| ериалистическую (у Л. Фейербаха). Выступая против рационалистич. конструирования реальности, поздний Шеллинг противопоставляет ему философию, опирающуюся на непосредственный духовный опыт - прежде всего на религ. откровение. В философии А. Шопенгауэра основой мира оказывается воля, и при этом не разумная воля (каковой она была у Канта, Фихте, Гегеля), а воля как бессознательное иррациональное начало. Это придаёт пессимистич. характер учению Шопенгауэра, оказавшему влияние на Ф. Ницше и философию жизни - с одной стороны, Э. Гартмана-с другой.
Л. Фейербах подверг критике идеали-стич. характер нем. классич. философии с позиций антропологич. материализма, отстаивая непосредств. чувственный опыт против спекулятивно-диалектич. опосред-ствования, конкретного индивида - против абстрактной всеобщности; раскрыв связь идеалистич. философии с религией, Фейербах предложил антропологич. объяснение религии как отчуждения человеческой сущности.
Отталкивание от спекулятивной идеалистич. философии и тенденция к позитивизму характерны в 1-й пол. 19 в. для школы И. Г. Гербарта, а также для Я. Ф. Фриза с его психологич. обоснованием теории познания.
В 40-х гг. 19 в. в Г. возникает марксизм, выступивший с революционно-критич. переосмыслением философии как не только объясняющей мир, но и указывающей путь к его изменению. В работах 1840-х гг.- Философско-экономических рукописях 1844 г., Святом семействе, Немецкой идеологии, Тезисах о Фейербахе, Нищете философии и др.- К. Маркс и Ф. Энгельс вырабатывают важнейшие принципы нового мировоззрения: материалистич. понимание истории, взгляд на сущность человека как на совокупность всех общественных отношений и т. д. (см. также Диалектический материализм, Исторический материализм), В этот же период закладываются основы марксистской теории науч. коммунизма, классов и классовой борьбы, гос-ва и права, социалистич. революции. В 50-60-х гг. большое значение для развития материалистич. диалектики имели экономич. исследования Маркса (К критике политической экономии, Капитал), раскрытие им закономерностей развития капиталистич. общества. В 70-х гг. Маркс развил теорию государства, диктатуры пролетариата, учение о двух фазах в развитии коммунистич. общества. Важным вкладом в философию диалектич. материализма явились труды Ф. Энгельса 70-80-х гг. (Диалектика природы, Анти-Дюринг), в к-рых разрабатывались проблемы материалистич. диалектики и теории познания, филос. вопросы естествознания. В 60-х гг. с самостоят, открытием принципов диалектич. материализма выступил рабочий-кожевник И. Дицген.
С сер. 19 в. преобладающее значение в нем. философии, как в её проблематике, так и в её методологии, получают принципы естественнонауч. мышления и соответственно-позитивистские тенденции; традиции идеалистич. спекуляции оттесняются на задний план.Характерно появление множества отд. школ и направлений, к-рые ориентируются на различные науки - физику, биологию, психологию. Вульгарный материализм проповедуют Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, сторонники механистич. философии. Позитивистский подход проявляется вифи-лософии монизма Э. Геккеля, у Ф. Йодля, разрабатывавшего под влиянием Л. Фейербаха гуманистическую этику, у Г. Чольбе и Е. Дюринга, а также среди философов, ориентировавшихся на теоретич. физику: Р. Майера, Г. Гельмгольца, Г. Герца. Позитивистские мотивы сильны и у ранних представителей неокантианства - Ф. Ланге и О. Либмана. Под влиянием психологии формировались взгляды В. Вундта, пытавшегося соединить позитивистские идеи с нек-рыми положениями Канта и Лейбница, а также Э. Гартмана - создателя иррационалистич. философии бессознательного.
