БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

льфрам фон Эшенбах и Готфрид Страсбургский.

Кукла-щелкунчик. Дерево. Тюрингия. 19 в. Баварский национальный музей. Мюнхен.

В 11-13 вв. с возникновением городов развивается бюргерская музыкальная жизнь, а с 14 в.- искусство мейстерзингеров, крупным представителем к-рого в 16 в. был Г. Сакс. К 14-15 вв. относятся многоголосные обработки нар. песен (Лохамский, Шедельский, Глогау-ский песенники).

В 15 и в 16 вв. преобладала гл. обр. вокальная и вокально-инструментальная музыка, в 16 в. большое значение приобрела собственно инструментальная, преим. органная, музыка, авторами к-рой были К. Пауман, П. Хофхаймер и др. В придворных капеллах работали ком-тюзиторы-полифонисты, представители франко-фламандской школы - Г. Изак, Л. Зенфль и выдающийся мастер нидерл. школы О. Лассо.

В 16 в. Крестьянская война и Реформация вызвали подъём нар. песенного творчества. Сложился протестантский хорал, частично воспринявший интонации чеш. гуситской песни. Лучшие мелодии протестантского хорала стали достоянием нар. музыки, а нек-рые из них-революц. гимнами своего времени, что дало основание Ф. Энгельсу назвать хорал Erne feste Burg ist unser Gott (Господь - наш истинный оплот), „Марсельезой" крестьянской войны (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 268). В отличие от католич. церк. музыки, исполнявшейся на лат. яз., протестантские хоралы пелись на нем. языке.

Тридцатилетняя война (1618-48) задержала общее развитие нем. культуры. Однако в это время выдвинулся ряд крупных музыкантов, в т. ч. Г. Шюц, соединивший разработанный в Италии концертный стиль с нем. традициями (мотеты, духовные концерты, Страсти и др.),написавший первую нем.оперуДаф-на (1627) и первый нем. балет Орфей и Эвридика (1638). Под воздействием Шюца в 17 в. создавался новый для Г. жанр светской сольной песни с инструментальным сопровождением. Значительна в этом отношении роль Г. Альберта. Одновременно развивался жанр кла-ъирной (И. Я. Фробергер) и оркестровой сюиты (Г. Шейн). Популярны были хоральные увертюры, фантазии и вариации для органа (С. Шейдт). Большое значение приобрела деятельность органистов Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. Кунау, работавших в области поли-фонич. форм, непосредственных предшественников крупнейших нем. композиторов И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Их творчество протекало в условиях •стали Лейпциг и Гамбург. С Гамбургом связаны попытки противопоставить нац. бюргерскую оперу итал. традиции, к-рую развивал И. А. Хассе, работавший в Дрездене. В деятельности первого нем. нац. оперного театра (Гамбург, 1678-1738) видное место принадлежит Р. Кайзеру, позже Г. Ф. Телеману. В Лейпциге с 1723 работал И. С. Бах. Его творчество, охватывающее разнообразные жанры (ора-ториальные Страсти, мессы, кантаты, многочисл. виды и формы инструментальной музыки - прелюдии, фуги, сонаты, концерты и т. д.), сыграло огромную роль в утверждении нем. нац. культуры. В музыке Баха достигло наивысшего совершенства иск-во полифонии. Опираясь на богатства нар. традиций и обобщив лучшие достижения композиторов предшествующего периода и современников, Бах значительно расширил об-разно-выразит. возможности муз. иск-ва. Велик также вклад в нем. муз. культуру Генделя, особенно в области оперы и оратории. Ок. 50 лет проживший в Лондоне, Гендель тем не менее принадлежит к муз. истории Г., где он получил образование и начал творческую жизнь. Значителен его вклад и в англ. муз. культуру. феодальной раздробленной Г.

Центрами культурной жизни Г. 18 в.

