БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

лнены и частично перевыполнены осн. научно-технич., экономич. и социальные задачи; нац. доход ГДР увеличился более чем на 1/4. Благодаря преимуществам социалистич. системы, в ГДР средний годовой прирост пром. продукции за 1950-69 составил ок. 9%. На 1971-75 принят пятилетний план, предусматривающий дальнейшее упрочение материально-технич. базы социализма.

Стабильный и непрерывный экономич. рост неразрывно связан с сотрудничеством (закреплённым долгосрочными соглашениями) ГДР с СССР и др. социалистич. странами. ГДР - член СЭВ, в составе к-рого она является крупным экспортёром высококачеств. изделий машиностроения, электротехники и электроники, потребительских и др. товаров. ГДР поддерживает и расширяет социалистич. интеграцию с гос-вами - членами СЭВ.

Промышленность. На долю пром-сти приходится 67% совокупного обществ, продукта. В пром-сти ГДР имеется 3 сектора: социалистич. (гос. предприятия и производств, кооперативы ремесленников); с гос. участием; частный. Ведущее место занимает социалистич. сектор. В 1968 в нём было занято ок. 2,4 млн. рабочих и служащих. На предприятиях полугос. и частного сектора занято св.

440 тыс. рабочих и служащих; эти предприятия играют подсобную, но весьма важную роль как поставщики гос. предприятий и производители на внешний рынок спец. продукции. В 1970 ГДР производила в 1,5 раза больше пром. продукции, чем вся довоен. Германия в 1936. Отраслевая структура, отличающаяся преобладанием тяжёлой пром-сти, существенно изменилась за годы нар. власти (см. табл. 2). Расширилась и упрочилась энергетич. база (за счёт увеличения добычи бурого угля и использования нефти, поступающей из СССР). Возник ряд новых отраслей, создана ме-таллургич. база. Усиливаются неметаллоёмкие и нематериалоёмкие отрасли, способствующие повышению технич. уровня всего х-ва. Особое внимание уделяется развитию химич. пром-сти, в частности нефтехимии, а также электроники и приборостроения, судостроения, металлургической пром-сти второй ступени (обработка проката). Так, если за 1950-70 общая пром. продукция выросла в 5,4 раза, то химич. пром-сть в 6,1 раза, металлургия в 6 раз, машиностроение и металлообработка более чем в 8 раз, продукция электротехники, электроники и приборостроения в 11,6 раза.

72,9% пром. продукции (1969) производилось в 8 юж. и юго-зап. округах. Началось сглаживание различий между высокоиндустриальным югом и агр. севером. На С. созданы центры судостроения и нефтепереработки.

Добывающая промышленность и энергетика. Из минеральносырьевых ресурсов страна обеспечена полностью только бурым углем и калийной солью. Бурый уголь - основа энергетики (85% произ-ва электроэнергии). Главные буроугольные бассейны: Галле - Лейпциг и Нижнелау-зицкий (округ Котбус). Центр тяжести угледобычи и электроэнергетики перемещается из первого бассейна во второй (45% угледобычи и 37% произ-ва электроэнергии); на базе бурого угля в округе Котбус построен крупнейший комбинат Шварце-Пумпе (у г. Хойерсверда), производящий брикеты, газ, кокс, химич. продукты. Добываются кам. уголь (Цвиккау-Эльсниц), жел. руда (Гарц, Тюрингенский Лес), никелевая (район г. Глаухау), оловянные, цинковые, свинцовые руды (Рудные горы), урановая руда (в горах Эльбзандштейн). Месторождения калийных солей сосредоточены на Ю.-З. и в предгорьях Гарца. Начата добыча нефти(р-нг. Штральзунд). О добыче полезных ископаемых см. в табл. 3.

Гл. электростанции находятся в пределах осн. буроугольных бассейнов. Более крупные ТЭС размещаются в округе Котбус: Люббенау I, II, III и Фечау (1300 тыс. и 1200 тыс. квт). При содействии СССР строятся (1971) ТЭС "Боксберг" (3 млн. квт), "Тирбах", АЭС "Норд" (2 млн. квт, в округе Росток). В 1966 вошла в строй первая АЭС у Рейнсберга (округ Потсдам). Электростанции объединены в единую систему. Большая часть электроэнергии (ок. 70% ) потребляется пром-стью.

