| R>Литературоведение. Нем. литературоведение начинает складываться в эпоху Просвещения. Г. Э. Лессинг в борьбе с догматич. классицизмом И. X. Готше-да заложил основы реалистич. эстетики и научно обоснованной лит. критики. И. Г. Гердер ввёл принцип историч. обусловленности лит-ры и обратился к нар. поэзии как её истоку. К Гер деру восходят попытки романтиков (бр. А. и Ф. Шлегели) дать обзор развития лит-ры в широком масштабе (Европа, Восток). У поздних романтиков понятие народности осмысляется реакционно - как выражение вечного духа народа, однако результатом обращения к нар. прошлому явились сб. нар. песен А. Арни-ма и К. Брентано, как и деятельность бр. Гримм - основателей мифологич. школы фольклористики. В 30-х гг. 19 в. создаётся культурно-историч. школа Г. Герви-нуса, рассматривающая лит-ру как часть культуры и обществ.-политич. развития народа. Фейербахианец Г. Гетнер ведёг борьбу с абстрактной эстетикой, утверждая связь лит-ры с жизнью. В 80-е гг. укрепляется основанный на позитивизме филологич. метод В. Шерера и его школы - критика текста, источниковедение, комментирование, творческая история произв., биографизм. На рубеже 20 в. как реакция на позитивизм и историч. материализм возникает духовно-историч. школа (В. Дильтей, Ф. Гундольф и др.) с её интуитивистич. антиисторизмом, поисками иррацион. сущности переживаний автора, метафизически связанных с духом эпохи. О. Вальцель объединяет формальное литературоведч. исследование с типологич. категориями изобразит, иск-ва. Фащ. псевдонаука (А. Бар-тельс, И. Надлер) ставит писателя в зависимость от крови и почвы. Обогащение теории лит-ры и историко-науч. анализа лит. явления стало возможным только с антиимпериалистич. позиции, либо в прямой связи с марксизмом (эссеистика Г. и Т. Манна, В. Беньями-на). Марксистское лит-ведение, представленное после трудов К. Маркса и Ф. Энгельса работами Ф. Меринга, К. Цеткин и Р. Люксембург, впервые поставило изучение лит-ры на подлинно научную основу. Заметный вклад в теорию социалистического реализма внесли мастера литературы - И. Р. Бехер, Б. Брехт, А. Зегерс, А. Курелла.
М. Л. Тройская.
Языкознание. В 15-16 вв. в Г. появляются школьные словари и грамматики на лат. и нем. языках. В 17-18 вв. развитие нем. филологии связано с именами М. Опица, Г. Ю. Шотелля, И. Бёди-кера, М. Крамера, Л. Фриша, И. Гот-шеда, И. Аделунга. В этот период создаются нормативные грамматики и словари нем. языка, издаются памятники древней нем. лит-ры, начинается собирание диалектных материалов.
В 19 в. усилиями нем. учёных развивается сравнит.-историч. языкознание. Его основоположники - Ф. Бопп, доказавший генетич. родство индоевроп. языков, и Я. Гримм, рассматривавший историю языка как учение об изменениях языковых обычаев во времени, а язык - как продукт культурно-исто-рич. развития народа. Опираясь на идеи Я. Гримма, Ф. Диц заложил основы сравнит, грамматики романских языков, а И. Цейс - кельтологии. А. Шлейхер опубл. Компендиум сравнительной грамматики индоевропейских языков (1861 - 1862), А. Фик -Сравнительный словарь индогерманских языков (1868).
В 70-80-е гг. 19 в. значит, роль в дальнейшем развитии индоевроп. компаративистики сыграла лейпцигская школа младограмматиков, сформулировавшая положение о строгой закономерности фоне-тич. изменений. В издававшемся К. Бруг-маном и Б. Дельбрюком многотомном 'Очерке сравнительной грамматики индогерманских языков (т. 1-5, 1866-1916, 2 изд., т. 1-5, 1897-1916) рассматривались вопросы фонетики, морфологии и синтаксиса. Эта работа, несмотря на наличие в ней спорных реконструкций, и сейчас не утратила значения. В числе капитальных работ по индоевроп. языкознанию, появившихся в 20 в.,- Сравнительный словарь индогерманских языков А. Вальде, изданный Ю. Покорным (т. 1-3, 1926-32), Индогерманская грамматика Г. Хирта (т. 1-7, 1921 - 1937).
