БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ременно вёл большую обществ, муз.-просветит, работу, выступал как дирижёр в рабочих клубах, частях Красной Армии и т.д. С 1928 жил за границей. В 1929-31 совершал концертную поездку по странам Европы и Америки, вынужден был прекратить её из-за болезни. Умер в Париже.

Г. - один из крупнейших рус. композиторов, продолжавших традиции "Могучей кучки" и Чайковского в кон. 19 - нач. 20 вв. Осн. место в его творчестве занимают жанры симфонич. музыки. Г. автор 8 симфоний. В них эпич. монументальность и яркий нар.-жанровый колорит соединяются с высоким конструктивным мастерством. Музыка Г. отличается теплотой, искренностью, ясностью и уравновешенностью эмоционального строя. Произведением зрелого мастера является светлая, мужественная и энергичная 5-я симфония (1895). К лучшим симфониям Г. принадлежат также 6-я (1896) и 8-я (1906), в к-рых звучат драматич. настроения и глубокое философское раздумье. Г. написал также ряд программных симфонич. произв., среди них наиболее популярны симфонич. поэма "Стенька Разин" (1885), воплотившая образы стихийного нар. бунтарства, и сюита "Из средних веков" (1902). Одно из лучших произв. Г. - концерт для скрипки с оркестром (1904), отличающийся яркой мелодич. выразительностью, блеском изложения. Широкой известностью пользуется его балет "Раймонда" (пост. 1898, Мариинский театр, Петербург). В нём Г. вслед за Чайковским шёл по пути симфонизации балетного жанра. Ему принадлежат также балеты "Барышня-служанка, или Испытание Дами-са" (пост. 1900, Эрмитажный театр, Петербург) и "Времена года" (пост. 1900, там же). Ценный вклад внёс композитор в рус. камерную музыку как автор 7 квартетов, 2 сонат и др. произв. для фп., романсов. Г. вместе с Римским-Кор-саковым завершил оперу Бородина "Князь Игорь", оставшуюся неоконченной после смерти автора, записал по памяти 2 части неоконченной 3-й симфонии Бородина, участвовал в редактировании произв. M.И. Глинки.

Соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, M., 1958.

Лит.: Оссовский А. В., А. К. Глазунов, [СПБ, 1907]; Беляев В., А. К. Глазунов. Материалы к его биографии, т. 1, ч. 1, П., 1922; Держано в-ский В., А. К. Глазунов, M., 1922; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 1 - 2, Л., 1959-60; Ганинa M., А. К. Глазунов. Жизнь и творчество, Л., 1961. Ю. В. Келдыш.

ГЛАЗУНОВ Василий Афанасьевич [20. 12.1895 (1.1.1896), д. Варваровка, ныне Саратовской обл., - 26.6. 1967, Москва], ген.-лейтенант (1944), дважды Герой Сов. Союза (19.3. 1944 и 6.4. 1945). Чл. КПСС с 1926. Род. в крест, семье. В армии с 1915, участвовал в 1-й мировой войне в чине рядового и младшего унтер-офицера. В Сов. Армии с июля 1918, участвовал в Гражд. войне в Туркестане, командовал взводом, ротой, батальоном. Окончил курсы "Выстрел" (1929), курсы усовершенствования начсостава (1941), курсы при Академии Генштаба (1950). Во время Великой Отечеств, войны участвовал в боях на Юго-Зап., 3-м Укр. и 1-м Белорус, фронтах, командовал воз д.-десантным корпусом (июнь - авг. 1941), возд.-десантными войсками (сент. 1941 - авг. 1943), был зам. командира корпуса, а с нояо. 1943 по сент. 1944 командиром 4-го гвардейского стрелкового корпуса. После войны командир соединения, ген.-инспектор возд.-десантных войск, пом. командующего войсками воен. округа. С 1954 в запасе. Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Красной Звезды и медалями.

ГЛАЗУНОВКА, посёлок гор. типа, центр Глазу новского р-на Орловской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Курск - Орёл, в 62 км к Ю.-В. от Орла. Консервно-овощесушильный з-д, маслозавод, кирпичный з-д, шпагатно-верёвоч-ная ф-ка. С.-х. техникум.

ГЛАЗУНОВЫ, владельцы книготорговой и издательской фирмы в Москве и Петербурге. Фирма была основана купцом Матвеем Петровичем Г. (1757-1830), открывшим книжные лавки в Москве (ок. 1782) и Петербурге (1783 - 1784), совладельцами к-рых стали его братья Иван и Василий. Наиболее известны из семьи: Иван Петрович Г. (1762-1831), к-рый в 1788 открыл свою книжную лавку в Петербурге, с 1790 начал издавать книги, а в 1803 основал собств. типографию (выпустил 178 изданий). Его сын Илья Иванович Г. (1786-1849) продолжил издательское дело отца, выпустив ок. 100 изданий. Сыновья последнего - Иван Г. (1826-89) и Константин Г. (1828-1914) выпустили в Петербурге неск. сот изданий. С 1890 петерб. фирму Г. возглавлял Илья Иванович Г. (1856-1913). За 100 лет (1803- 1903) типография Г. выпустила ок. 900 изданий, гл. обр. соч. классиков рус. лит-ры и учебники. Одно из крупнейших рус. издат. предприятий, фирма Г. просуществовала до кон. 1917.

