БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

онно-ионные насосы

ГЁТТИНГЕН (Gottingen), город в ФРГ, в земле Нижняя Саксония, на р. Лейне. 114 тыс. жит. (1969). Предприятия ме-таллообр., электротехнич. пром-сти, точной механики (приборы, инструменты, науч. аппаратура и др.) и оптики. Издательства и типографии. Крупный научный центр страны. Отделение АН. Университет (с 1737). Науч. об-во Макса Планка; аэродинамич. эспериментальный центр. Г. в средние века - важный центр сук-ноделия, чл. Ганзы (с 14 в.); приобрёл наибольшую известность как университетский город (см. Гёттингенский университет). Входил в состав Ганновера, вместе с к-рым в 1866 отошёл к Пруссии.

ГЁТТИНГЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Георга Августа, один из наиболее известных герм, университетов. Находится в ФРГ. Осн. в Гёттингене в 1737. Со 2-й пол. 18 в. стал центром рационалистич. философии, в конце 18 в. примкнул к неогуманизму, в нач.


19 в. являлся одним из очагов культурного и нац.-политич. движения. Благодаря деятельности известных профессоров (математика Г. Гаусса, историка Ф.Дальмана, филологов бр. Я. и В. Гримм, юриста Г. Гуго и др.) ведущее значение в ун-те приобрели историч., политич., естеств. и математич. науки. Г. у. был наиболее популярной высшей школой среди либерального дворянства не только Германии, но и других стран. Учиться в Г. у. приезжала дворянская молодежь из-за границы.

На почве недовольства реакц. политикой феод, властей в Г. у. неоднократно гроисходили студенческие волнения 1790, 1806, 1818). В 1837 в знак протеста против нарушения королём Эрнстом Августом ганноверской конституции ушли из Г. у. 7 наиболее видных профессоров, среди них были бр. Гримм, физик В. Beбep и др. Уход этой группы профессоров вызвал временный упадок ун-та. Во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. Г. у. снова занял одно из ведущих мест в области матемаич. и физич. наук. Здесь работали математики Б. Риман, Ф. Клейн, Д. Гильберт, Минковский и др. В период фашисткой диктатуры крупнейшие учёные покинули Г. у., и он утратил значение крупного учебного и науч. центра.

В 1970/71 уч. г. в состав ун-та входили Факультеты: теологический, юридич. и политич. наук, мед., философский, экономич. и социальных наук, естественно-математич., лесной, сельскохозяйственный. Обучалось ок. 11 тыс. студентов, аботало ок. 500 преподавателей. Б-ка н-та насчитывала (1970) ок. 2 млн. тт.

ГЕТТИСБЕРГ (Gettysburg), город в США, штат Пенсильвания), в районе которого
3 июля 1863 произошло сражение во время Гражданской войны в США 1861-65. В конце июня 1863 армия южан ж. 70 тыс. чел., 250 орудий) ген. P. Ли, обойдя армию северян с 3., вторглась Пенсильванию с целью овладения Baшингтоном. Армия северян (ок. 90 тыс. чел., 300 орудий) для прикрытия столицы двинулась от рубежа р. Потомак на С. к Г. и заняла оборону южнее Г. В течение 3 дней северяне отражали все
атаки южан и вынудили их к отступлению. Победа при Г. создала зрелом в войне в пользу северян.

