БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

спитания молодёжи в ГДР служит богатая детская и юношеская лит-pa: К. Фекен (р. 1904), А. Ведлинг (1905-66), Э. Бергнер (р. 1917), Ф. Родриан (р. 1926) и др. Деятельность писателей развёртывается при непрестанном внимании, руководстве и идейной помощи со стороны СЕПГ и пр-ва ГДР. На Биттерфелъдской конференции представителей творческой интеллигенции и рабочего класса (апр. 1959) были определены конкретные задачи сближения лит-ры с жизнью: создание "кружков пишущих рабочих", проведение фестивалей художеств, самодеятельности, творческие командировки писателей на предприятия нар. х-ва. 2-я Биттерфельдская конференция (апр. 1964), отметив крупные успехи "Биттер-фельдского пути", поставила задачей дальнейшее развитие культурной революции в период социалистич. строительства. А. В. Карельский.

Литературоведение. В тесной связи с развитием нем. социалистич. нац. лит-ры литературоведы ГДР преодолевают наследие бурж. идеалистич. концепций и воссоздают подлинную картину лит. прошлого Германии, очищенную от нацистской фальсификации. Проблемы марксистской эстетики разрабатывают А. Курелла, А. Абуш, X. Кох; значит, вклад в изучение эстетики и поэтики внесли писатели (И. Бехер, Б. Брехт, А. Зегерс, С. Хермлин). Фундаментальные исследования посвящены нем. классике 18-19 вв., её новому восприятию, проникнутому заботой о сохранении и развитии гуманистич. традиций нем. лит-ры (П. Рилла, В. Гирнус, Абуш, М. Мюллер, 3. Штреллер, Г. Г. Рейтор; исследования учёного старшего поколения Г. А. Корфа о Гёте и романтизме, написанные с позиций "духовно-исторической школы"). Ценные труды о нем. романе и драме 20 в., о лит. антифаш. эмиграции создали X. Кауфман, Э. Шумахер, В. Миттенцвай, Рилла, К. Ярмац, X. Хазе; о совр. прозе - К. Батт, Д. и С. Шленштедт; о поэзии - Г. Вольф, поэты Хермлин и Г. Маурер. В этих трудах освещено значение социалистич. идей в истории нем, лит-ры, проблемы соотношения реализма и нереалистич. течений в лит-ре 20 в. Междунар. признание получили успехи шекспироведения (Р. Вайман), романистики и американистики. Ведётся работа в области славяноведения и славяно-герм. лит. связей (X. Раб, Н. Людвиг). В 60-е гг. усилилось теоретич. изучение совр. лит. процессов, выходят работы по теории социалистич. реализма. Центры н.-и. работы - Герм. АН в Берлине и Нац. музей нем. клас-сич. лит-ры в Веймаре. Выходят литературоведческие журналы: "Weimarer Beiti;age" (с 1955), "Zeitschrift fur Anglistik und Amerikanistik" (c 1953), "Zeitschrift fur Slawistik" (c 1956) и др.

С 1960 издаётся многотомная "История немецкой литературы с древнейших времён до наших дней" (из намеченных 11 тт. вышло 5). Выходят серии науч. публикаций, напр. "Germanistische Studien".

Г. И. Ратгауз.