Начиная с 60-х гг. 19 в. Г. привлекали к составлению книготорговых каталогов своей фирмы видных библиографов (П.А. Ефремова, В.И. Межова и др.). В каталогах отражён обширный книжный материал 2-й цол. 19 в., благодаря чему они сохраняют библиографич. значение до наст, времени.

ГЛАЗУРЬ (нем. Glasur, от Glas - стекло), стекловидное покрытие на керамике толщиной 0,15-0,3 мм, закреплённое обжигом. По хим. природе Г. представляют собой щелочные, щёлочноземельные и др. алюмосиликатные и алюмо-боросиликатные стёкла. Г. предохраняет керамич. изделия от загрязнения, действия кислот и щелочей, делает их водонепроницаемыми и придаёт изделиям декоративные свойства, соответствующие архитектурно-художеств. требованиям.

Керамические глазурованные изделия имеют тысячелетнюю историю. В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии Г. наносили на украшения (бусы, амулеты), предметы быта (гончарные изделия) и строит. материалы (плитки, кирпичи). Г. имела зеленовато-бирюзовые оттенки - подражание излюбленным в этот период изделиям из малахита и лазурита, позднее (ок. 2550 до н.э.) появляется Г. тёмно-синего цвета, близкого к индиго. Глазурованные изделия широко применялись в 10-13 вв. в Cp. Азии: таковы поливные глазурованные кирпичи небесно-голубого цвета для украшения куполов мавзолеев, медресе и мечетей. Белая матовая Г., заглушённая окисью олова, известная в Иране в 12-13 вв., впервые в Европе получена в 1438 итал. керамистом Лукой делла Роббиа. На основе окислов меди и железа созданы глазурные покрытия, отливающие металлич. блеском, т. н. люстры.

Во Франции Б. Палисси (1510-89) получил изделия с белыми и просвечивающимися цветными Г. В России в 16-17 вв. широкое распространение получают изразцы с полихромным покрытием. Их называли также поливой; зелёную поливу - муравой (т. н. муравленные изделия).

По темп-ре спекания Г. подразделяют на тугоплавкие (1100-135O0C) и легкоплавкие (900-11OO0C). Плавкость Г. зависит от состава и природы входящих в неё материалов. Различают Г. для фарфора (1132-142O0C), полуфарфора (1250-128O0C), фаянса (1100-118O0C), майолики (940-104O0C) и др. На кера-мич. изделия наносят также и др. тонкие покрытия из беложгущихся и цветных глинистых масс (ангобы). Глухие (непрозрачные) белые или окрашенные Г., применяемые в основном для покрытия металлических изделий, называются эмалями.

Хим. состав тугоплавких высокожгущихся Г., к-рые, как правило, наносятся на изделия в сыром виде, т. е. без предварит, сплавления (фриттования), обогащён кремнезёмом и глинозёмом за счёт щёлочноземельных окислов; в состав таких Г. входят кварц, каолин, глина, природные карбонаты двухвалентных металлов (доломит, мрамор и др.). В большинстве Г. содержится полевой шпат. Хим. состав легкоплавких низкожгущихся Г., к-рые обычно фриттуют, обогащён щелочными и щёлочноземельными окислами и борным ангидридом. Материалы для сплавления таких Г.: кварц, полевой шпат, бура или борная кислота, карбонат стронция, магнезит, доломит и др.

Сырые Г. готовят путём тонкого помола исходных материалов в шаровых мельницах совместно с добавкой пластичной глины для поддержания частиц стекла во взвешенном состоянии. Г. наносят на изделия в виде однородной суспензии. Г. окрашивают смешением с пигментами (непрозрачные покрытия) и сплавлением с красящими окислами (прозрачные покрытия). Для глушения используют соединения олова, циркония, титана и др. Существует много способов получения декоративных покрытий, напр, "кракле" (сетка трещин), "змеиная кожа" (сборка Г.), "кружева" (вспучивание Г.) и др. Возможна роспись одной Г. по другой, под-глазурная и надглазурная роспись красками и т.д. Г. наносят на высушенные изделия и затем подвергают "политому" обжигу (однократный обжиг) либо на предварительно обожжённые изделия (бисквитные) с последующим "политым> обжигом (двукратный обжиг).

