БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

истории от смерти Марка" охватывает период со 180 (смерть имп. Марка Аврелия) по 238 (вступление на трон Гордиана III). Ценность соч. Г.- в изложении событий рим. истории, наиболее плохо освещённых источниками; иногда Г. сообщает сведения, к-рых нет у других авторов.

Изд.: Herodiani ab excessu divi Marci libri octo.ed. K. Stavennagen, Lpz., 1922; в рус. пер.- История в восьми книгах о Римской империи по кончине Марка Аврелия до избрания младшего Гордиана, пер. с греч. В. Оболенского, М., 1829. Н. Н. Белова.

ГЕРОДОТ (греч. Herodotos) (p. между 490 и 480, Галикарнас, на Ю.-З. М. Азии,-ум. ок. 425 до н. э., Афины или Фурии, Юж. Италия), древнегреческий историк. В молодости принимал участие в борьбе с тиранией и был вынужден покинуть Галикарнас после её установления. Нек-рое время жил на о. Самос. Много путешествовал: посетил М. Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, различные города балканской Греции, побережье Чёрного м. вплоть до Ольвии, где собирал сведения о скифах. Длит, время жил в Афинах; близость Г. к вождю афин. демократии Периклу оказала сильное влияние на его политич. взгляды. Из Афин ок. 443 Г. переселился в Фурии. Труд Г., условно назв. "Историей", посвящён важнейшему политич. событию греч. истории - греко-персидским войнам (500-449 до н. э.); изложение доведено до взятия греками г. Сеста (в Геллеспонте) в 478. Впоследствии александрийские учёные разделили соч. Г. на 9 книг, по числу муз, каждая книга была названа именем одной из муз. Гл. мотивом "Истории" Г. является идея борьбы греч. мира с миром восточным. В чисто эпич. манере, со множеством отступлений и спец. экскурсов рассказывает Г. о начале столкновений греков с жителями Азии, излагает историю Лидии, Мидии и Персидской державы Ахеменидов, повествует об отд. походах перс, царей: Кира - в Мидию (550) и на Вавилон (539), Камбиса - в Египет (525), Дария I - в Скифию (512), каждый раз подробно описывая геогр. положение страны, явившейся объектом похода персов, нравы и обычаи местных жителей, их религию, особенности экономич. и политич.

жизни. Лишь с 5-й кн. Г. приступает к основной теме своего рассказа - к истории греко-персидских войн. Произведение Г. существенно отличается и от эпоса, и от историко-мифологич. повествований (местных хроник, генеалогий и землеописаний) первых греч. прозаиков-логографов. Г. вырабатывает свой стиль ист. повествования, в к-ром фактичность сочетается с художественностью. Историчность гл. темы, грандиозность и единство замысла делают труд Г. первым ист. произведением в собств. смысле слова и дают право его автору на почётное имя "отца истории".

Ист. воззрения Г. не отличаются целостностью и науч. определённостью. В объяснении ист. событий он допускает различные версии, то ссылаясь на божеств, волю, то на судьбу, то давая ра-ционалистич. истолкования нек-рым событиям или поступкам людей. Встречаются у Г. и отд. примеры ист. критики. Напротив, политич. взгляды Г. отличаются вполне определённой симпатией к афин. демократии.

Труд Г. основан на самых разнообразных источниках. Отчасти это были личные наблюдения, отчасти - устная традиция, рассказы очевидцев, нар. предания и легенды, наконец, письменные материалы, соч. логографов (гл. обр. Гекатея Милетского), изречения оракулов, офиц. записи. Приводимые в "Истории" Г, факты, как правило, достоверны, что делает этот труд ценным источником не только по истории греко-персидских войн, но и по отдельным периодам и проблемам более ранней греч. и древневост. истории. Большое значение имеет труд Г. и для изучения древнейшего прошлого нашей Родины (в 4-й кн. соч. даётся первое в антич. лит-ре систематич. описание жизни и быта скифов).

Изд.: Herodoti Historiae, ed. С. Hude, v. 1 - 2, Oxf., 1908; рус. пер.- Геродот. История в девяти книгах, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1 - 2, 2 изд., М., 1888.

Лит.: Бузескул В. П., Введение в историю Греции, 3 изд., П., 1915; Лурье С. Я., Геродот, М.- Л., 1947; Доватур А. И., Повествовательный и научный стиль Геродота, Л., 1957; How W. W., Wells j., A commentary on Herodotus, v. 1 - 2, Oxf., 2 ed., 1928; P o-well J. E., A lexicon to Herodotus, Camb., 1938; My res J. L., Herodotus father of history, Oxf., 1953; Riemann K.-A., Das herodotische Geschichtwerk in der Antike, Munch., 1967 (Diss.X Э.Д. Фролов.