ГETTO (итал. ghetto, getto), часть города, оделенная для проживания евреев, назв. "Г." появилось в 16 в. (по-видимому, от итал. ghetta - пушечная мастерская, около к-рой находился учрежденний в 1516 евр. квартал в Венеции), Но Г. существовали во мн. европ. ср.-век.
городах и ранее (наиболее известны Г. Франкфурте-на-Майне, Праге, Beнеции, Риме). Поселение евреев в Г., будучи первоначально одним из проявлений характерного для средневековья корпоративного строя, когда каждая профессион или религ. группа жила обособленно, 14-15 вв. стало принудительным, выход из Г. в ночное время не разрешался (на ночь ворота в Г. запирались). Внутри Г. жизнь регулировалась богатой верхушкой евр. общины и раввинатом. Г., представлявшие собой наследие средневековья, исчезли в 1-й пол. 19 в. (рим. Г. было окончательно уничтожено только в 1870). В царской России Г. не было. Лишь в неск. городах на терр., присоединённой к ней по разделам Польши (кон. 18 в.), до 1862 было ограничено право поселения евреев вне специальных евр. улиц.
В период 2-й мировой войны 1939-45 в ряде городов Вост. Европы, оккупированной фаш. Германией, нацистами были созданы Г., представлявшие собой по существу громадные концлагеря, в к-рых истреблялось евр. население. Вооруж. восстания узников Варшавского Г. (см. Варшавское восстание 1943), Белосток-ского Г. (авг. 1943) были частью нац.-освободит. борьбы антифаш. сил Польши.
Термин "Г." иногда употребляется для обозначения р-на города, в к-ром селятся дискриминированные нац. меньшинства (напр., "негритянское Г." в Нью-Йорке - Гарлем). С. Я. Боровой.

ГЕТТОН, Хаттон (Hutton) Джеймс (3.6.1726, Эдинбург,-26.3.1797, там же), шотландский натуралист-геолог. Основоположник плутонизма. Доказал интрузивное происхождение гранитов. В труде Теория Земли (1788) Г. изобразил историю Земли как бесконечное повторение циклов с периодич. сменой разрушения одних континентов и возникновения других; указал на сходство древних и совр. геол. процессов.

ГЁТЦЕ (Goetze) Альбрехт (р. 11.1.1897, Лейпциг), хеттолог и ассириолог. В 1930- 1933 проф. Марбургского ун-та. Спасаясь от преследований нацистов, переехал в 1933 в^Норвегию, а затем в США (с 1934 проф. Йельского ун-та). Г. опубл. хеттские ист. док-ты эпохи Нового царства, а также хеттские и аккадские юридич. и религ. тексты. Монография Г. Малая Азия- осн. работа по хеттской культуре. Г. одним из первых хеттологов исследовал роль хурритов в истории Хеттского царства в сер. 2-го тыс. до н. э. Занимался также вопросами урартологии.

Соч.: Das Hethiter-Reich, 2 Aufi., Lpz., 1929; Die Annalen des Mursilis, Lpz., 1933; Kleinasien, 2 Aufl., Munch., 1957 (библ.); Hethiter, Churriter und Assyrer, Oslo- Lpz., 1936 (библ.);The laws of Eshnun-na, New Haven, 1956.

ГЁТЫ (Getae), сев.-вост. фракийские племена, родственные дакам. К 1 в. до н. э. Г. заселяли терр. по обе стороны ниж. Дуная, от р. Осым на 3. до побережья Чёрного м. на В. Осн. занятием Г. было земледелие и скотоводство. В 60-х гг. 1 в. до н. э. Г., объединившись с даками, создали мощный военно-племенной союз во главе с вождём даков Беребистой. В 20-х гг. 1 в. до н. э. Г. были покорены Римом, но продолжали упорную освободит, войну, и только в 106 римский имп. Траян окончательно подчинил Г., а их терр. вошла в состав вновь образованной пров. Дакия.

Лит. см. при статьях Дакия и Даки.

ГЕФЕСТ, в др.-греч. мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры. По преданиям, мастерские Г., где он с помощью киклопов изготовлял драгоценное оружие и утварь для богов и героев (эгиду Афины, колесницу Гелиоса, щит Ахилла), находились в вулканич. местностях (на о. Лемнос, в Сицилии под Этной). Изображался широкоплечим и хромым. В до.-рим. мифологии Г. соответствовал Вулкан.

ГЕФНЕРА СВЕЧА, см. Хефнера свеча.