С 70-80-х гг. 19 в. в отталкивании от принципов естественнонауч. мышления складывается неокантианство. В 80- 90-х гг. неокантианство оформилось в две школы - марбургскую и баденскую. Если представители марбургской школы (Г. Ко-ген, А. Наторп, Э. Кассирер и др.) занимались преим. логич. проблематикой, стремясь осмыслить с позиций кантовской философии новые достижения математики (в частности, открытие неевклидовой геометрии) и точного естествознания, то в центре внимания баденской школы (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Э. Ласк) оказывается культурно-историч. и аксио-логическая (см. Ценностей теория) проблематика. Вопросы философии истории и культуры трактуются в неокантианстве гл. обр. как методологические. К баденской школе неокантианства были близки историк и социолог М. Вебер, а также социолог и философ культуры Г. Зиммель, соединивший неокантианские мотивы с идеями философии жизни и др.
Позитивизм кон. 19 в. пытается переосмыслить традиц. эмпиризм с учётом новых достижений естествознания. Он выступает в виде эмпириокритицизма Э. Маха и Авенариуса, имманентной философии В. Шуппе, И. Ремке, фикционализма Х.Файхингера. Переворот в естествознании кон. 19- нач. 20 вв. вызвал изменения и в позитивистской философии, принявшей форму неопозитивизма, к-рый рассматривал философию гл. обр. как логич. анализ языка науки (см. также Венский кружок).
Для эпохи общего кризиса капитализма в Г. характерно развитие иррационалистич. и волюнтаристич. направлений в философии. Получает распространение философия жизни, первым представителем к-рой в Г. был Ф. Ницше, выступивший против либерализма позитивистов и кантианцев и создавший под влиянием Шопенгауэра иррационалистически-волюн-таристскую филос. концепцию. Учение Ницше получило широкое распространение в кон. 19- нач. 20 вв. Если неопозитивизм и неокантианство сосредоточили внимание преим. на методологич. проблематике, то в философии жизни ставятся онтологич. проблемы. В нем. философии жизни можно выделить два течения: натуралистически-неисторическое - Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, О. Шпанн, и историческое - В. Дильтей, Г. Зим-мель, О. Шпенглер, Т. Литт, Э. Шпрангер, Э. Трёльч, Э. Ротхаккер. К историч. варианту философии жизни близко неогегельянство (Р. Кронер, Г. Глокнер, А. Либерт и др.), иррационалистически истолковывавшее идеалистич. диалектику. Нек-рые варианты неогегельянства, утверждавшие приоритет всеобщего перед частным, гос-ва перед индивидом, а также биологически-натуралистический вариант философии жизни получили распространение в период господства фашизма, официальными теоретиками которого в этом плане выступали А. Боймлер, Э. Крик.
Огромное влияние на идеалистич. философию, далеко выходящее за пределы Г., оказала феноменология, основателем к-рой был Э. Гуссерль, опиравшийся на логич. традицию, шедшую от Б. Боль-цано, Ф. Брентано, А. Мейнонга, критиков психологич. обоснования логики. В отличие от позитивизма и кантианства, Гуссерль тяготеет к объективному идеализму и пытается создать феноменологию как науку о непосредств. созерцании сущностей. Под влиянием Гуссерля формируется неореализм Н. Гартмана, экзистенциальная онтология М. Хайдеггера и философия М. Шелера, сближающего феноменологию с философией жизни и создающего учение о дуализме духа и жизни, к-рое лежит в основе его аксиологии, антропологии и социологии культуры.
После 1-й мировой войны 1914-18 в условиях общего кризиса капитализма в Г. возникает экзистенциализм (М. Хай-деггер, К. Ясперс), к-рый представляет собой попытку филос. осмысления с ирра-ционалистич. позиций положения личности, поставленной в критическую (пограничную) ситуацию, в к-рой теряют свой смысл традиц. нормы и ценности. По своей проблематике к экзистенциализму близка диалектическая теология - господствующее течение совр. протестантской теологии (П. Тиллих, Р. Бультман и др.). В нач. 20 в. усиливается также влияние католич. философии, центром к-рой в Г. является пуллахская школа (В. Бруггер и др.). С 20-х гг. 20 в. получила развитие филос. антропология, исходящая в своей концепции человека, с одной стороны, из идей феноменологии (М. Шелер, X. Плеснер), с другой- из прагматистско-позитивистских идей (А. Гелен и др.).