Обрабатывающая промышленность. До войны единственным на терр. ГДР металлургич. заводом полного цикла был небольшой з-д "Максхютте" (около г. Заальфельд). В 50-е гг. построены два крупных комбината: "Ост" в Эйзенхюттенштадте (работающий на польском угле и советской руде) и "Веот" у г. Кальбе (с 1968

перестроился на металлообработку). Восстановлены и реконструированы сталеплавильные и прокатные заводы (в Бранденбурге и Хеннигсдорфе, в Ризе, Грёдице, завод легированных сталей в Фрейтале). Медная руда перерабатывается в Эйслебене (комбинат им. В. Пика) и в Хетштедте. Созданы алюминиевая (Биттерфельд, Лаута) и никелевая пром-сть (Санкт-Эгидиен), построен цинкоплавильный завод в Фрейберге.

Многоотраслевое машиностроение, а также электротехника, электроника и приборостроение - ведущие отрасли пром-сти. На долю этих отраслей приходится св. 1/3 стоимости пром. продукции. Наряду с традиционными отраслями (электротехнической, точной механической и оптикой, станкостроением)созданы новые отрасли тяжёлого машинострения (произ-во металлургич. оборудования, нек-рые виды трансп. и с.-х. машиностроения, электроника и др.). Модернизированы старые отрасли, в первую очередь станкостроение. Предприятия тяжёлого машиностроения размещены в гг. Магдебург, Лейпциг, Гримма, Вурцен, Галле, Дес-сау, Кётен, Цейц, Берлин, Эберсвальде, Карл-Маркс-Штадт, Пениг, Цвиккау, Дрезден, Гёрлиц, Пирна, Фрейталь, Бауцен и др. Предприятия общего машиностроения - в гг. Лейпциг, Карл-Маркс-Штадт, Дрезден, тракторостроения - в гг. Нордхаузен, Бранденбург; значит, размеры имеют вагоностроение (гг. Галле, Гёрлиц, Дессау и др.) и электролоко-мотивостроение (г. Хеннигсдорф), тепловозостроение (г. Потсдам). Заново создано морское судостроение (гг. Росток, Варнемюнде, Висмар, Штральзунд, Вольгаст) и частично - автостроение (гг. Цвиккау, Эйзенах, Людвигсфельде и др.). Ок. 9% (1969) всей пром. продукции приходится на долю электротех-нич. пром-сти, электроники и приборостроения (осн. центры - гг. Берлин, Дрезден, Эрфурт). Точная механика и оптика представлены всемирно известным заводом "Карл Цейс" в Йене, заводами в Эрфурте, Дрездене, Карл-Маркс-Штадте, Ратенове, Берлине и др. Центр производства полиграфич. оборудования - в Лейпциге. Для всех отраслей машиностроения характерна высокая экспортная квота.
Табл. 3. - Добыча полезных ископаемых и производство основных видов промышленной продукции
Виды продукции

1950

1960

1970
Каменный уголь, млн. т

2.8

2.7

1 ,0
Бурый уголь, млн. т

137

225,5

260 , 6
Железная руда, млн. т

0,4

1 ,6

0.4
Электроэнергия, млрд. квт-ч

19,5

40,3

67,6
Чугун, млн. т

0,3

2,0

2,0
Сталь, млн. т

1,0

3,7

5.1
Прокат, млн. т

0,8

2,6

3 4
Серная кислота (моногидрат), тыс. т

300

730

1099,2
Карбид кальция, тыс. т

606

923

1248,0
Калийные удобрения (по содержанию КЭО), млн. т

1,3

1 ,7

2,4
Азотные удобрения , тыс . т

231

334

378,0
Фосфатные удобрения, тыс. т

25

166

403,0
Цемент, млн. т

1,4

5,0

8
Пластмассы и сингетич. смолы, тыс. т



115

370
Химические волокна, тыс. т

93

155,8

214.8
Локомотивы, дизель- и электровозы, шт.

184

675

633
Пассажирские вагоны, шт.

433

1701

1519
Легковые автомашины, тыс. шт.