ГЕРОИ (heroes), в др.-греч. религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ Г. поддерживался общиной или городом, к-рые видели в них своих предков. Многие Г., почитавшиеся в Др. Греции в 1-м тыс. до н. э., являлись по своему происхождению древними местными божествами, утратившими былое значение с распространением олимпийской религии (Агамемнон, Елена и др.). Греки почитали также Г.-эпонимов, т. е. лиц, по имени к-рых давалось назв. племени, городу (Лакедемон, Коринф и др.); чаще всего это были вымышленные лица. К Г. могли причисляться также выдающиеся ист. личности после их смерти (напр., тираноубийцы Гармодий и Аристогитон в Афинах, поэт Архилох на о. Парос и др.). Аналогичные культы Г.-полубогов известны у мн. др. народов (Гилъгамеш в Месопотамии, Тики в Полинезии, Зигфрид у германцев и др.).

ГЕРОИЗМ, героическое, свершение выдающихся по своему обществ, значению действий, отвечающих интересам нар. масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Идеалы Г. развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравств. сознания, устного нар. творчества (в частности, в т. н. героич. эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художеств, лит-ры и иск-ва, специальных теоретич. дисциплин - этики, эстетики, социологии, психологии.

Вопрос об ист. природе Г. был впервые поставлен итал. философом Дж. Вико (18 в.), считавшим Г. характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, т. н. "века героев", предшествующего "веку людей". Связывая Г. с условиями жизни антич. общества, Вико отрицал возможность Г. в последующий, "разумный" период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у нем. философа Г. Гегеля, к-рый отличит, признаком "героич. века" считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого гос.-правового строя. Однако история показала, что и установление бурж.-правового гос-ва в борьбе с феодализмом породило своих героев. "... Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо - Франция, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер - Германия) и революц. романтизма (Дж. Г. Байрон - Англия, К. Ф. Рылеев - Россия, Дж. Мадзини - Италия) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за нац. и политич. свободу и "естественное" равенство людей. В реакц. романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, "толпе" и даже обожествлялся в "культе героев" (Т. Карлейль - Англия), а во 2-й пол. 19 в. в философии Ф. Ницше (Германия) получил моральное право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакц. течениях бурж. мысли 20 в., к-рые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают Г. с милитаризмом (Д'Аннунцио - Италия, А. Ро-зенберг, А. Боймлер - Германия).

В освободит, движении России 19 в. проблема героич. личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников (П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский), у идеологов анархизма (М. А. Бакунин, С. Г. Нечаев). Однако идеализация единичного героич. акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у Н. Г. Чернышевского, к-рый заметил, что "... оказываются бессильными те личности, которые ... не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа" (Поли, собр. соч., т. 4, 1948, с. 71). Эту критику развили марксисты Г. В. Плеханов и в особенности В. В. Боровский, к-рый показал недостаточность для победы революции "... индивидуальных героических усилий самопожертвования..." (Соч., т. 2, 1931, с. 290). Г. масс становится необходимым условием победы социалистич. революции и нового, коммунистич. строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция Г., отличит, чертой к-рой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы отдельных групп с массовыми героич. действиями. Г. опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революц. движения масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечеств, война породили в народе героич. подвиги в вооруж. борьбе и героич. повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистич. соревновании, ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистич. отношение к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР нац. героями. По словам В. И. Ленина, победа социализма "... ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 17-18). В СССР учреждены почётные звания Героя Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938).

Трудовой Г. стал массовым и в др. социалистич. странах.

Борьба народов против фашизма, а также борьба за нац. и социальное освобождение после 2-й мировой войны 1939-45 породила разные формы индивидуального и массового Г. Символом и практич. образцом Г. стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа против империализма США. Разнообразие форм героич. подвигов получило отражение в различных теориях Г., иногда абсолютизирующих успех тех или иных героич. действий. Так, в странах Д. Востока и Лат. Америки возникли концепции, ограничивающие Г. только "вооружёнными действиями". В связи с активностью молодёжного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские теории -"быть левее левых", быть революционнее всех, возродились ре-лиг, формы "героического непротивления" (самосожжения буддистов в Юж. Вьетнаме) и др. Все эти формы и концепции Г. требуют от личности беззаветной жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий, невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от гл. освободит, и революц. целей движения. "Причина наших побед..., - пишет В. И. Ленин, - уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче" (там же, с. 305). Величие героич. подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-ист, содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.