ГЁФФДИНГ, Хёфдинг (Hoffding), Харальд (11.3.1843, Копенгаген, - 2.7.1931, там же), датский философ-идеалист, историк философии. В 1883-1915 проф. Копенгагенского ун-та. Под влиянием историко-филос. метода Гегеля пытался рассматривать философию в её связи с наукой и сопоставить, на уровне теории познания, философов различных эпох (но в рамках Зап. Европы), считая их учения этапами развития единой мысли (История философии нового времени, 1894-95). Рассматривая в духе позитивизма филос. проблемы в связи с науч.-познавательными, Г. безуспешно пытался соединить принципы эмпиризма и позитивизма с основоположениями критич. философии Канта (Человеческое мышление, его формы и задачи, 1910). В качестве осн. филос. вопросов Г. утверждает четыре след, проблемы: природы сознания; правильности познания; природы бытия и, наконец, аксиологии. В психо-логич. исследованиях Г. пытался объединить интроспекционистские (см. Самонаблюдение) представления с идеями и методами дарвинизма в биологии: сознание трактовалось им как высшая форма био-логич. развития. Хотя Г. выделял в качестве особого фактора культурную историю человечества, центральным для него был принцип психологизма: взгляд на психологию как основу логики, этики и других наук, связанных с изучением человека, игнорирование зависимости процессов сознания от обществешю-историч. практики. В исследовании личности Г. большое значение придавал принципу психич. активности и в этой связи из трёх типов психич. элементов - познания, чувства и воли - главным считал волю. Положит, роль в истории психологии сыграла критика Г. взгляда на сознание как на совокупность самостоят, элементов - ощущений и представлений. Этому он противопоставил закон отношений: свойства отдельного психического элемента определяются совокупностью связей и отношений, в к-рые он включён.

Соч. в рус. пер.: Очерки психологии, основанной на опыте, М., 1896: О принципах этики, Одесса, 1898; ^Психологические основы логических суждений, М., 1908; Философия религии, 2 изд., СПБ, 1912; Философские проблемы, М., 1905.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Н a n s e n V., Harald H0ffding som Religionsfilosof, og andre Karakteristiker, Kbh.. 1923; Holm S., Filosofien i Norden efter 1900, Kbh., 1967. Ц. Г .Арзаканъян, М. Г. Ярошевский.

ГЁЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН, немецкий рыцарь; см. Берлихитен Гёц фон.

ГЕЧКО (Hecko) Франтишек (10.6.1905, дер. Сухая под Трнавой,-1.3.1960), словацкий писатель. Род. в семье крестьянина. Первый сб. стихов Переселенцы (1931) посвящён словац. крестьянам-эмигрантам. В романе Красное вино (1948) запечатлел жизнь словац. крестьянства 1-й трети 20 в. В романе Деревянная деревня (1951) отражены социалистич. перемены в деревне. 1-я ч. трилогии Святая тьма (1958) - сатира на клерикаль-но-фаш. режим в Словакии в годы 2-й мировой войны 1939-45. Для Г. характерны эпич. манера повествования, образная нар. речь, юмор.

Соч. в рус. пер.: Деревянная деревня, М., 1957; Красное вино, М., 1961; Святая тьма, М., 1961.

ГЕЧСАРАН, нефтепром. пункт на Ю.- 3. Ирана. Эксплуатация крупного месторождения ведётся т. н. Междунар. нефтяным консорциумом (компании США, англ., англо-гол л., франц.). По нефтепроводу нефть поступает на экспорт в порт на о. Харг в Персидском зал.

ГЕШВЕНД Фёдор Романович (1839, Гельсингфорс,-1890, Киев), русский инженер. По национальности швед. Г. одним из первых разработал технич. проекты реактивных двигателей. В 1886 вышла его книга Общее основание проекта применения реактивной работы пара к железнодорожным паровозам. В 1887 он описал проект реактивного самолёта и многосоплового реактивного двигателя в книге Общее основание устройства воздухоплавательного парохода.

Лит.: Рынин Н. А., Межпланетные сообщения, т. 2, в. 4, Л., 1929.

