| л. 12-1-й пол. 13 вв. свобода движений и объёмность форм (барельефы на оградах хоров Михаэльскирхе в Хильдесхейме, кон. 12 в., Либфрауэнкирхе в Хальберштадте, ок. 1200, и собора в Бамберге, ок. 1230). Наряду с фресками появляются витражи (в соборе в Аугс-бурге, после 1100).
Одо из Меца. Дворцовая капелла в Ахене. До 798-805. Разрез.
В 13-15 вв., в период расцвета ср.-век. гор. культуры, развивается иск-во готики. Строятся гор. укрепления с мощными башнями и укреплёнными воротами, кам. и кирпичные комплексы ратуш с открытыми сводчатыми галереями, залами, ажурными завершениями (в Любеке, 13-16 вв., Тангермюнде, ок. 1430, Мюнстере, начата в 1335, Брауншвейге, 1302-1468), здания цехов, складов, торг, рядов, госпиталей, кам. и фахверковые гор. дома (до 5 этажей), с крутыми двускатными крышами и тонкой богатой отделкой, замки со сложным узором нервюр на сводах залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471-85). Смелость конструктивных решений отличает устремлённые ввысь кам. соборы с 1-2 гигантскими башнями и ажурным резным декором (в Фрейбурге-им-Брейсгау, ок. 1200- кон. 15 в., Кёльне, начат в 1248, Регенс-бурге, 1275-1524, Ульме, 1377-1529); внушительны скупые и строгие доминиканские церкви (в Регенсбурге, 2-я пол. 13 в., Эрфурте, 1-я пол. 14 в.), кирпичные церкви Сев.-Вост. Г., упрощённые по формам, но подчас богато украшенные узорной кладкой (Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270-1350; Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Свободным и светлым становится внутр. пространство южногерм. позднеготич. зальных церквей с большими окнами и тонкими опорами (Фрауэнкирхе в Мюнхене, 1466-92; Анненкирхе в Аннаберг-Бух-хольце, 1499-1525). Статуи соборов в Бамберге (ок. 1230-40) и Магдебурге (ок. 1240), рельефы и статуи зап. хора в Наумбурге (ок. 1250-60) приобретают яркую жизненность, психологич. проникновенность, смелую экспрессию. Фрески уступают место витражам. В 14 в. расцветает иск-во дерев, резной скульптуры и станковой живописи, связанное с цеховым ремеслом. Интерьеры церквей украшаются алтарными складнями с живописью и полихромной резьбой. Высокого уровня достигло художеств, ремесло - обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество.
Замок Эльц (земля Рейнланд-Пфальц). 13 - 16 вв.
В 15 в. иск-во Г. начало понемногу освобождаться от господства церкви, приобретая черты гуманистич. иск-ва Возрождения. Лирич. интимность и бытовые мотивы появляются в нач. 15 в. у мастера Франке, художников Рейнской обл., а к сер. века передовые живописцы Швабии (Лукас Мозер, Ханс Муль-чер) и отчасти сев. мастера (Стефан Лох-нер, Бернт Нотке) ищут (в рамках религ. тематики) пути изображения реальной жизни (природы, интерьера) и человеческих чувств. Сходные искания проявились и в скульптуре 15 в. (Ханс Мульчер, Николаус Герхарт, Йорг Сирлин), а особенно в станковой гравюре на меди (Мартин Шонгауэр). В 16 в. наступает недолгий, но яркий расцвет иск-ва Возрождения, приобретшего в Г., в условиях классовых и религ. конфликтов, противоречивый, сложный характер. В архитектуре ведущую роль стали играть светские (жилые и общественные) здания, причём ренессансный декор, обличавшийся живописностью и дробностью, накладывался на традиц. дсма с крутыми крышами, высокими фронтонами и эркерами. Собственно ренессанс-ные архит. формы и планировочные принципы проникают в 1-й пол. 16 в. в Юж. и Ср. Г. (Аугсбург, Нюрнберг, Галле). К концу века они распространяются по стране (планировка Фрёйденштад-та, кон. 16-нач. 17 вв.; корпус Оттона Генриха в Гейдельберге, 1556-59), сливаясь с традициями готики, приобретая нац. своеобразие, но зачастую также маньеристич. изощрённость и вычурность. В кон. 15- 1-й трети 16 вв. нем. изобразит, иск-во Возрождения соединило идеи гуманизма с пытливым интересом к действительности, чуткостью к её противоречиям,претворило в остро индивидуальных конкретных образах представления о достоинстве, духовной силе и волевой целеустремлённости человека. В живописи и графике А. Дюрера, полных суровой мужеств. правды и страстных напряжённых исканий, нем. Возрождение выразилось всесторонне и многогранно; гуманистич. устремления, тяга к уравновешенности и гармонии характерны для творчества X. Бургкмайра, точных и ясных портретов X. Хольбейна, тогда как М. Нит-хардт (Грюневальд) стал выразителем трагич. потрясений, экстатич. порывов и диссонансов своей эпохи; ренессансные и позднеготич. начала, жизнеутверждение и драматич. экспрессия переплетаются в творчестве Л. Кранаха, А. Альтдор-фера, X. Бальдунга Грина. Активную роль в обществ, жизни играла графика, к к-рой обращались и ведущие живописцы эпохи. Страстность, острая индивидуальность, одухотворённость образов отличают скульптуру Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта, П. Фишера. В условиях феод, реакции, усилившегося политич. распада Г. во 2-й пол. 16 в. воцаряются субъективность и вычурность иск-ва маньеризма. Ведущую роль стало играть замысловатое и прихотливое художеств, ремесло (ювелирные изделия семьи Ямницер, мебель, посуда из каменных масс).