Во 2-й пол. 18 в. в гор. быту утвердилась песня-романс в нар. стиле (das volkstumliche Lied). Такие песни писали И. Шульц и И. Рейхард, И. Хиллер в Лейпциге, а также южно- и зап.-нем. композиторы И. Цумштег и учитель Бетховена К. Г. Нефе. Первое собрание чувствительных песен-романсов издано любителем музыки И. Грефе в 1737-43. Песенный жанр способствовал развитию зингшпиля. Основоположниками зингшпиля были И. Хиллер, А. Швейцер и И. Хольцбауэр. В музыке Г. возникают течения, родственные направлению Бури и натиска в литературе, идеи которого отразились в творчестве К. Ф. Э. Баха. К этому направлению близки и музыканты (преим. чехи), работавшие в капелле мангеймско-го двора: Я. В. Стамиц, его старший сын К. Стамиц, К. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильц и др. Мангеймская школа наряду с т. н. старой венской школой (Г. М. Монн и др.) является предшественницей венской классической школы, к к-рой принадлежат К. В. Глюк, И. Гайдн, В. А. Моцарт, а также крупнейший представитель муз. иск-ва Германии Л. Бетховен (с 1792 жил в Вене). Творчество Бетховена - величайшего симфониста - завершило развитие венской классической школы. В его творчестве ярко отразилось нарастание антифеод, движения в Г. Певец свободы, сторонник передовых идей Великой франц. революции, Бетховен воплотил героич. образы борьбы нар. масс в симфониях (особенно в 3-й, 5-й, 9-й), симф. увертюрах (Эгмонт, Кориолан), в опереФи-делио. В его произв. различных жанров (сонаты для фортепиано, концерты, струнные квартеты, Торжественная месса и др.) нашли также отражение философски-углублённая лирика, пантеистич. настроения и т. д. Влияние многогранного творчества Бетховена сказалось на всей музыке 19 в., оно велико и в наст, время.

С 10-20-х гг. 19 в. в музыке Г. утверждается романтизм. Его провозвестником был австр. композитор Ф. Шуберт. Демократич. направление нем. муз. романтизма нашло яркое выражение в опере Вольный стрелок К. М. Вебера. Эта опера плодотворно развивала нар. элементы зингшпиля. Драматизмом, большой непосредственностью чувств проникнуто вокальное творчество К. Лёве, создателя жанра романтич. баллады в музыке. Вопросы муз. эстетики разрабатывал Э. Т. А. Гофман, писатель, муз. критик и композитор, автор оперы Ундина. Черты идеализации феодального прошлого частично отразились в операх Л. Шпора, Г. Маршнера.

На рубеже 19 в. в муз. жизни Г. приобретают значение певческие об-ва (в 1791 было осн. Берлинское певческое об-во). В первые десятилетия 19 в. певческие хоровые об-ва (лидертафели) объединяли демократич. слои населения. В 1809 под рук. К. Ф. Цельтера начал работать в Берлине кружок любителей хорового пения, в 1810 во Франкенхаузене состоялся первый крупный муз. праздник, а в 1827 был проведён первый всегерм. певческий праздник.

Подъём обществ, жизни в период, предшествовавший Революции 1848-49, выдвинул выдающихся муз. деятелей - Ф. Мендельсона-Бартольди, Р. Шумана, Р. Вагнера. Мендельсон-Бартольди-композитор, пианист и дирижёр, основатель первой в Г. консерватории (1843, Лейпциг). Среди его лучших соч.: Итальянская и Шотландская симфонии, скрипичный концерт, увертюры, фортепьянные пьесы (Песни без слов). Шуман - композитор, критик и публицист, основатель передового Нового музыкального журнала (1834) - наряду с Мендельсоном св. 15 лет работал в Лейпциге. Наиболее значит, период его деятельности - 30-40-е гг. 19 в. В это время написаны его замечательные по образной характеристике и острой выразительности фп. произв., песни, нек-рые крупные инструментальные соч. (фп. концерт, ансамбли, симфонии). Музыка Шумана отличается романтич.-мятежным характером, многосторонностью и глубиной психологич. содержания. В Лейпциге также работал А. Лорцинг, в творчестве к-рого продолжались традиции зингшпиля 18 в.

Большое значение для развития нем. музыки имело творчество венг. пианиста, дирижёра и композитора Ф. Листа, с 1848 жившего преим. в Г. Борясь с ложным академизмом и ремесленничеством в нем. музыке, Лист утверждал передовые творч. устремления. Об этом свидетельствуют его лучшие произв. (венг. рапсодии, концерты, этюды, транскрипции для фп., симф. поэмы для оркестра). Знаменательны поиски Листом конкретной образности на путях создания программной музыки. Значительными были его творческие связи с представителями различных нац. культур, особенно русской.