В распространении идей марксизма в Г. в кон. 19- нач. 20 вв. большую роль сыграли В. Либкнехт, А. Бебель, Ф. Меринг, развивавшие в своих работах материалистич. понимание истории. Творчески применяя марксистский метод в вопросах лит-ры, иск-ва и обществ, мысли, Меринг подверг критике вульгарный материализм, философию Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана, а также неокантианство и неокантианскую теорию этического социализма. Принципы историч. материализма в кон. 19- нач. 20 вв. пропагандировал К. Каутский, в дальнейшем вставший на путь отхода от идей революц. марксизма. В 20 в. важное значение в развитии марксистской теории имела борьба с ревизией марксизма Э. Бернштейном, к-рый видел в социализме лишь мораль-но-этич. идеал, а не науч. теорию и провозгласил в философии лозунг Назад к Канту!. Наиболее влиятельными представителями неокантианской ревизии филос. основ марксизма в Г. были Г. Кунов и К. Форлендер. С критикой реформистских идей Э. Бернштейна и теории этического социализма выступали А. Бебель, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Либкнехт и др., работы к-рых сыграли видную роль в пропаганде идей революц. марксизма.
В работах и выступлениях Э. Тельма-на в 1920-х гг. разоблачалась ревизионистская фальсификация марксизма со стороны нем. оппортунистов, вождей нем. социал-демократии. В период господства фашизма в 1933-45 важное значение в формировании антифаш. фронта в Г. имела борьба нем. марксистов против идей шовинизма и расизма, разоблачение ими социальной демагогии фашизма и его филос. мифов.
П. П. Гайденко, В. А. Карпушин (марксистская философия в Г.).
Историческая наука. Наиболее значит, произведения нем. феодальной историографии 11-13 вв.- хроники Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, Гельмольда, Арнольда Любекского, Оттона Фрейзингенского. Видными представителями герм, гуманистич. историографии 15-16 вв. были Я. Вимфелинг, Беат Ренан, Авентин, С. Франк, крупнейший историк демократич. крыла гуманистов. Гуманистами было много сделано по собиранию и публикации нем. ср.-век. и античных письм. памятников, предприняты первые шаги в науч. критике источников и в преодолении ср.-век. богословских ист. концепций, написаны обзоры общей истории Г. и локальные истории (напр., Баварии); историко-географич. труды гуманистов содействовали пробуждению нац. самосознания. На герм, историографии 16 в. сказалась острая социально-политич. и религ. борьба эпохи Реформации и Крестьянской войны.
