| ных противоречий и антигуманизма бурж. общества. Положит, роль сыграло обращение романтиков к нар. поэзии (сб. Волшебный рог мальчика А. Арнима, 1781-1831, и К. Брентано, 1778-1842; Детские и семейные сказки, 1812-14, бр. Гримм - Якоба, 1785-1863, и Вильгельма, 1786-1859), оказавшее плодотворное влияние на романтич. лирику И. Эйхендорфа (1788-1857), В. Мюллера (1794-1827) и молодого Г. Гейне (1797-1856). Э. Т. А. Гофман (1776- 1822), творчество к-рого соединяет реальный и фантастич. планы, выступает с са-тирич. обличением феод, мира (Житейские воззрения кота Мурра, 1820-22), гениально раскрывает трагедию отчуждения человека в бурж. обществе (Крошка Цахес, 1819), получившую яркое воплощение также в новелле Петер Шле-миль (1814) А. Шамиссо (1781-1838). Мотивы Книги песни (1827) Г. Гейне уже открывают путь к преодолению самой романтики. К революционно-демо-кратич. взглядам приходит Гейне в кн. Путевые картины (1826-31).
Сочувствие Июльской революции 1830 во Франции (Л. Берне, 1786-1837, Письма из Парижа, 1832-34) выражено в полемике против романтизма и традиций нем. классицизма, начатой группой писателей Молодая Германия, объединившейся на либеральной основе (Л. Вин-барг, 1802-72, К. Гуцков, 1811-78, Г. Лаубе, 1806-84, и др.). Поэзия уступает место прозе, публицистике и драматургии. Большой интерес представляют историч. драмы К. Д. Граббе (1801-36) и Гуцкова. Выделяется творчество Г. Бюх-нера (1813-37), чья драма Смерть Дантона (1835) оценивает франц. революц. опыт в свете плебейской проблематики. Его социальная трагедия Войцек (1837, опубл. 1879) и прокламация Гессенский сельский вестник (1834) направлены против социального и политического угнетения.
Первым органом, пропагандирующим новые эстетич. принципы, стала Рейнская газета (1842-43), редактором к-рой был К. Маркс. В политич. поэме Германия, зимняя сказка (1844), в сб. Современные стихотворения (1843- 1844), в публицистике Гейне развивает социалистич. идеалы в духе Сен-Симона. Политич. лирика становится ведущим лит. жанром накануне бурж.-демократич. революции - Ф. фрейлиграт (1810- 1876), Г. Гервег (1817-75; Стихи живого человека, 1841), А. Гласбреннер (1810- 1876; Запрещённые песни одного немецкого поэта, 1844; сатирич. эпос Новый Рейнеке-Лис, 1846).
После восстания силезских ткачей (1844) в лит-ру приходит новый герой - пролетарий. Но если поэты - истинные социалисты и авторы первых романов на тему о рабочем классе (Э. Вилькомм, 1810-86; Л. Отто-Петерс, 1819-95; Р. Пруц, 1816-72) ограничиваются сочувствием и состраданием, то в творчестве поэтов Новой Рейнской газеты (1848-49), тоже руководимой Марксом, судьба рабочего класса раскрывается с позиций науч. социализма. Поэт Г. Веерт (1822-56) повестью Юмористические наброски из немецкой торговой жизни (1847-48) и романом Жизнь и приключения знаменитого рыцаря Шнапганского (1849) поднял нем. социалистич. лит-ру до уровня нац. лит-ры.
После Революции 1848-49 в Г. завершается великая эпоха нем. лит-ры, начатая Лессингом. Процесс становления критич. реализма не образовал в нем. лит-ре единого направления. Творчество Т. Шторма (1817-88), Б. А. Ауэрбаха (1812-82), Ф. Рейтера (1810-74) не вышло за пределы областнич. лит-ры. Популярностью пользовались романы Ф. Шпильгагена (1829-1911). Самый значит, художник-реалист этого времени - Т. Фонтане (1819-98), автор повести Шах фон Вутенов (1883), романов фрау Женни Трейбель (1892), Эффи Брист (1895), где нравы бурж.-аристо-кратич. общества подвергаются острой критике.