Сложный путь идейной эволюции прошёл Р. Вагнер, творчество к-рого было поев, почти исключительно оперному иск-ву. Участник Революции 1848-49, Вагнер позднее приходит к примирению с реакц. действительностью, к христ. мистицизму. Тем не менее Вагнер необычайно расширил сферу психологич. и живописной образности музыки, средства оркестровой выразительности, создал оригинальную концепцию муз. драмы, основанной на принципах симфонизации оперы и системе лейтмотивов. Его влияние на совр. и последующие поколения музыкантов было исключительно велико. Вагнер сам писал либретто своих опер, свободно перерабатывая мифологич. сюжеты (такова, напр., тетралогия Кольцо ни-белунга). Особняком стоит реалистич.-бытовая комедийная опера Нюрнбергские мейстерзингеры.

Иные художественные позиции занимал И. Брамс (с 1862 жил в Вене), работавший, за исключением оперы, во всех жанрах муз. иск-ва (симф., камерно-инструментальные, вокальные произв.). Он прямой наследник классич. традиций, разработанных Бетховеном. Новаторски их претворив в своём творчестве, испытавшем также влияние Шуберта и Шумана, он отразил сложный душевный мир современников. В музыке Брамса глубина содержания, образное богатство сочетаются с отточенным мастерством, строгой дисциплиной мышления. Постепенно в музыке Г. определились две художеств, тенденции, связанные с именами Вагнера и Брамса. С первой из них неразрывно творчество Р. Штрауса, со второй - М. Регера. Наделённый ярко красочной, подчас необузданной творческой фантазией, Штраус - автор муз.-театр, и симф. сочинений (среди его опер - Саломея, Электра, Кавалер роз), отразил разные стилистич. влияния, в т. ч. экспрессионизма. Творческий диапазон Регера более ограничен; его гл. достижения - в области камерно-инструм. музыки, в к-рой он пытался структурные классич. закономерности обновить при помощи современного муз. языка. В развитии симфонизма на рубеже 19-20 вв. всё большее значение в Г. приобретало творчество австр. композиторов А. Брукнера и Г. Малера.

Муз. культура Г. после 1-й мировой войны 1914-18, в период Веймарской республики, была разнообразной по идей-но-эстетич. устремлениям. Многосторонен был репертуар муз. театров, концертов, фестивалей, высок уровень исполнитель-ства. Творчество отличалось пестротой стилистич. тенденций: от вагнеровских эпигонов (X. Пфицнер) до крайних выражений экспрессионизма (А. Шёнберг, с 1925 живший в Берлине). Среди крупных композиторов - П. Хиндемит, один из виднейших представителей музыки 19 в., стремившийся к воплощению больших гуманистических замыслов (особенно с середины 30-х гг.); К. Вейль, в сотрудничестве с драматургом Б. Брехтом создавший ряд социально-критических злободневных муз.-театр. спектаклей; К. Орф - автор оригинальных по жанру и муз. языку сценических произведений; В. Эгк. Особое место занял композитор-коммунист X. Эйслер, создатель боевой пролет, песни, исполнявшейся нар. певцом-трибуном Э. Бушем. Деятельность Эйслера, О. Гер-стера и примыкавших к ним композиторов (Э. Г. Майер, К. Ранкль и др.) - важнейшая веха развития пролет, муз. движения в Г., зародившегося в сер. 19 в. В 1877 был организован Всеобщий рабочий певческий союз, выпустивший в 1878 первый в Г. печатный революц. песенник (сб-ки текстов революц. песен издавались с 1869). Однако в последующие десятилетия из-за оппортунистич. руководства Рабочий союз всё более смыкался с бюргерскими ферейнами. Новый подъём пролет, муз. движения был стимулирован влиянием Великой Окт. социалистич. революции и связан в конце 20-х гг. 20 в. с деятельностью Боевого содружества рабочих певцов, возглавленного Эйслером.

Установление фаш. диктатуры (1933) губительно отразилось на нем. культуре, в т. ч. музыкальной: многие её лучшие представители - композиторы, критики, исполнители - эмигрировали, многие были заключены в концлагеря и там погибли. Резко снизился уровень концертной и муз.-театр, жизни. В условиях грубой демагогии фальсифицировались нац. муз. традиции.