Лит.: Литература Германской Демократической Республики. Сб. ст., М., 1958; Самарин Р. М., Проблема реализма в современной немецкой литературе, "Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка", 1960, т. 19, в. 4-5; Стеженский В. И., Современная немецкая художественная литература, М., 1957: Фрадкин И. М.. Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961; Муравьёв В. С., Немецкая антифашистская художественная литература. Аннотированный библиографический указатель, М., 1963; "Вопросы литературы", 1970, № 12 (весь номер посвящён лит-ре ГДР); Кох Г., Марксизм и эстетика, М., 1964; Верность правде жизни. Литературоведы и критики ГДР о художественном творчестве. Сб. ст. [Сост. В. Н. Девекин, послесл. Р. М. Самарина], М., 1969; Дымшиц А., Иоганнес Бехер - теоретик социалистического реализма, "Знамя", 1958, № 7; Пуришев Б., Продолжение большой работы, "Вопросы литературы". 1964, № 6; Deutsche Literatur im Uberblick. Hrsg. von H. Werner u. a., Lpz., 1965; Deutsche Literaturgeschichte in einem Band, hrsg. von H. Jurgen Geerdts, В., 1966; Abusсh A., Literatur im Zeital-ter des Sozialismus, В.-Weimar, 1967; Ver-offentlichungen deutscher sozialistischer Schriftsteller in der revolutionaren und clemo-kratischen Presse 1918 - 1945. Bibliographic, 2 Aufl., В.-Weimar, 1969; Mit der Zukunft im Bunde. Klassisches Erbe deutscher Dichtung im Urteil unseres Jahrhunderts. (Zusammengest. von P. Goldammer], В.- We.mar, 1965; Positioner.. Beitrage zur marxistischen Literaturtheorie in der DDR. [Hrsg- von W. Mittenzwei], Lpz., [19691; Kritik in der Zeit. Der Sozialismus - seine Literatur - ihre Entwicklung, Halle/S., 1970.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Быстрому развёртыванию работ по восстановлению и строительству в ГДР способствовали установление нар. собственности на землю и организация гос. строит, пром-сти. В 1950 был принят закон о восстановлении и строительстве городов, сформулированы осн. правила социалистич. градостроительства. В ходе восстановления и дальнейшего развития началась систематич. реконструкция городов, изменяющая их структуру и облик; строятся новые города с микрорайонной структурой, комплексами обществ, и культурно-бытовых учреждений. В 1-й пол. 1950-х гг. преобладали фасадная периметральная застройка и традиц. ордерный декор (1-я очередь г. Эйзенхюттенштадт, 1-я очередь ул. Карл-Маркс-алле в Берлине, пл. Альт-маркт в Дрездене, пл. Централерплац в Магдебурге, ул. Лангештрасе в Ро-стоке). Со 2-й пол. 1950-х гг. утверждаются новые формы, функциональные приёмы планировки, индустриальные методы стр-ва из стандартизов. элементов (с 1956 - крупные блоки; с 1959 - крупные панели; с 1961 - объёмные блоки, железобетонный каркас, лёгкие металлы, пластмассы); эстетич. выразительность зданий и архит. ансамблей определяется прежде всего пространств, композицией, пропорциями, ритмом модульных членений, структурных и функциональных элементов, цветом и фактурой материалов. Стр-во ведётся на основе науч. разработки социально-функциональных проблем в соответствии с ростом и дифференциацией материальных и духовных потребностей социалистич. общества. Стр-во в новых городах (Хойерс-верда, Шведт, Галле-Нёйштадт, Люттен-Клейн, Йена-Лобеда) и реконструируемых частях старых городов (пл. Алек-сандерплац и Ленин-плац, 2-я очередь

Si. Карл-Маркс-алле - в Берлине; р-ны рездена, Карл-Маркс-Штадта, Лейпцига, Магдебурга, Ростока) характеризуется пространств, размахом застройки, созданием комплексных жилых районов (включающих обществ, и культурно-бытовые учреждения), ансамблей площадей и магистралей с высотными акцентами и крупными обществ, зданиями. Социалистич. характер архитектуры ГДР, подчёркиваемый средствами монументального иск-ва, проявился также в стр-ве пром. предприятий и в реконструкции деревень. Крупные архитекторы ГДР - Г. Хензельман, 3. Зельмана-гиц, Р. Паулик, X. Хопп, Ф. Эрлих, X. Граффундер, И. Нетер, И. Кайзер, Б. Флирль.

Изобразит, иск-во развивается на основе традиций нем. пролет, революц. иск-ва, носителями к-рых явились художники-реалисты старшего поколения. Они сыграли важную роль в утверждении принципов социалистич. реализма в иск-ве ГДР (живописцы и графики X. и Л. Грун-диг, М. Лингнер, О. Нагель, Дж. Харт-филд, А. Мор, О. Нерлингер, Г. Эмзен, Г. Брузе, Ф. Ден, X. Т. Рихтер, К. Квернер, Р. Бергандер, Б. Хеллер; скульпторы Ф. Кремер, В. Арнольд, Т. Бальден, Г. Драке, В. Ламмерт, В. Хо-вард, Г. Гайер). Расширяющиеся связи художников с заводами, новостройками, с.-х. кооперативами, социалистическими бригадами способствовали укреплению жизнеутверждающих, оптимистич. начал в иск-ве ГДР, посвящённом становлению социалистич. человека и его трудовой морали, росту его творческих сил. Облик людей ГДР, их труд и быт разносторонне показаны в скульптуре (В. Фёрстер, В. Штётцер, Г. Роммель, И. Ястрам, В. Фитценрайтер, Г. Лихтенфельд, Ю. фон Войский), живописи и графике (В. Вома-ка, В. Нойберт, К. X. Якоо, Г. Брендель, А. Мюнх, Р. Парис, Ф. Глазер, В. Фран-кенштайн); развивается иск-во пейзажа (О. Нимайер-Холынтайн, Э. Хассебраук, Б. Кречмар, Г. Штенгель, К. Кнебель, график О. Пец). Иск-во ГДР - страны, находящейся на передовой линии ан-