1. Деталь сидений хора из Вассенберга. Дерево. Конец 13 в. Музей Шнютгена. Кёльн.
2. Кубок наутилус работы В. Ямницера. Перламутр, серебро. Ок. 1570. Сокровищница резиденции. Мюнхен. 3. Сосуд для святой воды работы Ф. А.Бустелли. Ним-фенбургская фарфоровая мануфактура. 1763. Баварский национальный музей. Мюнхен.
В нач. 17 в. традиции Возрождения ещё ощущались в аугсбургских постройках Э. Холля; А. Эльсхеймер (работавший в основном в Италии) стал одним из родоначальников европ. реалистич. живописи 17 в. Но в целом наступил длит, период застоя и эпигонства. Лишь в 1-й пол. 18 в. начался новый подъём дворцового и культового зодчества, в к-ром энергия и торжеств, пафос позднего барокко сочетались часто с причудливым декором рококо; крупные зодчие выдвинулись в юж. княжествах (семья Дин-ценхофер, Б. Нейман), Саксонии (М. Д. Пёппельман), Пруссии (А. Шлю-тер). Стало развиваться монументально-декоративное иск-во (скульптура и росписи Э. К. и К. Д. Азамов, скульптура А. Шлютера), расцвело произ-во ювелирных изделий (И. М. Динглингер), мебели (А. и Д. Рентген), изобретённого в Г. фарфора (посуда и скульптура И. И. Кенд-лера в Мейсене, Ф. А. Бустелли в Ним-фенбурге, И. П. Мельхиора в Хёхсте). В изящных постройках Г. В. Кнобельсдорфа наметился переход к связанному с просветительским движением классицизму 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. (Ф. В. Эрд-мансдорф, К. Г. Лангханс). Классицизм утвердился и в нем. живописи (А. Р. Менгс, Ангелика Кауфман, А. Я. Карстенс) и скульптуре (И. Г. Ша-дов, И. Г. Даннеккер, К. Д. Раух); черты просветительского реализма отчётливо проявились в портретах Шадова, живописцев А. Графа, А. и В. Тишбей-нов, Г. Шика, в жанровых гравюрах Д. Н. Ходовецкого. Усилилось строительство обществ, зданий (театры, музеи, уч. заведения); крупнейшим их строителем был в 1-й пол. 19 в. К. Ф. Шинкель, мастер строгого позднего классицизма (ампира), обращавшийся также к роман-тич. воскрешению готики.
Д. Н. Xодовецкий. Общество за столом. Рисунок из серии Поездка в Данциг. 1773.
