БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

х ок. 20 ставят балетные спектакли. Балетную труппу "Штатстеатра" в Лейпциге возглавляет балетм. Э. Кёлер-Рихтер (с 1958), в "Штатстеатре" в Дрездене - В. Мюллер (с 1969), в Оперном театре в Галле - X. Хас (с 1957). В оперных театрах в Веймаре, Карл-Маркс-Штадте, Ростоке, Дессау, Котоусе, Гере, Альтенбурге и др. городах балетные спектакли также прочно вошли в репертуар.

Имеются 3 балетные школы - в Берлине, Дрездене и Лейпциге. Статьи о балетном иск-ве публикуются в журнале "Theater der Zeit".

Лит.: Rеb1ing E., Ballett gestern und heute, 3 Aufl., В., 1961; его же, Bal.ett heute, В., 1970. Э. Реблинг. ГДР.

XVII. Драматический театр

Предпосылки для возникновения и развития театр, культуры ГДР были созданы в первые же годы (1945-49) после разгрома фашизма. Программным явилось открытие Немецкого театра (1945) постановкой пьесы "Натан Мудрый" Г.Э.Лессинга, выдвинувшей в качестве основополагающих принципов гуманизм и реализм в театр, иск-ве (см. Германия, раздел Дра-матич. театр). Задачей театр, иск-ва после образования ГДР стало политич. и нравственное воспитание человека - строителя социализма. Все театры перешли в ведение гос-ва. Были восстановлены и заново построены здания театров в Берлине и др. городах, созданы новые театр, коллективы.

Большое значение имело творчество драматурга и режиссёра Б. Брехта. Основанный им совм. с Е. Вейгель (в 1949) театр *Берлинер ансамбль" осуществил постановку почти всех пьес Брехта ("Мамаша Кураж и её дети", "Господин Пунти-ла и его слуга Матти", обе в 1949, "Страх и отчаяние в Третьей империи", "Жизнь Галилея", обе в 1957, "Карьера Артуро Уи", 1959, "Дни Коммуны", 1962, и др.), а также произв. нем. и зарубежной классики. В этом театре раскрылось актёрское иск-во Вейгель и Э. Буша. Художеств. опыт "Берлинер ансамбль" был творчески использован мн. театрами ГДР и др. стран. Влияние на драматургию ГДР оказало и творчество Ф. Вольфа, обращавшегося в своих драмах к событиям нем. истории ("Томас Мюнцер", 1953), к социалистич. преобразованиям ("Бургомистр Анна", 1950). Значит, явлениями были постановки драм писателя-антифашиста И. Р. Бехера "Дорога в Фюссен" (1954), "Зимняя битва" (1954). Ряд пьес, написанных после 1949 и отражавших проблемы строительства новой жизни молодого гос-ва, также принадлежал драматургам, в прошлом связанным с антифаш. движением (Г. Вангенхейм, К. Грюнберг, В. Кубш и др.).

Важный вклад в развитие театр, культуры внесли Биттерфельдские конференции (1959, 1964), способствовавшие сближению иск-ва с жизнью. Темой мн. драматургич. произв. стало формирование новых духовных черт человека: "Его дети" (1963), "В защиту ищущих"

(1966) Р. Керндля, "Товарищество" И. Кнаута (1963), "Терра инкогнита" Кубы (К. Бартель) (1964), "Кошачье золото" X. Заломона (1964), "О титанах и людях" X. Клайнайдама (1967), "Фрау Флинц" X. Байерля (1961). Ряд пьес поев, становлению интеллигенции, вышедшей из рабочего класса,- "Актовый зал" Г. Канта (1968), роли женщины в обществе и семье - "Регина Б.- Один день из её жизни" 3. Пфаффа (1969), жизни молодёжи-"В девять на шоссе" (1964) и "Завтра придёт трубочист" (1968) К. Хаммеля, "Шалопай" X. Заломона