ГЕШОВ Иван Евстатиев (20.2.1849, Пловдив, -11.3. 1924), болгарский поли-тич. и гос. деятель, банкир, публицист. Окончил (1872) Манчестерский ун-т. В 1879 пред. Нар. собрания, в 1882 мин. финансов Вост. Румелии. С 1881 чл.-корр., с 1884 действит. чл., а в 1898-1923 пред. Болг. лит.-науч. об-ва (с 1911 Болг. АН). Мин. финансов Болгарии (1886, 1894-97). С 1901 лидер Народной партии. Возглавлял в 1911-13 коалиц. пр-во, был одним из создателей Балканского союза 1912. Сторонник русской внешнеполитич. ориентации Болгарии. Вследствие разногласий с царём Фердинандом Кобургом ушёл в отставку.

Соч.: Спомени: изъ години на борби и победи, София, 1916; Балканский союз. Воспоминания и документы, пер. с болг., П., 1915.

Лит.: Иван Евстатиев Гешов. Възгледи и дейность, София, 1926.

ГЕШОННЕК (Geschonneck) Эрвин (р. 27.12.1906, Берлин), немецкий актёр. Чл. Коммунистической партии Германии с 1929. В нач. 30-х гг. был актёром Политического театра под рук. Э. Пискато-ра. Первую роль в кино сыграл в антифашистском фильме Куле Вампе (1932). В 1933 эмигрировал в Сов. Союз, затем в Чехословакию. В 1939-45 был заключён в фашистский концлагерь. В 1945- 1949 актёр театра Каммершпиле (Гамбург), с 1949-Берлинер ансамбля. Роли: Матти, Полковой священник, Мясник (Господин Пунтила и его слуга Матти, Мамаша Кураж и её дети, Мать Брехта). Г.- один из ведущих актёров ГДР. Лучшие роли в кино: Ганс Карьянке (Капитан из Кёльна, 1956), комиссар интернациональной бригады Виттинг (Пять патронных гильз, 1959), полковник Эберсхаген (Совесть пробуждается, 1-5-я серии, 1961, телефильм), Вальтер Кремер (Голый среди волков, 1963), Калле Блюхер (Карбид и щавель, 1964), Старый шахтёр (Знамя Кривого Рога, 1967). В 1964 снят телефильм Актёр Эрвин Гешоннек. Нац. пр. ГДР (1954, 1960, 1961).

Лит.: С у л ь к и н М., Эрвин Гешоннек, М., 1967.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОЛГИЯ, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й пол. 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психич. явлений. Возникновение Г. связано с общим кризисом механистич. мировоззрения на рубеже 19-20 вв. и ассоциативной психологии как специфич. формы этого мировоззрения в психологич. науке. Термин чгештальт (нем. Gestalt -целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом качестве формы, привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространств, образа. В области философии наибольшее влияние на представителей Г. оказали системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутр. активности.

Непосредств. начало Г. положено проведённым М. Вертхеймером (Германия, 1912) исследованием т. н. стробоскопического движения (см. Стробоскопический эффект). Он же вместе с нем. психологами В. Кёлером и К. Коффкой основал в 1921 журнал Психологические исследования (Psychologische Forsc-hung)- орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретич. манифест. Первые экспериментальные исследования Г. посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (напр., соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, к-рое трактовалось как процесс последоват. применения различных структур видения (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в к-рой возникла задача. Согласно Г., в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решённой. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиоло-гич. и физич. гештальтов (Кёлер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

В дальнейших экспериментальных исследованиях мышления, чрезвычайно искусных в методич. плане (К. Дункер - Германия, Н. Майер - США и др.), была показана зависимость процессов мышления от используемых средств, обществ.-исторических по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов Г. и резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив её распад в предвоенные годы.

Ещё одно направление Г. посвящено изучению личности и связано с работами К. Левина (Германия, затем США) и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования (см. Топологическая психология).

Как целостная психологич