В 19-20 вв. нем. учёными были осуществлены исследования языков др. групп; в области семитологии - В. Га-незиусом, Т. Нёльдеке, К. Броккельма-ном, в африканистике - Д. Вестерманом, Ф. Преториусом, X. Дильманом.
Значит, влияние на развитие языкознания оказали взгляды В. Гумбольдта, рассматривавшего язык не как нечто статическое, законченное, но как процесс, деятельность. Натуралистич. концепцию в языкознании развивал в 50-60-х гг. 19 в. А. Шлейхер. Психологич. направление представлено в трудах X. Штейнта-ля, В. Вундта, А. Шерера, а также Г. Пауля, обосновавшего и развившего взгляды младограмматич. школы (особенно в работе Принципы истории языка, 1880). Осн. представителем оформившейся в 20-е гг. 20 в. эстетич. теории языка или идеалистич. неофилологии был К. Фосслер.
Науч. изучение нем. диалектов было начато И. Шмеллером (Грамматический строй баварских диалектов, 1821) и И. Винтеллером (Кернский диалект кантона Гларус, 1876). Дальнейшему развитию диалектологии в диалектографии способствовали Г. Венкер и Ф. Вреде (составители первого Диалектологического атласа немецкого языка, 1926-51), а также В. Мицка и Т. Фрингс. Принципиальное значение имела незаконченная работа Ф. Энгельса Франкский диалект. Диалектологич. исследования способствовали проникновению в нем. языкознание историко-социологич. концепций.
Материалистич. понимание языка было сформулировано в отдельных работах и высказываниях К.Маркса и Ф. Энгельса, определивших язык как практич. действительное сознание (Немецкая идеология) и выдвинувших теорию происхождения языка как средства общения в че-ловеч. коллективе в связи с процессом труда. Б. А. Абрамов, Н. Н. Семенюк.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Карийский М., Критический обзор последнего периода германской философии, СПБ, 1873; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., 3 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1913; его же. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, пер. с нем., М., 1910; Асмус В. Ф., Немецкая эстетика 18 в., М., [1963]; Гейне Г., К истории религии и философии в Германии, Поли. собр. соч., т. 7, М.- Л., 1936; История философии, т. 2-3, М., 1941 - 43; История философии, т. 2, 3, 5, 6, М., 1957 - 1965; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1-3, М., 1959-68; Ойзерман Т. И., Формирование философии марк-с-изма, М., 1962; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хей-деггеру, пер. с нем., М., 1964; Zеllеr Е., Geschichte d-зг deutschen Philosophie seit Leibniz, 2 Aufl., Munch., 1875; Hartmann N., Die Philosophie des deutschen Idealismus, Tl 1-2. В., 1923-29; Ubеrweg F., GrundriB der Geschichte der Philosophie, 13 Aufl., Bd 4, Basel, 1951; Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbst-darstellungen, hrsg. von R. Schmidt, Bd 1 - 7, Lpz., 1921 - 29; Lukacs G., Die Zerstorung der Vernunft, B., 1954; L 5-w i t h K., Von Hegel zu Nietzsche, 4 Aufl., Stuttg., [1958]; Schelsky H., Ortsbe-stimmung der deutschen Soziologie, 3 Aufl., Dusseldorf - Koln, 1967; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968; Studien uber die deutsche Geschichtswissen-schaft, Bd 1-2, В., 1963-65; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том Капитала), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1-3; Розенберr Д. И., История политической экономии, М., 1940; История экономических учений (Учебник. Отв. ред. Н. К. Каратаев), М., 1963; Дебор ин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 2- Очерки социально-политической мысли в Германии. Конец XVII - начало XIX в., М., 1967; Шиллер Ф., Литературоведение в Германии, М., 1934; Positionen. Lpz., 1969; Eppelsheimer Н. W., Bibliographic der deutschen Litera-turwissenschaft, Bd 7, [Fr./M., 1967].
