб. ССР Т. Кязимов. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949).

Лит.: Джафаров Дж., Театр им. Азизбекова, М., 1951; его же, Азэрбэчэн драм, театры. (1873-1941), Бакы, 1959.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ХИМИИ им. М. Азизбекова, готовит инженеров для нефтедобывающей, нефтеперераб. и нефте-хим. пром-сти. Осн. в 1920 как Бакинский (с 1928 Азербайджанский) политех-нич. ин-т, в 1930 переименован в нефтяной, в 1934-59 назывался индустриальным, с 1959 - институт нефти и химии. В ин-те (1969) 7 факультетов: геологоразведочный, нефтепромысловый, хим.-технологич., нефтемеханич., энергетич., автоматизации производств, процессов, инж.-экономич.; аспирантура; 55 кафедр, 14 н.-и. и проблемных и 4 отраслевые лаборатории, библиотеки (ок. 100 тыс. тт.). В г. Сумгаите -филиал ин-та завод-втуз. В 1968 в ин-те обучалось (по очному, вечернему и заочному видам обучения) ок. 15,5 тыс. студентов и 360 аспирантов; работало ок. 900 преподавателей, в т. ч. 40 профессоров и докторов наук и 277 доцентов и кандидатов наук. В ин-те преподавали и вели н.-и. работу выдающиеся учёные И. В. Курчатов (физика), Л. С. Лейбензон (гидравлика), К. А. Красусский (химия) и др. Ин-ту предоставлено право принимать к защите канд. и докт. диссертации по геолого-минералогич., технич. и хим. наукам. Среди изданий ин-та всесоюзный ежемесячный научно-технич. журн. "Известия вузов" (раздел "Нефть и газ", с 1958).

В 1930 ин-т награждён республиканским и в 1940 союзным орденами Трудового Красного Знамени. И. А. Ибрагимов.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ им. Н. Нариманова, готовит врачей и провизоров. Создан в Баку в 1930 на базе мед. ф-та Бакинского (ныне Азербайджанского) ун-та. В ин-те (1969) 5 ф-тов: лечебно-профилактич. (с вечерним отделением), педиатрич,, сан.-гигиенич., стоматоло-гич., фармацевтич.; 69 теоретич. и клинич. кафедр, центр, н.-и. лаборатория, анатомич. музей, библиотека (около 400 тыс. тт.). В 1968 в ин-те обучалось 5,7 тыс. студентов, работало св. 600 преподавателей, в т. ч. 92 профессора и доктора наук и 234 доцента и кандидата. Ин-ту предоставлено право принимать к защите канд. и докт. диссертации по медицине. Издаёт "Учёные записки" (с 1955).

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ им. Р. Мустафаева в Баку, крупнейшая художеств, коллекция Азеро. ССР (св. 7000 произв. иск-ва). В экспозиции представлены азерб. изобразит, и декоративное иск-во, образцы нар. творчества различных ист. периодов. В музее хранятся работы основоположников азерб. реалистич. иск-ва Мирзы Кадыма Эривани, М.Навваба, Б. Кенгер-ли, А. Азимзаде и лучшие работы азерб. сов. художников. В отделе рус. иск-ва - произв. И. К. Айвазовского, Н. И. Аргунова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, В. Е. Маковского, К. А. Коровина, И. И. Левитана, И. Э. Грабаря и др.; в отделе зап.-европ. иск-ва - картины Гверчино, М. Миревелта, Ю. Сюстерманса, А. Остаде, Г. Дюге и др.

Лит.: Азербайджанский государственный музей искусств имени Р.Мустафаева... Каталог, Баку, 1961. К. Кязимзаде.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР имени М. Азизбекова, см. Азербайджанский драматический театр.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический им. М. Ф. Ахундова, основан в 1920 в Баку как театр, объединивший оперную (с 1924 - аэерб. и русскую) и драм, труппы. Среди первых постановок т-ра оперы "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова, "Шах Исмаил" Ма-гомаева, "Ашиг Гариб" 3. Гаджибекова и оперы рус. и зап. классики. Наряду с выдающимися деятелями нац. сцены - Бюль-Бюлем, Ш. Мамедовой, Г. Са-рабским, С. Гаджиевой, Ф. Мухтаровой, Г. Гаджибабабековым, М. Багиро-вым, М. Терегуловьгм и др. развитию азерб. муз. театра содействовали рус. исполнители В. А. Никольский, Н. Г. Зубарев, П. Л. Карпова, К. Книжников и др.; дирижёры С. А. Столерман, В. А. Гесс; режиссёры А. В. Варламов и др. В 1930 театру присвоено имя М. Ф. Ахундова.

Этапными спектаклями театра были оперы "Ш