7,2

64,1

126,6
Тракторы, тыс. шт.

5,2

9.1

16,4
Суда морские, т

-

154,3

277,9
Дизельные двигатели, тыс. л. с

110

1694

6222
Радиоприёмники, тыс. шт.

277

809,6

806,9
Телевизоры, тыс. шт.

--

416,5

380
Фотоаппараты, тыс. шт.

142

530

723
Ткани, млн. м2

289

609

715
Обувь кожаная, млн. пар

7,9

25

36,4
Чулки и чулочные изделия, млн. пар

146

151

199

Велика роль химич. пром-сти. Её доля в общей пром. продукции составляет 14% (1969; в экспорте ещё выше). Сырьевой базой служат бурый уголь, калийная и кам. соли, известняк, различные отходы произ-ва. Поступление сов. нефти (по нефтепроводу "Дружба") позволяет развивать нефтехимию, увеличить и удешевить произ-во продуктов органич. синтеза - пластич. масс и синтетич. волокон. Нефтепровод проложен до пограничного г, Шведт на Одере, где построен нефтепе-рерабат. и нефтехимич. комбинат (мощность 6 млн. т нефти в год). Из Шведта нефтяное сырьё по трубопроводу поступает крупнейшему химич. комбинату страны "Лейнаверке" им. В. Ульбрихта (произ-во азота и азотных удобрений, бензина, многочисл. продукты органич. синтеза); 2-я очередь - з-д "Лейна-2" (произ-во сырья для синтетич. волокон и пластмасс). Крупнейший р-н химич. пром-сти -округ Галле (св. 40% всей продукции) и примыкающая к нему частьтерр. округа Лейпциг (комбинат "Отто Гротеволь" в Белене, комбинат в Эспенхайне). Крупные химич. предприятия-"Бунаверке" в Шкопау (карбид кальция, синтетич. каучук и т. д.), нефтеперерабат. комбинат в Люцкендорфе, Фильмфаб-рик Вольфен, электрохимич. комбинат в Биттерфельде, азотный з-д в Пистери-це и др.

Решающую роль во внеш. торговле играют социалистич. страны (3/4 всего оборота в 1970). Осн. торг, партнёр - СССР (ок. 40% всего оборота). Поставки нефти (в дальнейшем газа), цветных металлов, пиломатериалов из СССР служат основой развития важнейших отраслей нар. х-ва ГДР. В то же время на СССР приходится большая часть экспорта из ГДР судов, пассажирских вагонов, станков и др. продукции. О структуре экспорта и импорта см. табл. 6.



Из отраслей лёгкой пром-сти главные- текстильная и швейная. Текст, пром-сть наряду с хл.-бум. и шерстяными тканями выпускает синтетические (дедерон, воль-прила и т. д.). Характерна специализация на высококачественной продукции (трикотаж, чулки, декоративные ткани, гардины, тюль и т. д.). Осн. р-н текст, пром-сти - округ Карл-Маркс-Штадт (св. 50% всей продукции); центры швейного произ-ва - Карл-Маркс-Штадт, Дрезден и Берлин. Развиты традиционные отрасли лёгкой - фарфоровая (Мей-сен), стекольная, мебельная и др., и пищевой пром-сти, полиграфия. (Об осн. видах пром. продукции см. табл. 3.)

Сельское хозяйство. К 1970 с.-х. производств, кооперативам разных типов принадлежало 86% всей с.-х. площади, нар. имениям - 7%. С.-х. площадь составляет ок. 60% терр. страны; 73% всех с.-х. земель (1970) под пашней, 23% - под сенокосами и пастбищами, 4% - сады, огороды, питомники.

С. х-во имеет отчётливо выраженное животноводч. направление(57,8% продукции в 1969). Животноводство отличается высокой продуктивностью (надой молока на корову в год свыше 3300 л), в основном обеспечивает население мясом, полностью - молоком, яйцами, маслом (см. табл. 4 и 5). Развито птицеводство (25,5 млн. кур-несушек и ок. 4,4 млрд. яиц в 1970).

ок. 18 тыс. комбайнов в 1970), широким применением удобрений, высокой урожайностью (урожайность в 1970-зерновых 28 ц, картофеля 196 ц, сах. свёклы 320 ц с га).