После разгрома фаш. Г. во 2-й мировой войне 1939-45 в Г. создались возможности для дальнейшего развития муз. иск-ва, но они осуществлялись по-разному в условиях различных гос. систем: социалистической в ГДР, капиталистической в ФРГ.

В 19 и 20 вв. в Г. работали мн. выдающиеся исполнители: пианисты Ф. Лист, Клара Вик (Шуман), Г. Бюлов (известен также как дирижёр), К. Таузиг, Э. д'Альбер, Ф. Бузони, А. Шнабель, В. Гизекинги и др.; скрипачи Л. Шпор, Ф. Давид, И. Иоахим, А. Вильгельми и др.; певицы В. Шредер-Девриент, Г. Зон-таг, Л. Леман и др.; певец А. Ниман и др.; дирижёры К. М. Вебер, Ф. Мен-дельсон-Бартольди, Р. Вагнер, Г. Малер, Ф. Мотль, А. Никиш, Ф. Вейн-гартнер, Р. Штраус, О. Фрид, Б. Вальтер, О. Клемперео, В. Фуртвенглер, Ф. Буш, Л. Блех, Г. Абендрот, Ф. Кон-вичный, Г. Караян, К. Зандерлинг и др.

Среди видных музыковедов Г.- М.Преториус, И. Маттезон, А. Б. Маркс, Ф. Кризандер, О. Ян, Ф. Шпитта, Р. Эйтнер, Г. Кречмар, Г. Аберт, А. Ше-ринг, К. Закс и др.

Лучшие оркестровые и хоровые коллективы Г.: симф. оркестр при Ге-вандхаузе в Лейпциге (созд. 1743), Берлинский филармонич. оркестр (созд. 1882), берлинская Певческая академия (созд. 1791).

Ведущими нем. оперными театрами в Г. были: Дрезденская опера (создана в 1667); оперный театр в Веймаре (создан в кон. 17 в.); Немецкая гос. опера (осн. 1742), оперный театр А. Кролля (осн. 1850) в Берлине и др.; Лейпцигская опера (осн. 1693), Байрёйтский театр (построен в 1872-76)и др.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки, ч. 1, 3 изд., М., 1965; Конен В., История зарубежной музыки, в. 3, 2 изд., М., 1965; Розеншильд К., История зарубежной музыки, в. 1,М.,1963; Левик Б., История зарубежной музыки, в. 2, 2 изд., М., 1966; Д р у-скин М., История зарубежной музыки, в. 4, 3 изд.,1967; Е г k L., Deutscher Lieder-hort, 2 Aufl., Bd 1 - 3, В., 1925; Friedlander M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhun-dert, Bd 1-2, Stuttg., 1902; Schering A., Deutsche Musikgeschichte im Umriss, Lpz., 1917; Vetter W., Das fruhdeutsche Lied, В., 1928; его же, Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1 - 2,2Aufl., Tutzing, 1966; M u 1-ler-BlattauJ. M., Geschichte der deu-tschen Musik, [В., 1938]; Preussner E., Die burgerliche Musikkultur. Ein Beitrag zur deutschen Musikgeschichte des 18. Jahrhun-derts, 2 Aufl., Kassel und Basel, 1950; В u-cken E., Das deutsche Lied, Hamb., 1939; Steinitz W., Deutsche Volkslieder de-mokratischen Charakters aus den sechs Jahr-hunderten, Bd 1 - 2, В., 1955-62; Кnepler G., Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, В., 1960-61. M. С. Друскин.

VI. Балет

В Г. танцы издавна были популярны на нар. праздниках. В ср. века они входили в состав масленичных игр, мистерий, празднеств ремесленных цехов (напр., в 14-16 вв. в Нюрнберге и Франкфур-те-на-Майне). Придворные балетные представления известны с нач. 17 в. В 18 в. почти во всех нем. герцогствах, княжествах и свободных городах в оперных театрах работали франц. и итал. балетмейстеры. Особое место занимал Гамбург, где балет испытал влияние нар. комедийного театра (гансвурстиад). Во 2-й пол. 18 в. в Штутгарте франц. хореограф Ж. Ж. Новер поставил первые трагедийные балеты и издал труд Письма о танце (1760). В 18 в. на нем. сценах выступали О. Вестрис, П. Гардель и др. артисты балета. Музыку для балетов писали композиторы Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Л. Бетховен. В 19 в. ставились романтич. балеты (постановки ба