Иными путями шло развитие нем. драмы. В творчестве Ф. Хеббеля (1813-63) и Р. Вагнера (1813-83), по-новому преломивших традиции романтизма, появляются реакц. тенденции. Единств, революц. драма этого периода, примыкающая к шиллеровской традиции,- историч. драма Ф. Лассаля (1825-64) Франц фон Зиккинген (1859). Во 2-й поя. 19 в. появилась апологетическая по отношению к юнкерско-бурж. гос-ву лит-pa: историч. романы Ф. Дана (1834-1912), драмы Э. Вильденбруха (1845-1909), роман Г. Фрейтага (1816-95)Приход и расход (1855). В творчестве Ф. Ницше (1844- 1900), философа и писателя, критика бурж. либерализма, мещанской морали и декаданса в иск-ве сочетается с антидемократизмом, культом силы, проповедью имморализма, позднее взятыми на вооружение империалистич. реакцией.
В конце 19 в. рост рабочего движения вызвал к жизни пролет, лит-ру (историч. роман о Крест, войне 16 в. За свободу, 1898, Р. Швейхеля, 1821-1907, и др.). Одним из выдающихся марксистских лит. критиков и историков лит-ры герм, пролетариата стал Ф. Меринг (1846- 1919). Нек-рые демократически настроенные писатели сыграли немаловажную роль в появлении натурализма. Роль натурализма в нем. лит-ре во многом отлична от судьбы этого направления во Франции. Часть задач, не решённых нем. критич. реализмом после 1848, решили нем. натуралисты - тема выступлений пролетариата вошла в творчество Р. Де-меля (1863-1920) и др. Как натуралист начал свой путь выдающийся драматург Г. Гауптман (1862-1946; Перед восходом солнца, 1889), его драма Ткачи (1892) изображает силезское восстание 1844.
Но уже к нач. 20 в. у импрессионистов А. Хольца (1863-1929), И. Шлафа (1862-1941) возникает реакция против натурализма. Появляются нереалистич. течения - неоромантизм, символизм и др.
Однако если в Потонувшем колоколе (1896) Гауптмана символика продолжала выражать гуманистич. искания, то символизм и апология государственности С. Георге (1868-1933) были откровенным проявлением декаданса.
В те же годы набирает силы реализм в немецкой литературе. Углубляется социальный анализ в романе Т. Манна (1875-1955) Будденброки (1901), в первых романах Г. Манна (1871-1950) и Б. Келлермана (1879-1951). Становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистич. течениями (черты эстетизма в Богинях, 1903, Г. Манна, влияние импрессионизма на раннего Келлермана). Одна из гл. тем Т. Манна - трагич. судьба художника в бурж. обществе (новеллы Тонио Кре-гер, 1903, Смерть в Венеции, 1913). Г. Манн продолжает традиции нем. сатиры и, обращаясь к гротеску, обличает бурж.-монархич. Г. (Учитель Гнус, 1905, Верноподданный, опубл. в Г. 1918). Создаёт сатирич.-комедийные пьесы К. Штернхейм (1878-1942).
Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революц. кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистич. действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней (поэты Г. Тракль, 1887-1914, и Г. Хейм, 1887-1912). Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически (драмы В. Газенклевера, 1890-1940, Г. Кайзера, 1878-1945, Э. Толлера, 1893-1939). Наибольшей остротой и пафосом борьбы насыщено творчество писателей, группировавшихся вокруг журн. Акцион (Aktion). Многие из них связали свою судьбу с борьбой пролетариата (И. Бе-хер, 1891-1958, Толлер, Р. Леонгард, 1889-1953). Журнал приветствовал Вел. Октябрьскую революцию, опубл. статьи В. И. Ленина и др. деятелей рус. революции. Влияние экспрессионизма испытывают мн. реалисты (Г. Манн, Кобес, 1925; Л. Франк, 1882-1961, Человек добр, 1917; Келлерман, 9 Ноября, 1920).