В нем. романтизме 1-й пол. 19 в. влияния Великой франц. революции, мечты о нац. единстве, борьба за свободу личности сочетались с мистич. тенденциями, апологией средневековья и религии. Лирически одухотворённое восприятие мира отличает картины ранних романтиков - портреты Ф. О. Рунге и пейзажи К. Д. Фридриха. В 1810-х гг. сформировалось иск-во назарейцев, искавших опору в католич. религии, ср.-век. прошлом, в стилизации итал. и нем. иск-ва 15 в. (Ф. Овербек, В. Шадов, П. Корнелиус). Нем. средневековье воспевали и ранние представители дюссельдорфской школы, в т. ч. А. Ретель, чей интерес к исто-рич. судьбам народа сочетался порой с националистич. тенденциями. В русле романтич. движения развивалось мелкобурж. демократич. иск-во бидер-мейера (жанристы Г. Ф. Керстинг, Т. Хоземан, Л. Рихтер, К. Шпицвег, портретисты Ф. Крюгер и Л.Ф. Райский, пейзажист К. Блехен), к-рому свойственны интимное, задушевное изображение гор. и сел. жизни и природы, созерцательность, идеализация патриархальных бытовых устоев. Черты идеализации присущи дюссельдорфской школе сер. века (сцены крест, жизни Л. Кнауса и Б. Вотье, пейзажи А. Ахенбаха, И. В. Ширмера). В период Революции 1848-49 работы нек-рых мастеров этой школы приобретают ярко демократич. содержание и острую социальную направленность (жанровые картины И. П. Хазенклевера и К. Хюбнера, ист. полотна К. Ф. Лессинга).
А. Хильде-бранд. Юноша. Мрамор. 1884. Национальная галерея. Берлин.
П. Корнелиус.
Апокалиптические всадники. Картон. Ок. 1843. Национальная галерея. Берлин.
В сер. 19 в. классицизм (к-рый приобрёл черты интимности и уюта в гор. домах стиля бидермейер и холодную парадность в официальных сооружениях Л. Кленце и Ф. Гертнера) сменился пышной претенциозной эклектикой (П. Вал-лот); стихийное развитие городов сопровождалось упадком градостроит. культуры. Одновременно Г. Земпер искал рациональные принципы архит. композиции. Развитие строит, техники позволило сооружать крупные металлич. мосты, ж.-д. перроны и большие залы с каркасными перекрытиями. В изобразит, иск-ве романтизм вырождался в академич. рутину (В. Каульбах, К. Пилоти). Ведущая роль в нем. иск-ве перешла к реалистич. направлению. Наиболее широкое отражение нем. действительность и история страны нашли в разностороннем творчестве А. Менцеля. Ярко типич. характеры нем. крестьян воссоздал В. Лейбль, а в последней четв. 19 в. к образам трудового народа обратился М. Либерман. С сатирой на нем. мещанство выступил В. Буш. Реализму и вместе с тем академич. эклектике противопоставляли своё иск-во неоидеалисты (нем. римляне), стремившиеся к монументально-декоративной или отвлечённо-пластич. выразительности образов (А. Фейербах, X. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд). К концу века получили распространение импрессионизм (Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), символизм и стиль модерн (т. н. югендстилъ - Ф. Штук, М. Клингер).
На рубеже 19-20 вв. югендстиль утвердился в архитектуре (гл. обр. в оформлении интерьера) как попытка преодолеть эклектику и антихудожественность массовой застройки. Бурное развитие пром-сти, широкое внедрение металла и бетона в стр-во сопровождались в 1910- 1920-х гг. стремлением к функцион. оправданности и, новой эстетике архитектуры, что выражалось то в новаторской переработке ист. традиций (П. Беренс), то в романтич. экспрессии и динамике архит. форм (X. Пёльциг, Э. Мендельзон), то в решит, ломке традиций, последоват. утверждении принципов функционализма (В. Гропиус, Б. Таут, Л. Мис ван дер РОЭ), широко применявшихся в пром. стр-ве, в застройке городов жилыми массивами, обществ., конторскими и пром. зданиями. Центром новых архит. исканий стала школа Баухауз. Существовало и направление, опиравшееся на традиционное строительное ремесло (Т. Фишер), принципы к-рого нашли продолжение в мрачной, тяжеловесной псевдоклассике фаш. периода. В кон. 19 - нач. 20 вв. выступила группа графиков-критич. реалистов: сатирик Т. Т. Хей-не, бытописатели пролетариата и гор. бедноты Г. Цилле и X. Балушек, тесно связанная с рабочим движением К. Кольвиц - крупнейший мастер нем. революц. иск-ва 20 