тиимпериалистич. борьбы,-получило острую политич. направленность: оно обличает фаш. злодеяния, силы междунар. реакции; видное место принадлежит темам рабочего движения, борьбы за мир, солидарности с борющимися за свободу народами (живописные и графические произв. В. Зитте, Г. Бондцина, X. Ха-кенбека, К. Э. Мюллера, К. Циммермана); в области политич. карикатуры работают А. Байер-Ред, X. Зандберг, Л.Хас, Э. Яздзевский; традиции политич. плаката Дж. Хартфилда продолжает К. Виткугель. Больших успехов достигли книжная графика (И. Хегенбарт, М. Швиммер, В. Клемке, X. Барч, X. Бальцер, мастера шрифта В. Шиллер, А. Каир), а также декоративное искусство и художеств. конструирование (Ф. Кюн, X. Михель). Возрастает значение монументального и монументально-декоративного иск-ва, к к-рому обращаются многие мастера. Ряд монументов на территории ГДР создан сов. (Е. В. Ву-четич, Н. В. Томский, Л. Е. Кербель) скульпторами. Биттерфельдские конференции (1959, 1964) и проводящиеся с 1959 рабочие фестивали способствовали расширению роли иск-ва в социалистич. строительстве и развитию художеств, самодеятельности масс. Большое внимание уделяется развитию традиций нар. творчества (в т. ч. иск-ва лужичан и промыслов Рудных гор). В ГДР проводятся междунар. выставки, способствующие объединению прогрессивных сил мирового иск-ва ("Интерграфик", 2-го-дичные междунар. художеств, выставки -Биеннале Балт. моря, Междунар. выставки иск-ва книги).

Илл. см. на вклейках к стр. 393 и табл. XIII, XIV, XV (стр. 384-385).

Лит.: Kunst in der Deutschen Demokra-tischen Republik, Dresden, [1959]; Feist P. H., Plastik in der DDE, Dresden, 1965; Bild der Klasse, [В., 1967]; Architektur und Stadtebau in der DDK. [Album], [Lpz., 1969]; Hutt W-, Deutsche Malerei und Giaphik im 20. Jahrhundert, В., 1969; Weggefahrten, Dresden, 1970. Г. Майснер. ГДР.

XV. Музыка

После образования ГДР сложились условия для развития социалистич. муз. культуры. Было начато восстановление многих муз. учреждений, создавались новые. Переход их в ведение нар. гос-ва обеспечил им необходимую материальную базу. Постепенно закладывался фундамент для дальнейшего подъёма муз. иск-ва. Открылись Нем. гос. опера в Берлине, оперные театры в Лейпциге, Веймаре, Дрездене и др. городах. Возникли новые оркестры, хоры, оперные труппы. Нек-рые из них, напр, театр "Комише опер" в Берлине (1947), получили мировую известность. Создание Союза нем. композиторов и музыковедов способствовало быстрому развитию социалистич. муз. творчества.

Характерные черты совр. муз. жизни ГДР - массовость муз. культуры, демократичность и реалистич. направленность муз. творчества, тесно связанного с прогрессивными традициями нем. культуры. Важный вклад в формирование муз. культуры ГДР внесли видные нем. музыканты, связанные с антифаш. и рабочим движением. X. Эйслеру принадлежат хоровые сочинения и массовые песни, музыка гос. гимна ГДР, камерно-инструментальные и вокальные, оркестровые произв., музыка к ряду пьес Б. Брехта и фильмам. Тесно сотрудничал с Брехтом и П. Дессау, автор опер, хоров, песен, музыки к спектаклям. К той же группе композиторов принадлежат Л. Шпис, Э. Г. Майер, К. Швен и др. К числу виднейших мастеров старшего поколения композиторов относятся О. Герстер (автор опер, кантат, симф. и камерных произв.), оперный композитор Р. Вагнер-Регени, М. Буттинг (написавший 10 симфоний, камерно-инструментальные сочинения, кантаты, книгу

"История музыки, пережитая мною"), В. Дрегер, Ф. Финке, П. Курцбах и др. В ГДР пользуются известностью композиторы И. Чилензек, И. П. Тильман, Г. Кохан, А. Азриель, И. Верцлау, В. Хоэнзе, К. Р. Грисбах, Ф. Гейслер, 3. Курц, Г. Вольгемут, 3. Маттус, Р. Кунад и др. Среди музыковедов- Э. Г. Майер, Г. Кнеплер, Г.А. Брокхауз, Р. Эллер, X. Гольдшмидт, В. Зигмунд-Шульце, М. Шнайдер, В. Феттер, Г. Бесселер и др.