(1967). Историко-революц. баллада "Клаус Штёртебекер" Кубы (1959) явилась основой постановки массового театрализованного зрелища. Классовая борьба в деревне - тема пьесы Э. Штритматтера "Кацграбен" (1953). Новым обществ, отношениям в деревне поев, пьесы "Что было бы, если бы..."Х. Циннер (1959), "Решение Лене Маттке" (1959) и "Камни на дорогах" (1962) X. Заковского, "Невеста голландца" Штритматтера (1960), "Годы возмужания" Ю. Врезана (1968). Борьба за мир - в центре пьес "Процесс Веддинг" X. Хаузера (1953), "Белая кровь" (I960), "Процесс Ричарда Ваверли" (1963) Р. Шнайдера, обработки П. Хаксом комедии "Мир" Аристофана (1962). Преступное лицо фашизма и антифаш. борьба отражены в пьесах X. Циннер "Чёртов круг" (1953), "Равенсбрюкская баллада" (1961) и др. Сов.-герм, дружбе поев, пьеса "В конце ночи" X. Хаузера (1955). Большой обществ, и художеств, интерес вызвала постановка пьесы "На пути к Ле-н-ину" X. Байерля (1970, по новелле А. Куреллы). Во мн. театрах поставлены: "Любовь моряка" М. Фрейтага и И. Нестлера (1967), "Современники" А. Штольпера (1969), "Обходные пути" П. Гратцига (1970), "Я представлю тебе мир" X. Шрайтера (1971). Ставятся также пьесы прогрессивных зап.-герм. драматургов: Р. Хоххута, Г. Вейзенборна, X. Кипхардта, М. Вальзера и др. Театры обращаются к драматургии Эсхила, Софокла, Евршшда, Аристофана, Шекспира, Мольера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Э. Лессинга. Распространена драматургия А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого. Весьма существенную роль в утверждении передовой направленности театр, иск-ва сыграли произв. М.Горького ("Васса Железнова", "Враги", "Мещане"). В репертуаре - пьесы нем. и иностр. авторов 19-20 вв.: Г. Кайзера, К. Штернхейма, Дж. Б. Шоу, Ш.О'Кейси, Ю. О'Нила, А. Миллера, Л. Хелман, А. Гатти, А. Адамова, Ф. Дюрренматта, М. Фриша, П. Вайса и др. Ставятся пьесы сов. авторов: К. А. Тренёва, Вс. Ива-

нова, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, В. С. Розова, Е. Л. Щварца, С. И. Алёшина, А. П. Штейна, В. А. Любимовой и др. В театрах ГДР создан сценич. образ В. И. Ленина (актёр В. Клайношег в спектаклях "Человек с ружьём" Н. Ф. Погодина- "Штатстеатр", Дрезден, 1951, "Кремлёвские куранты" Погодина - "Берлинер ансамбль", 1952).

Театры ГДР опираются в художеств, практике на гуманистич. наследие нем. театр, культуры, на традиции революц. театра Германии. Режиссёры, осуществляя идеи Брехта о театре, стремятся к созданию спектаклей, обращённых к мысли зрителей, приводящих их к осознанию необходимости изменения отживших обществ, отношений. Для ряда постановок характерен синтез жизненно-историч. элементов с агитационно-публицистическими, лаконичное декорационное оформление. Значит, вехой в развитии сценич. реализма стало изучение творчества реж. О. Брама и М. Рейнхардта. Одновременно осваиваются художеств, принципы сов. театра. В театр, ин-те в Веймаре по инициативе М. Валлентина, О. Гайара, О. Ланга с 1945 началась подготовка актёров по системе К. С. Станиславского, продолженная затем в Лейп-цигской высшей театр, школе (с 1970 - им. X. Отто) и в др. театр, школах. Среди театров ГДР: Нем. театр, "Каммер-шпиле", "Берлинер ансамбль", "Фолькс-бюне", "Театр им. М. Горького" в Берлине, "Театр им. Ханса Отто" в Потсдаме, Нем. нац. театр в Веймаре, "Шау-шпильхауз" в Лейпциге, "Театр дес фри-денс", "Ландестеатр" в Галле, "Штатстеатр" в Дрездене, "Театр им. Ф. Вольфа" в Нёйстрелице, "Фолькстеатр" в Росто-ке. Стали традиционными выступления крупных театр, коллективов в посёлках, артистов в заводских клубах, дворцах культуры.

Впервые в истории нем. театра созданы театры для детей и юношества. Работает 10 театров кукол. Имеются эстрадные театры и театрально-сатирич. кабаре. В округе Дрезден, населённом лужичанами, открыт "Дойч-сорбишес фолькстеатр" (Бауцен).

Большое значение для театр, иск-ва ГДР имела деятельность реж. В. Ланг-хоффа, Ф. Вистена, Э. Энгеля. В числе театр, деятелей: реж. Г. Вангенхейм, В. Хайнц, К. Кайзер, М. Валлентин, М. Векверт, В. Пинцка, Й. Геншерт, X. А. Пертен, Б. Бессон, Ф. Бенневиц, X. и И. Роденберг, X. Д. Меде, X. Шёнеман, Р. Бергхаус, П. Купке; актёры: Э. Буш, Э. Гешоннек, Э. Шалль, И. Келлер, В. Кайзер, X. Дринда, Г. Май, Э. Пеликовский, М.Флёрхингер, Ф.Золь-тер, К. Райхель, М. Данегтер, А. Мюллер-Шталь, Ф. Дюрен, X. Гросе, Н. Кристиан, Р. Людвиг, X. Шульце, А. Домрёзе, Э. Эше, X. Тате, А. Визневский, А. Бюргер; художники К. Аппен, X. Кильгер и др.