в. Реалистич. направление в скульптуре представляли Г. Кольбе, анималисты А. Гауль и Р. Синтенис. В Г. возник экспрессионизм как выражение индивидуалистич. протеста против уродств бурж. общества (объединения Мосяг и -*Синий всадник*; живописцы и графики Э. Нольде, Э. Хек-кель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Ф. Марк, А. Макке, скульптор В. Лемб-рук); эмоционально-драматич. восприятие жизни, присущее этому течению, выражалось и в социальной критике, и в субъективистском искажении мира, мистике и абстракции. После 1-й мировой войны социально-критич. и антивоен. устремления усиливаются в творчестве пролет, художников (Кольвиц, О. Нагель, X. и Л. Грундит, К. Квернер, мастер фотоплаката Дж. Хартфилд), а также Ж. Гроса и О. Дикса, связанных с течением новая вещественность, и нек-рых экспрессионистов (М. Пех-штейн, М. Бекман, К. Хофер); с гума-нистич. призывом к братству людей выступал скульптор и график Э. Бар-лах. В 1910-20-х гг. получило развитие абстрактное иск-во (В. Баумайстер, скульптор Р. Беллинг). При фаш. диктатуре, в условиях господства в иск-ве грубой демагогии, ряд прогрессивных художников (Кольвиц, Барлах, Нагель, X. и Л. Грундиг) продолжали работать нелегально, сохраняя верность гумани-стич. идеалам. После разгрома фашизма возродились демократич. традиции нем. иск-ва, нашедшие развитие гл. обр. в иск-ве ГДР, тогда как бурж. художеств, направления начали концентрироваться в Зап. Г. (ныне ФРГ) и Зап. Берлине, где, однако, работает и ряд прогрессивных мастеров. Декоративное иск-во 20 в. пережило эволюцию от уникальных ремесл. изделий югендстиля к простым и целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбун-дом для пром. произ-ва, и к дешёвым практичным массовым изделиям в функ-ционалистич. духе, к-рые проектировались Баухаузом. Эти искания, прерванные в фаш. период, оказали сильное влияние на мировую практику. Среди традиц. видов нар. иск-ва - резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1 - 6, М., 1956-66; Изергина А. Н., Немецкая живопись XVII века. Очерки, Л.- М., 1960; Либман М. Я., Искусство Германии XV и XVI веков, М., 1964; Dehio G., Geschichte der deutschen Kunst, Bd 1 - 4, В.- Lpz., 1919 - 34; Deutsche Baukunst in zehn Jahrhunderten, Dresd., 1952; Hempel E., Geschichte der deutschen Baukunst, 2. Aufl., Munch., [1956]; FeulnerA.,Mul-1 e r T., Geschichte der deutschen Plastik, Munch., [1953]; Fisсheк О., Geschichte der deutschen Malerei, 3. Aufl., Munch., 1956; его ж е, Geschichte der deutschen Zeichnung und Graphik, Munch., [1951]; Коhlhaussen S., Geschichte des deutschen Kunsthand-werks. Munch., [1955]; Hutt W., Deutsche Malerei und Graphik im 20. Jahrhundert, В., 1969. А. М. Кантор.
V. Музыка
Музыка древних германцев не сохранилась. О её существовании свидетельствуют памятники средневековой письменности (гл. обр. Песнь о Нибелунгах) и изобразит, иск-ва. Музыка играла большую роль в быту, при воен. походах. Были распространены охотничьи и воен. рога (дур) и лироподобные инструменты. Во взаимодействии с песенной культурой соседних, в т. ч. славянских, народов складывались самобытные черты нем. нар. песни, отличающейся плавной напевностью, выдержанностью интонационно-ритмич. строения, умеренным характером движения. Католич. церковь преследовала светские напевы. Они жили в устной традиции, в творчестве вагантов, шпильманов - исполнителейсобств., а также нар. песен и плясок. Со временем и музыканты в монастырях и церквах стали включать в католич. богослужение элементы крест, музыки (монах Ноткер и др.). Нар. песенное творчество в наиболее острые, переломные эпохи истории Г. насыщалось конкретным революц. содержанием (периоды Крестьянской войны, Тридцатилетней войны, освободит, войны против наполеоновского господства и др.).
Э. Бардах. Голова парящего ангела для "Памятника павшим" в соборе в Гюстрове (портрет Кете Кольвиц). Тонированный гипс. 1927. Собрание Ф. Б. Хенкеля. Берлин,
Д ж. Хартфилд. Тель-ман. фотомонтаж. 1934.
В 12-13 вв. с расцветом феодализма в Г. возникло рыцарское иск-во, школа миннезингеров, выдающимися представителями к-рой были Вальтер фон дер Фогельвейде, Во |