III. Литература
Древнейший дошедший до нас героич. эпос на др.-верхненем. яз. (записан ок. 810) -Песнь о Хильдебранте, в к-рой представлен конфликт между воинской честью и родовыми чувствами. Старейшей поэмой является Гелианд, в к-рой делается попытка приспособить библейские жития святых к героич. эпосу. К 9-10 вв. относятся стихотворные переложения евангельских историй монаха Отфрида Вейсенбургского (первого известного по имени нем. поэта), пьесы (в подражание Теренцию), духовные стихи, жития святых, легенды (на лат. яз.) монахини Хросвиты Гандерсхеймской (ок. 935- ок. 975). Хранителями поэтич. традиций устного творчества продолжают оставаться бродячие певцы - шпильманы. С сер. 12 в. аскетич. проповеди уступают место поэмам (Король Ротер, Герцог Эрнст и др.), рыцарскому роману и рыцарской лирике, в целом носившим светский характер, кроме имеющего мистич. религ. смысл романа Пар-цифаль (ок. 1198-1210) Вольфрама фон Эшенбаха (ок. 1170- ок. 1220). В романе Готфрида Страсбургского (13 в.) Тристан и Изольда (ок. 1210) и в стихах миннезингеров (в политич. поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде, ок. 1170- ок. 1230, и др.) прославляется рыцарский культ дамы. К 12-13 вв. относятся последние редакции древних героич. сказаний Песни о Нибелунгах (ок. 1200), Гудруны (нач. 13 в.), поэм о Дитрихе Бернском и др.
С 13 в. развивается жанр гор. хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская лит-pa, напр, рассказы - шванки, мастером к-рых был Штриккер (сер. 13 в.). Стихотв. новелла Вернхера-Садовника Поселянин Хельмбрехт (ок. 1275) противопоставляет честных тружеников разбойникам-рыцарям. В 14-15 вв. популярны дидактич. и аллегорич. поэзия, мейстерзанг (см. Мейстерзингеры), фастнахтшпили - нар. фарсы.
В эпоху Возрождения переживает расцвет гуманистич. лит-pa, принимая яркое антицерк. направление: 'Корабль дураков (1494) С. Бранта (1457-1521), Цех плутов (1512) Т. Мурнера (1475- 1537), написанные группой гуманистов (в т. ч. У. фон Гуттеном) Письма тёмных людей (1515-17), Похвала глупости (1509) Эразма Роттердамского (ок. 1466-1536) (голландца по происхождению, тесно связанного с нем. и всем сев. гуманизмом). Остроумны и беспощадны диалоги Ульриха фон Гуттена (1488-1523). Лит-pa Реформации, начатая антикатолич. памфлетами радикальной бюргерской оппозиции и посланиями и проповедями вождей крестьянско-плебейских движений, нашла наиболее полное выражение у М. Лютера (1483- 1546) в его обличениях папского Рима. Своим переводом Библии он, осуществив реформу нем. языка, ...создал современную немецкую прозу... (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Песни Крест, войны открыли революц. страницу нем. лит-ры. Проповеди Т. Мюнцера (ок. 1490-1525) впервые в Г. были окрылены коммунистическим идеалом, хотя и в религиозных формулах. Протест против феодального гнёта и религ. ханжества выразился в творчестве мейстерзингера Г. Сакса (1494-1576), сатирика И. Фишарта (1546-90) и в примечательных народных книгах (лубочные издания): о Тиле Эйленшпигеле (1515), Шильдбюр-геры (1598), История о докторе Иоганне Фаусте (1587).
Лит-ра 17 в. развивалась в условиях Тридцатилетней войны и общего духовного кризиса. М. Опиц (1597-1639) отстаивал принципы классицизма, пытаясь в то же время преодолеть зависимость нем. лит-ры от др. европ. лит-р (Книга о немецкой поэзии, 1624). Наибольшее распространение получает лит-pa барокко (Д. К. Лоэнштейн, 1635- 1683; К. Г. Гофмансвальдау, 1617-79), с к-рой связано творчество драматурга и поэта А. Грифиуса (1616-64) и прозаика X. Я. К. Гриммельсхаузена (1621 - 1676), автора Симплициссимуса (1669)- вершины нем. лит-ры 17 в., -реалистически отразившего трагич. судьбу народа в опустошённой войной стране. Выразителями тенденций раннего Просвещения явились К. Вейзе (1642-1708) и К. Рейтер (1665- ок. 1712). В 18 в.