Герм, просветительская историография 18- нач. 19 вв. внесла важный вклад в трактовку теории прогресса как универсального всемирно-ист, явления (философ И. Г. Гердер, арабист И. Я. Рейске, основатель гёттингенской школы историков А. Л. Шлёцер). Началась критика с бурж. позиций феод, абсолютизма и развитие (хотя и медленное, тормозящееся феод, раздробленностью) бурж. концепции нац. государства. Однако герм, просветители не делали в области ист. познания применительно к религии и гос-ву тех выводов, к-рые были присущи просветительской философии истории во Франции. Наибольшие успехи (связанные с достижениями филологии и отчасти археологии) были достигнуты в 18-1-й пол. 19 вв. в области изучения древней истории. Нем. ученые стали родоначальниками нового, критич. метода в области изучения антич. культуры (И. Винкельман), греч. филологии (Ф. А. Вольф), древнейшей историй Рима (Б. Г. Нибур), начали систематич. изучение эллинизма (И. Г. Дройзен), положили начало греч. эпиграфике (А. Бёк), дешифровке др.-Перс, клинописи (Г. Ф. Гротефенд), внесли крупный вклад в дешифровку др.-егип. иероглифов (К. Р. Лепсиус). Представители нем. классич. философии (особенно И. Г. Гердер, Г. Гегель) значительно углубили представления о прогрессе и ист. развитии. Развивалась бурж.-национальная герм, историография (Ф. Шиллер, Г. Луден и др.). Значительно способствовала этому публикация многотомного издания источников по истории ср.-век. Г.- Monumenta Germa-niae historica (с 1826), начатая Об-вом по изучению ранней герм, истории (осн. в 1819). Господствующим в герм, историографии было дворянско-юнкерское направление. Его представляла прежде всего герм, романтич. историография {историческая школа права - Ф. К. Са-виньи, К. Ф. Эйхгорн, государствоведы К. Л. Галлер и А. Мюллер, историк Г. Лео. В тесной связи с реакц. романтизмом возникла и ист. школа Л. Ранке. Соч. реакц. романтиков проникнуты враждебным отношением к идеям Просвещения и Великой франц. революции, апологией средневековья, идеализацией отсталых герм, социально-политич. порядков. Эти взгляды продолжит, время оказывали реакц. влияние на развитие историко-политич. мысли в Г. Тем не менее романтики внесли немалый вклад в развитие ист. науки. Савиньи и Эйхгорн подчёркивали ист. связь между эпохами, своеобразие развития каждого народа. Ранке стал широко использовать архивные дипломатич. документы, ввёл впервые в практику университетского ист. образования семинарские занятия. По организации исторической науки и уровню исследовательской техники Г. со 2-й четв. 19 в. стала опережать др. страны.
Ведущим течением бурж. историографии 1-й пол. 19 в., к-рое противостояло господствовавшему дворянско-юнкер-скому направлению и во многом продолжало просветительские традиции, была южнонемецкая, т. н. гейдельбергская, школа историков. Она, подобно умеренным просветителям, была неспособна исторически обосновать необходимость демократич. преобразования обществ, строя Г. и решения проблемы объединения страны революц.-демократич. путём. В то же время историки этого направления (Ф. К. Шлоссер, Г. Гервинус, К. Роттек и др.) давали (хотя и с либерально-идеалистических и моралистических, просветительских позиций) критику средневековья, положительно оценивали Просвещение и ранние бурж. революции. В. Циммерман сочувственно, с демократич. позиций освещал историю Крест, войны 1524-26 в Г.
Подлинно революц. переворотом в ист. науке явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материали-стич. понимания истории, историч. материализма. Оно было разработано ими не только в общефилос. и экономич. трудах, но и в собственно ист. исследованиях (таких, как Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг., Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта Маркса, Крестьянская война в Германии, Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельса и др.). Маркс и Энгельс явились родоначальниками марксистского направления в герм, историографии.
В 50-60-х гг. господствующим направлением герм, историографии стала т. н. прусская, или малогерманская, школа историков (Г. Зибель, И. Г. Дройзен, позднее Г. Трейчке и др.). Для этой школы, открыто провозгласившей принцип бурж. партийности, были характерны активное выступление за объединение Г. сверху, под эгидой Пруссии, критика средневековья и католич. церкви и одновременно - враждебность к революц. и демократия, движениям, воинствующий национализм, идейно-методологич. эклектизм (усвоение мн. теоретич. принципов школы Ранке, таких, как культ гос-ва и героев, признание примата внеш. политики и др.). Сближение оурж. историографии с юнкерской, апология истории Пруссии, Гоген-цоллернов как народных королей, Бисмарка как воплощения сильной личности особенно усилились в 70-90-х гг. (работы Трейчке и др.). В то же время в области организации ист. науки был достигнут существенный прогресс.Во мн. герм, гос-вах возникли Ист. комиссии, занимавшиеся гл. обр. локальной историей и публикацией ист. источников. В 1852 образовался общегерм. Союз немецких ист. и археологич. обществ. Были |