Работают гос. драматич. уч-ща в Берлине и Ростоке, уч. студийные театры при Лейпцигской высшей театральной школе, при Берлинском ун-те им. Гумбольдта, экспериментальные труппы "Театр им дриттен шток" при театре "Фолькс-бюне" (Берлин), "Келлертеатр" (Лейпциг) и др.

Театр, иск-во ГДР пользуется признанием за рубежом. Немецкий театр, "Берлинер ансамбль", "Театр дер фройнд-шафт" гастролировали в социалистич.

странах, а также в ФРГ и др. капита-листич. гос-вах. Режиссёры ГДР ставят спектакли в театрах Великобритании, Индии, Чили и др. Важные события театр, жизни - ежегодные Берлинские фестивали, Всемирный день театра. С 1959 ежегодно устраиваются рабочие фестивали иск-в, на к-рых показывают спектакли проф. и самодеятельные театр, труппы.

Издаются журналы: "Theater der Zeit" (с 1946), "Unterhaltungskunst" (с 1955), "Szene" (с 1966) и др.

Лит.: Deutsches Theater. Bericht iiber 10 Jahre, В., 1957; Erpenbeck F.. Aus dem Theaterleben, Aufsiitze und Kritiken, В., 1959; Wekwerth M., Theater in Veran-derung, В., 1960; Brecht В., Schriften zum Theater, Bd 6 - 7, В.- Weimar, 1964; Кah1er H-, Gegenwart auf der Buhne, В., 1966; Brecht-Dialog 1968, В., 1968; Thea-ter-Bilanz, Buhnen der DDR, В., 1971.

И. Я. Новодворская.

Цирк. Общее руководство цирками осуществляет гос. орган - нар. предприятие "Центральный цирк" (осн. в 1960). Под его контролем находятся 3 гос. передвижных цирка ("Аэрос", "Буш", "Беро-лино") и 5 частных цирков. "Центральный цирк" организует также гастроли цирков в стране и за рубежом. Цирки ГДР работают гл. обр. в марте - ноябре.

С 1956 в ГДР работает Студия эстрадного и циркового иск-ва. Издаётся журнал "Unterhaltungskunst", в к-ром наряду со статьями о цирке помещаются статьи по др. видам иск-ва.

Лит.: Weise R., Handbuch der Artistik..., Possneck, 1966. А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

Осн. проблематика киноискусства в 1950-х и отчасти 1960-х гг. - преступления нем. империализма и фашизма, возрождение реваншизма в зап.-герм. гос-ве, гуманистич. и революц. наследие нем. народа, демократич. преобразования в стране. Преступный характер фашизма показан в кинокартинах реж. К. Вольфа "Лисси" (1957), "Звёзды" (1959), "Профессор Мамлок" (1961), "Мне было 19" (1967), "Обманутые до последнего дня" (1957, реж. К. Юнг-Аль-сен), "Голый среди волков" (1963, реж. Ф. Бейер), "Приключения Вернера Хольта" (1965, реж. И. Кунерт) и в документальных лентах реж. А. и А. Торндайк "Ты и другой товарищ" (1956, в сов. прокате - "Это не должно повториться"), "Операция „Тевтонский меч"" (1958). О Движении Сопротивления рассказывали фильмы: "Сильнее ночи" (1954, реж. 3. Дудов), "Звали его Амиго" (1959, реж. X. Каров). Роль монополистич. капитала в развязывании 2-й мировой войны раскрывает художеств, фильм "Совет богов" (1950, реж. К. Метциг). На темы лжедемократии и реваншистской политики в Зап. Германии поставлены картины: "Осуждённая деревня" (1952, реж. М. Хель-берг), "Капитан из Кёльна" (1956, реж. 3. Дудов). Нем. рабочему классу и его борцам поев, фильмы: "Непобедимые" (1953, реж. А. Поль), "Эрнст Тельман - сын своего класса" (1954), "Эрнст Тельман - вождь своего класса" (1955) (реж. обоих фильмов К. Метциг), "Пока я жив" (1965, реж. Г. Райш). Большинство кинопроизв. 60-х гг. поев. совр. жизни, формированию социалистич. сознания у людей. Моральные проблемы исследуются в фильмах "Расколотое небо" (1964, реж. К.Вольф), "Жена Лота" (1965, реж. Э. Гюнтер), "Лучшие годы" (1965, реж. Г. Рюккер), "Время жить" (1969, реж. X. Земан), "Седьмой год" (1969, реж. Ф. Фогель), "В поле напряжения" (1970, реж. 3. Кюн) и др. Выпускаются также историч., детские, приключенч. фильмы.