В годы, следовавшие за Великой Окт. революцией в России, Ноябрьской революцией в Г., классовыми боями нач. 20-х гг., в лит-ре возникли сложные процессы. На основе реакц. апологизи-рующей лит-ры начала века возникла лит-pa, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию и кончившая фаш. антииск-вом. С другой стороны, в союзе с неуклонно растущей социалистич. лит-рой укрепляется гуманистич. бурж. лит-pa. Т. Манн создаёт новый жанр - интеллектуальный роман (Волшебная гора, 1924). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает анти-воен. тема (роман Э. М. Ремарка, 1898- 1970, На Западном фронте без перемен, 1929, книги Л. Ренна, р. 1889, первые романы А. Цвейга, 1887-1968). Социальные противоречия бурж. общества находят отражение в произв. Л. Франка, Г. Фаллады (1893-1947), А. Дёблина (1S78-1957), автора романа Берлин, Александерплац (1929), и Л. Фейхтвангера (1884-1958) в романе Успех (1930), где предупреждается об опасности фашизма. Во 2-й пол. 20-х гг. при поддержке Союза пролетарских революц. писателей (1928) развивается пролет. лит-pa. Вместе с писателями, вышедшими из школы экспрессионизма (И. Бехер,
Ф. Вольф, 1888-1953), молодое поколение литераторов (А. Зегерс, р. 1900, В. Бредель, 1901-64, Э. Вайнерт, 1890-1953, Э. Э. Киш, 1885-1948, Г. Мархвица, 1890-1965, и др.)закладывает основы нового художеств, метода. Приходит к марксизму Б. Брехт (1898- 1956), разрабатывающий концепцию эпич. театра. Его пьесы Трёхгрошовая опера (1928), Святая Иоанна (1929-30), Мать (1930-32) обличают бурж. общество с позиций революц. пролетариата. После установления в Г. фаш. диктатуры (1933) эмигрируют Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Б. Брехт, И. Бехер, А. Зегерс, Э. Вайнерт и др. В Г. остаются Гауптман, Г. Фаллада, Келлерман, Ри-карда Хух, но в лит. жизни страны почти не участвуют. Героич. страницу вписали в историю нем. лит-ры поэты - участники Сопротивления (напр., Моабитские сонеты А. Хаусхофера, 1903-45, найденные после расстрела автора). Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции, развивающее реалистические традиции. Окрепла и выросла литература социалистич. реализма, расцвела поэзия И. Бехера. Были созданы романы Испытание (1935) В. Бределя, Седьмой крест (1939) и Транзит (1943) А. Зегерс, пьесы ф. Вольфа (1888-1953), лучшие пьесы Брехта: Мамаша Кураж и её дети (1939), Добрый человек из Сезуана (1938-40), Карьера Артуро Уи (1941), первая редакция Жизни Галилея (1938-39). Мировое признание завоевал антифаш. исто-рич. и филос. роман: трилогия Иосиф и его братья (1933-43) Т. Манна и Иудейская война (1932) Фейхтвангера. По-новому решён вопрос о призвании художника в романах Б. Франка Сервантес (1934) и Т. Манна Лотта в Веймаре (1939) - о Гёте. Г. Манн создал гуманистич. роман-дилогию о Генрихе IV (1935-38). Пёстрый состав эмиграции изображён в Изгнании (1939) Фейхтвангера и в Триумфальной арке (1946) Ремарка. Лучшие книги этого времени, проникнутые озабоченностью судьбами Г. и всего человечества, вписали славную страницу в историю нем. гуманистич. лит-ры.
После разгрома фашизма Т. Манн, Г. Манн, Фейхтвангер, Ремарк не вернулись на родину. Они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифаш. позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника нац. катастрофы, порождённой фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т. Манн в романе Доктор Фаустус (1947).
Для Фейхтвангера итоговой явилась серия его послевоен. историч. романов, изображающих эпоху Великой франц. революции (Гойя, 1951, Лисы в винограднике, 1947, Мудрость чудака, 1952). Последний роман Фаллады Каждый умирает в одиночку (1947) отражает антифаш. взгляды писателя.
С 1949 начинается самостоят, развитие лит-ры ГДР и ФРГ.