И. К. Готшед (1700-66) способствовал развитию лит-ры и театра раннего Просвещения по образцу франц. классицизма, но только в творчестве Г. Э. Лессинга (1729-1781) лит-pa нем. Просвещения обрела антиабсолютистский характер и достигла высшего развития. В его баснях и драмах (Минна фон Барнгельм, 1767; Эмилия Галотти, 1772; Натан Мудрый, 1779) поставлены наболевшие общественные вопросы; в Лаокооне (1766) и Гамбургской драматургии (1767-69) обоснованы принципы просветит, реализма и нац. искусства. К. М. Виланд (1733-1813) положил романом Агатон (1766) начало жанру нем. воспитательного романа. Лирика Ф. Г. Клопштока (1724-1803), выражавшая самосознание передовой части нем. бюргерства, оказала большое влияние на молодых поэтов.
В 70-е гг. 18 в. писатели Бури и натиска, развивая демократия, идеи Лессинга, выступают против классицистов, выдвигают чувство, страсть как определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер (1744-1808) обратился к сокровищам фольклора и наметил историч. подход к вопросам нац. лит-ры и иск-ва. Наряду с Я. Лендом (1751-92), Ф. М. Клингером (1752- 1831), К. Ф. Д. Шубартом (1739-91), Г. Л. Вагнером (1747-79), Г. А. Бюргером (1747-94), И. Г. Гаманом (1730-1788), И. Г. Якоби (1740-1814), в русле этого движения начинают творчество И. В. Гёте (1749-1832) и О. Шиллер (1759- 1805). Художеств, открытием века явилась лирика молодого Гёте и его первая нем. историч. драма Гёц фон Берлихин-ген (1773); мировую славу завоевал его сентиментальный роман Страдания юного Вертера (1774), выражающий протест против закрепощения личности сослов-но-абсолютистским общественным строем. Бунтарским пафосом проникнуты драмы молодого Шиллера: Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Дон Кар-лос (1787).
В конце 80-х гг. Гёте и Шиллер разрабатывают эстетич. программу т. н. веймарского классицизма, развивая идеи И. И. Винкельмана (1717-68), призывавшего возродить в иск-ве антич. образ гармоничного человека. Отражая противоречие между революц. содержанием эпохи и нац. отсталостью, веймарский классицизм наряду с программой эстетич. воспитания искал действенных путей преобразования общества. Но клас-сицистич. трагедия Ифигения в Тавриде (изд. 1787) и стихи в стиле антич. поэзии составляют лишь одну грань в исканиях Гёте, параллельно развивалась реалистич. линия его творчества - были созданы историческая драма Эгмонт (1788) и воспитат. роман Годы учения Вильгельма Майстера (1793-96).
Великая франц. революция, активным участником к-рой был крупнейший нем. демократ 18 в. Г. Форстер (1754-94), оказала влияние и на творчество писателей, не принявших её или принявших с оговорками. Духом переломной эпохи овеяны историч. драмы Шиллера, испытавшего влияние этики и эстетики И. Канта (трилогия Валленштейн, 1797-99). Новым было у Шиллера изображение народа как движущей силы общества (особенно в -Вильгельме Телле, 1804). Грандиозным итогом европ. просветит, мысли 18 в. явился Фауст (1808-32)
Гёте, выразивший страстную веру в могущество труда и познания.
На рубеже 18-19 вв. возник романтизм (бр. Шлегели - Фридрих, 1772-1829, и Август, 1767-1845, Л. Тик, 1773-1853). Явившаяся следствием разочарования бурж. прогрессом, не давшим ожидаемых социальных и культурных перемен, ро-мантич. лит-pa принимала разные формы и имела разные тенденции. Если лирика, проза (Гиперион, 1797-99) и драматургия (Смерть Эмпедокла, 1798-99) И. К. Ф. Гёльдерлина (1770-1843) озарены идеями Великой франц. революции, то его современник Ф. Л. Новалис (1772- 1801) идеализировал феод, средневековье (Генрих фон Офтердинген, 1802). Защита прусской государственности и ненависть к Наполеону сочетались у Г. Клейста (1777-1811) с раскрытием реаль |