Лит.: Калинин М. И., О коммунистическом воспитании, М., 1958, с. 55, 213 - 15, 258, 412-16; Лафарг П., Соч., т. 3, М.-Л., 1931, с. 82-90; Луначарский А. В., Героизм и индивидуализм, М., 1925; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 189-201, 266-70; Бруно Дж., О героическом энтузиазме, пер. с итал., М., 1953; Рено А., Героизм. Примеры героизма и нравственность энергии из истории всех времён и народов, пер. с франц., СПБ, 1896; Писарев Д. И., Соч., т. 4, М., 1956, с. 7 - 49; Шестаков В., Категория героизма в истории этики, "Вестник истории мировой культуры", 1960, N° 2.

Л. Ф. Денисова.

ГЕРОИН, производное морфина (диацетилморфин), оказывает болеутоляющее действие, угнетает центр, нервную систему. При употреблении Г. часто возникает болезненное пристрастие к нему - т. н. героинизм (см. Наркомания). Г. ядовит; в мед. практике не применяется.

"ГЕРОЙ" ("героиня"), 1) центральный персонаж пьесы. 2) Сценич. амплуа. В 18 в. исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее амплуа "Г." стало дифференцироваться соответственно сценич. функции: "Г. "-любовник, "Г. "-резонёр и т. д.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, в СССР почётное звание, высшая степень отличия за заслуги перед гос-вом, связанные с совершением геройского подвига. Учреждено пост. ЦИК СССР от 16 апр. 1934 (СЗ СССР, 1934, № 21, ст. 168). Согласно Положению, утверждённому 29 июля 1936 (СЗ СССР, 1936, № 42, ст. 357-а), это звание присваивается Президиумом Верховного Совета СССР. Г. С. С. вручается высшая награда СССР- орден Ленина и выдаётся грамота Президиума Верховного Совета СССР.

В целях особого отличия граждан, удостоенных звания Г. С. С., Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 авг. 1939 ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1939, № 28) учреждена медаль "Золотая Звезда" (вручается одновременно с присвоением звания Г. С. С. и вручением ордена Ленина). Г. С. С., совершивший вторично героич. подвиг, награждается второй медалью "Золотая Звезда"; в ознаменование подвигов дважды Г. С. С. на родине героя сооружается его бронзовый бюст. Бронзовый бюст трижды Г. С. С. сооружается в Москве. При награждении второй и третьей медалями Г. С. С. вручается особая грамота Президиума Верховного Совета СССР. На 1 сент. 1971 звание Г. С. С. присвоено 12 447 чел., в т. ч. 2 и более медалями "Золотая Звезда" награждено 126 чел. (из них 3- трижды Г. С. С и 1- Маршал Сов. Союза Г. К. Жуков- четырежды Г. С. С.); женщин -91 чел. Лишение звания Г. С. С. может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР.

ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, в СССР почётное звание, высшая степень отличия за исключит, достижения в хоз. и культурном строительстве. Учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 дек. 1938 ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1938, № 23). Присваивается Президиумом Верховного Совета СССР лицам, к-рые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли, науч. открытий и технич. изобретений со действовали подъёму нар. х-ва, культуры, науки, росту могущества и славы СССР. Г. С. Т. вручается высшая награда СССР - орден Ленина и выдаётся грамота Президиума Верховного Совета СССР. В целях особого отличия граждан, удостоенных звания Г. С. Т., Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1940 ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1940, № 14) учреждена золотая медаль "Серп и Молот", к-рая вручается одновременно с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР.

Г. С. Т., добившиеся новых исключит, достижений, награждаются второй медалью "Серп и Молот". В ознаменование трудовых подвигов дважды Г. С. Т. на родине героя сооружается его бронзовый бюст.

На 1 сент. 1971 звание Г. С. Т. присвоено 16 245 чел., в т. ч.: женщин 4497, 2 и более медалями "Серп и Молот" награждено 105 чел. (24 женщины). Лишение звания Г. С. Т. может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР.

ГЕРОЙ ТРУДА, звание, установленное ЦИК и СНК СССР 27 июля 1927. Присваивалось лицам, имевшим особые заслуги в области производства, науч. деятельности, гос. или обществ, службы и проработавшим в качестве рабочих или служащих не менее 35 лет. В связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР (27 дек. 1938) "Об установлении высшей степени отличия - звания Героя Социалистического Труда" присвоение