Широкий размах получила музыкаль-но-исполнит. деятельность в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре, Эрфурте, Галле и др. крупных городах. Важным фактором муз. жизни стало регулярное проведение крупных междунар. конкурсов и фестивалей: Берлинские фестивальные дни (с 1957), муз. "Двухгодич-ники" (Биеннале) в Берлине (с 1967), Генделевские торжества в Галле, фестивали и конкурсы им. И. С. Баха в Лейпциге (с 1950), им. Р. Шумана в Берлине, (с 1956), затем в Цвиккау, дни совр. музыки во мн. округах.

Среди муз. исполнителей междунар. известность завоевали дирижёры Г. Абенд-рот, Ф. Конвичный, X. Бонгарц, К. Зандерлинг, О. Зуитнер, К. Ма-зур; хоровые дирижёры Г. Рамин, Р. Мауэрсбергер; пианисты А. Шмидт, Д. Цехлин; скрипачи Э. Морбитцер, Г. Шмаль; органисты В. Шетелих, Г. Кестнер; певицы И. Арнольд, М. Кронен, Э. Флайшер, 3. Кель, X. Кузе, А. Бурмейстер; певцы Э. Буш, Т. Адам, Р. Асмус, П. Шрайер; эстрадная певица Г. Май.

40 театров имеют муз. труппы, исполняющие оперы, оперетты, балеты. Среди ведущих театров: Нем. гос. опера в Берлине, "Комише опер" (Берлин), Лейпциг-ская опера, Дрезденская опера. Имеется 88 гос. оркестров, в т. ч. 30 симфонических. Крупнейшие оркестры и хоровые коллективы - Берлинская гос. капелла, оркестр и хор Берлинского радио, оркестр и хор Лейпцигского радио, оркестр "Ге-вандхауз" в Лейпциге, Дрезденская гос. капелла, оркестр Дрезденской филармонии, "Томанерхор" (Лейпциг), "Кройц-хор" (Дрезден). Важную роль в муз. жизни играют самодеятельные симфонические, духовые, эстрадные оркестры и хоры.

Значит, успехи достигнуты в области массового муз. образования и подготовки проф. музыкантов. Продолжают свою деятельность старые уч. заведения, открыты новые муз. школы. Работают 87 муз. школ, 4 спец. муз. школы и 4 высших муз. уч. заведения в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре. Музыковедческая и музыкально-пропагандистская работа ведётся различными муз. обществами (Союз нем. композиторов и музыковедов, Новое Баховское об-во, Об-во Р. Шумана, Новое об-во Шюца, Генделевское об-во и др.). Издаются муз. журналы-"Ми-sik und Gesellschaft" (с 1951), "Musik in der Schule" (c 1949), "Melodie und Rhyth-mus" (c 1957).

Лит.: Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики, пер. с нем., М., 1960; Aus dem Leben und Scnafen unserer Komponisten, Bd 1 - 2, В., 1960 - 61; Das Musikleben in der Deutschen Demokratischen Republik (1945 - 1959), Lpz., 1960.

XVI. Балет

Последствия фашизма, войны, материальные трудности сказались на становлении балетного театра ГДР. Однако в короткое время были созданы гос. хорео-графич. уч-ща, при оперных театрах восстановлены балетные труппы. Балетной труппой Нем. гос. оперы поставлены балеты "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, 1949, "Спящая красавица" П. И. Чайковского, 1950 (оба поставила балетм. Т. Гзовская), "Золушка" Прокофьева, 1952 (балетм. Д. Шш.с). В 1955-69 труппой руководила Л. Грубер; в репертуаре театра - балеты классич. наследия, сов. балеты и новые произв. нем. авторов - "Новая Одиссея" В. Брунса, "Римские рабы" В. Хоэнзе, "Балет о счастье" К. Шве-на. Среди ведущих солистов труппы - танцовщица Н. Манк и танцовщик К. Шульц (с 1970 также и балетмейстер труппы).

В 1966 в театре "Комише опер" балетм. Т. Шиллинг создал балетную труппу, в её репертуаре балеты: "Абраксас" В. Эгка, "Золушка" Прокофьева, "Фантастическая симфония" на музыку Г. Берлиоза, "Море" на музыку К. Дебюсси, "Двойник" С. Гейслера, "Матч" 3. Маттуса и др.

В конце 60-х гг. при оперных театрах было 40 балетных трупп, из к-ры