Лит.: Пуришев Б. И., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; История немецкой литературы, т. 1 - 4, М., 1962-68; Неустроев В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 4. 5, 6, М., 1964-65; Реиман П., Основные течения в немецкой литературе, 1750 -1848, пер. с нем., М., 1959; Шиллер Ф. П., Очерки по истории немецкой революционной поэзии XIX в., М., 1933; Литературная теория немецкого романтизма. Сб., под ред. Н. Я. Берковского, Л., 1934; Жирмуиский В. М., [Предисловие и вступительные статьи], в кн.: Немецкие демократы XVIII века, М., 1956; Николаева Т. С., Поэзия немецкой революции 1848, Саратов, 1961; Фридлендер Г. М., К. Маркс н Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962; Фрадкин И., Литература новой Германии, М., 1961; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; М и 1 1 е г J., Wirklichkeit und Klassik..., [В., 1955]; V о е g t Н., Die deutsr.he jakobinische Li-teratur und Publizistik, 1789 - 1800, В., 1955; S о k e 1 W. H., Der literarische Expressionis-mus, Munch., 1959. С. В. Typaee.
IV. Архитектура и изобразительное искусство
Художеств, культура Г. несёт отпечаток напряжённой духовной жизни народа, острой борьбы идей. На протяжении тысячелетия формировались характерные черты нем. иск-ва - богатство типов нар. и проф. зодчества, тяга к индивидуализации образов, к психологич. экспрессии и задушевному лиризму, любовь к ярким бытовым деталям. На терр. Г. найдены памятники иск-ва палеолита (женские статуэтки, резные и гравированные фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегалитич. гробницы, свайные постройки), бронзового и жел. веков (иск-во германцев, кельтов, иллирийцев, славян, балтийских племён). В начале нашей эры на Ю. и 3. возникли др.-рим. города и лагери с кам. постройками, а к 1-му тыс. н. э. относится расцвет культуры германцев на 3. (каркасные и сруоные дома с резьбой и росписью; украшения - филигранные, по-лихромные и звериного стиля; изображения божеств) и славян на В. (религ. центры с храмами и статуями - Ретра, Аркона).
Собственно нем. иск-во сложилось в ср. века. Феодализация, усвоение христ. догматики, элементов позднеантичной и визант. культуры определили характер иск-ва 8-9 вв., связанного с "Каролингским возрождением". Развивалось кам. зодчество, в т. ч. светское (резиденции в Ахене и Ингельхейме); сохранились торжеств, тяжеловесные центрич. капеллы (дворцовая в Ахене, до 798-805; Санкт-Михаэль в Фульде, ок. 820-822), базиликальные церкви с плоским покрытием и вестверком (в Корвее, 822-885). В придворных и монастырских мастерских выполнены замечат. образцы резьбы по кости и миниатюры. Каролингские традиции стали базой для нем. ранне-романского оттоновского иск-ва (2-я пол. 10-1-я пол. 11 вв.). Его памятники - суровые, геометрически четко расчленённые базилики (Цириакускирхе в Гернроде, после 961; Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33), полные отвлечённой торжественности и напряжённой экспрессии фрески (в монастыре Оберцелль на о. Рейхенау, ок. 1000), миниатюры школ Трира, Кёльна и Рейхенау (Евангелие Оттона III, ок. 990), скульптура (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме, 1015; Распятие Геро> в соборе в Кёльне, ок. 970), ювелирные изделия. С развитым феод, обществом и усилением церкви связан зрелый романский стиль, державшийся в Г. ещё в 1-й пол. 13 в. В романский период складываются первые города - сначала как беспорядочное скопление домов вокруг замков и монастырей; но вскоре возникают и города с прямоугольной сетью улиц, рыночными и соборными площадями. Развиваются комплексы замков и монастырей. Определяются типы домов - городских (гл. обр. фахверковых трёхэтажных, выходивших на улицу узкой торцовой стороной с высоким фронтоном) и сельских (срубных или фахверковых, с расположением жилых и хозяйств, помещений в одноэтажном доме - на С., друг над другом - на Ю. и вокруг прямоугольного двора - в Ср. Г.). Были построены крупнейшие монастырские церкви (Мария-Лах, 1093-1156) и соборы (имперские- в Шпейере, Майнце и Борисе, 11-13 вв.; в Бамберге, 1186- 1237, Наумбурге, ок. 1210-40, Лимбур-ге, ок. 1230-35) - величеств, и мощные замкнутые базилики и центрич. храмы с крестовыми нервюрными сводами, башнями, часто с развитой зап. частью. В скульптуре на смену аскетичности и за-стылости строгого стиля кон. 11 -1-й пол. 12 вв. (светильник Вольфрам, ок. 1157, собор в Эрфурте) пришли во 2-й по |