Увеличилось число совместных постановок с др. странами, в т. ч. с СССР - "Пять дней - пять ночей" (1961, реж. Л. О. Арнштам), "Люди и звери" (1964, реж. С. А. Герасимов), "На пути к Ленину" (1970, реж. Г. Райш), "Гойя" (1971, реж. К. Вольф).

Центральное место в документальном кино занимает творчество реж. А. и А. Торндайк. Выпускаются также мульти-пликац., научно-популярные фильмы.

Среди актёров: Э. Гешоннек, Г. Зимон, У. Тайн, В. Кох-Хоге, М. Круг, А. Дом-рёзе, А. Бюргер, Г. Вольф, X. Дринда, М. Бёме, X. Шульце, А. Мюллер-Шталь, Э. Дункельман, Э. Франц, X. Геринг, X. Хиндемит, Э. С. Клайн, Л. Темпель-хоф, И. Рамайк, Ю. Хофман, Э. Эше, А. Мюллер, Ф. Дюрен, А. Визневский, И. Мюнх.

С 1955 в Лейпциге ежегодно проводится Междунар. кинофестиваль документальных короткометражных фильмов. Киноработников готовит Высшая школа кино и телевидения ГДР (Потсдам-Ба-бельсберг). Н.-и. работу ведут эта школа, Герм, академия иск-в (Берлин). Работает Гос. фильмархив (Берлин) - один из самых больших в Европе.

Издаются журналы "Filmspiegel" (с 1954), ежеквартальник "Filmwissenschaftliche Mitteilungen" (с 1960).

Выпускается 16-17 художеств, фильмов в год. Мн. фильмы удостоены премий на междунар. кинофестивалях. Работает (1971) ок. 860 кинотеатров.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 384-385).

Лит.: Тиссэ Э., Киноискусство Германской Демократической Республики, в кн.: Киноискусство стран народной демократии, М., 1952; DEFA - Spie.filme, 1946 - 1964, 1965, 1966, В., 1967; Knietzsch H., Film gestern und heute, 3 Aufl., В.- Lpz., 1967; 20 Jahre DEFA-Spie.film, В., 1968; Jahrbuch des Films, Bd 1-5, В., 1958 - 62; Filmobibliographischer Jahresbericht, В., 1966; Schauspieler, В., 1970.

ГЕРМАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ГКП) (Deutsche Kommunistische Partei). В конце сент. 1968 в ФРГ начал работу Федеральный комитет по созданию ГКП. 12-13 апр. 1969 в Эссене состоялся съезд ГКП, завершивший её формирование в качестве легальной " политич. партии. Съезд заслушал доклад представителя Федерального комитета К. Бахмана"3а единство действий в борьбе за демократическое обновление государства и общества", принял Программное заявление и Устав ГКП, избрал руководящие органы партии. В Программном заявлении подчёркивается, что ГКП является марксистской партией рабочего класса ФРГ, её деятельность основывается на учении К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; действуя в духе революц. традиций нем. рабочего движения, она ставит целью социалистич. преобразование общества. Отмечается необходимость проведения в Зап. Германии глубоких демократич. изменений и ограничения власти крупного капитала. ГКП выступила в защиту экономич. и социальных требований трудящихся, за их участие в управлении, за расширение демократич. прав народа и отмену запрета Коммунистич. партии Германии (КПГ), за единство действий рабочего класса, против реваншистских и неонацистских сил, за укрепление европ. безопасности, за международно-правовое признание ГДР. В окт. 1970 состоялся 7-й пленум правления ГКП, к-рый призвал рабочий класс, всех демократов Зап. Германии развернуть борьбу за ратификацию Федеративной Республикой Германии подписанного в авг. 1970 советско-западногерманского договора и за его последовательное претворение в жизнь. Партия одобрила документы Совещания ком-мунистич. и рабочих партий в Москве в 1969. В июле 1971 был опубликован для обсуждения проект тезисов к очередному Дюссельдорфскому съезду ГКП - "Германская компартия против крупного капитала, за мир, демократический прогресс и социализм".

Парт, орг-ции строятся как по производств., так и по терр. принципу. Высший орган ГКП - съезд. В период между съездами работой партии руководит Правление, к-рое избирает Президиум. В янв. 1970 партия насчитывала ок. 30 тыс. чл. Пред. ГКП - К. Бахман. Центр, орган - еженедельная газета "Ун-зере цайт" ("Unsere Zeit").

Лит.: Protok