Лесное хозяйство. Ок 1/3 древесины импортируется. В результате лесонасаждений, мелиоративных работ и ухода за лесами состояние лесного х-ва значительно улучшилось и оно всё в большей мере снабжает сырьём нар. х-во.

Рыболовство - преим. в Балт. м. Улов рыбы 317 тыс. т (1969).

Транспорт. Густая сеть путей сообщения обслуживает не только внутр. нужды, но в значит, мере и трансъевроп. и ме-ждунар. перевозки. Уд. вес (1970, в % к грузообороту всех видов транспорта общего пользования) ж.-д. транспорта составляет 32,4, морского транспорта - 54,5, речного транспорта - 1,8, автотранспорта (включая заводской) 9,6, трубопроводного - 1,1. Длина железных дорог 14,65 тыс. км, из них электрифицировано 1,35 тыс. км. Наиболее крупные ж.-д. узлы - Берлин, Лейпциг, Дрезден. Длина автодорог 44,3 тыс. км, протяжённость автострад 1,4 тыс. км; в автопарке св. 2,9 млн. машин всех типов. Осн. водные пути - Одер, Эльба и система каналов между ними; длина св. 2,5 тыс. км. Общий тоннаж мор. флота 1,3 млн. т дедвейт (1970). Гл. морские порты на Балт. море - Висмар, Росток, Штраль-зунд, их грузооборот вырос до 12,8 млн. т в год. Авиакомпания "Интерфлюг" имеет ок. 30 междунар. линий, осн. аэропорт - Шёнефельд (Берлин).

Внешние экономические связи. По размерам внешнеторг. оборота ГДР занимает 2-е место среди социалистич. стран после СССР. Торг, баланс б. ч. активен. В экспорте преобладают готовые пром. изделия. Ок. 56% экспорта приходится на продукцию машиностроения и металлообработки, в т. ч. комплектное оборудование, транспортные средства (мор. суда, электровозы, вагоны), электротехнич. изделия, изделия точной механики и оптики, с.-х. машины. Вторая важнейшая статья экспорта - химикаты, в т. ч. калийные (ГДР - один из гл. поставщиков на мировой рынок) и азотные удобрения, сода, моющие средства, синтетич. каучук, фотохим. товары, волокно, пластмассы и т. д. В импорте преобладают сырьё, полуфабрикаты и продовольствие; импортируются кам. уголь, кокс, жел. руда, нефть, бокситы и др. ГДР имеет обширные торг, связи, участвует во мн. междунар. выставках и ярмарках. Лейпцигская ярмарка стала "торговым мостом" между Востоком и Западом.

Важное значение имеет научно-технич. сотрудничество с СССР. С помощью Сов. Союза сооружены предприятия нефтепереработки и нефтехимии, электростанции и т. д. Крупные торговые партнёры ГДР - Чехословакия, Польша, Венгрия, Болгария. Ок. 1/2 всего торг, оборота приходится на капиталистич. страны, гл. обр. ФРГ и Зап. Берлин, а также Швецию, Швейцарию, Нидерланды, Великобританию, Францию, Австрию. Расширяется торг, оборот с развивающимися странами (Арабская Республика Египет, Индия и др.). Ден. единица - марка ГДР; по курсу Госбанка СССР на сент. 1971 100 марок равны 40,5 руб.

Экономико-географические районы. С учётом уровня развития производит, сил и степени индустриализации на терр. ГДР можно выделить следующие р-ны (см. табл. 7).

Приморский район выделяется животноводч. продукцией (св. 1/5 поголовья кр. рог. скота и свиней) и значит, размерами пищ., особенно рыбооб-рабат., пром-сти ('/s всей пром. продукции), а также судостроением. Возделываются рожь и картофель, пшеница и сах. свёкла. Росток (вместе с Варнемюнде)- крупнейший порт и центр мор. судостроения; крупные верфи в Висмаре иШтраль-зунде (рыболовные суда), произ-во судового оборудования в Шверине. Мор. побережье и равнина Мекленбургского поозёрья - район туризма и курортов.


Табл. 4.- Поголовье скота, тыс. голов







1960