Лит.: Орлов E. И., Глазури, эмали, керамические краски и массы, 3 изд., ч. 1 - 2, М.- Л., 1937-38; Барзаковский В. П., Дуброво С. К., Физико-химические свойства глазурей высоковольтного фарфора, М.- Л., 1953; Глазури, их производство и применение. [Сб. ст.], Рига, 1964; Носова 3. А., Циркониевые глазури, M., 1965; Штейнберг Ю. Г., Стронциевые глазури, 2 изд., Л.-М., 1967. Н.Я.Госин.

ГЛАЙД (от англ, glide - скольжение), краткий, неполный звук, возникающий при переходе от одного полного звука к другому, когда речевые органы стремятся занять новое положение, а голосовая щель остаётся открытой и выдох продолжается (напр., в рус. "воля" между "в" и "о"-[вуолуа]). Термином "Г." обозначают также неслоговую часть дифтонга.

ГЛАМОРГАНШИР (Glamorganshire), графство в Великобритании, в Уэльсе, у Бристольского зал. Пл. 2,1 тыс. км2. Нас. 1,2 млн. чел. (1968). Адм. ц.- г. Кардифф; другие наиболее важные города: Суонси, Мертир-Тидвил, Ронта, Порт-Толбот. В экономич. отношении Г.- самый развитой район Уэльса. В сев. части Г. расположен Южно-Уэльский угольный басе.; в прибрежных городах - крупное металлургич. произ-во.

ГЛАНДЫ (франц. glande, от лат. glans, род. падеж glandis - жёлудь), распространённое в общежитии назв. увеличенных нёбных миндалин.

ГЛАРЕАН, Глареанус (псевд.; наст, имя и фам. Генрих Лорис; Loris, Loritus, Loriti) (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус,-28.3.1563, Фрейбург), швейцарский учёный-гуманист, музыкальный теоретик, педагог. С 1506 учился в Кёльнском ун-те, с 1510 магистр иск-в. Преподавал в ун-тах Базеля (в 1514 и с 1522) и Парижа (1517-22). С 1529 профессор поэтики во Фрейбур-ге. Г. был широко образованным учёным. Его статьи о музыке оказали значит, влияние на развитие муз. теории и являются важным источником для совр. исследователей музыки. Гл. муз. трактат Г.- "Додекахордон" ("Двенадцати-струнник", 1547). Г. расширил ладовую систему, присоединив к 8 ср.-век. церк. ладам 4 новых лада. В установленной им ладовой системе он выделил 2 главных лада - ионийский (мажор) и эолийский (минор), получивших большое распространение в муз. практике (особенно народной), но не признававшихся консервативными музыкантами. Развил эту систему итал. композитор и муз. учёный эпохи Возрождения Дж. Царлино.

ГЛAPИСКИE АЛЬПЫ (Glarner Alpen), горный хребет в Зап. Альпах, в Швейцарии, между pp. Рейс и Рейн. Дл. с Ю.-З. на С.-В. около 80 км; с Ю. ограничен продольной долиной р. Передний Рейн. Вые. до 3620 м (г. Тёди). Сложен преим. мезо-кайнозойским флишем, частично - известняками. Осадков более 2000 мм в год. Ледники (Клариден, Грис и др.). Широколиств. и хвойные леса (бук, ель, пихта), выше 1800-1900 м - субальп. и альп. луга.

ГЛАС (старославянское слово, то же, что голос), 1) в византийском и римско-ка-толич. церк. пении различные диатонич. лады, каждый из к-рых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия. 2) В древнерус. церк. пении Г.- сумма различных диатонич. попевок в объёме трихордов и тетрахордов. Понятие господствующего и конечного тонов рус. Г. несвойственно, и различия между Г. рус. восьмигласия определяются входящими в них попевками, т. е. краткими мелодич. оборотами небольшого диапазона.

H. Д. Успенский.

ГЛАСБРЕННЕР (GlaBbrenner) Адольф (27.3.1810, Берлин,-25.9.1876, там же), немецкий писатель-сатирик. С нач. 30-х гг. ред. и издатель юмористич. и са-тирич. изданий; не раз подвергался репрессиям. Автор очерков, остроумных зарисовок нем. обывателей. В сб. "Запрещённые песни одного немецкого поэта" (1844, изд. анонимно в Швейцарии) и са-тирич. поэме "Новый Рейнеке-Лис" (1846) обличал дворянство, полицейские порядки, феод.-церк. реакцию. В годы Революции 1848 Г. отстаивал респ. позиции. Был выслан из Пруссии в 1850; вернувшись в Берлин (1858), продолжал журналистскую деятельность.

Соч.: Unsterblicher Volkswitz, hrsg. von К. Gysi und K. Bottcher, Bd 1-2, В., [1954]; Neuer Reineke Fuchs, [В.], 1957. С. В. Тураев.

ГЛАСИС (франц. glacis), пологая земляная насыпь впереди наружного рва крепости, долговременного сооружения или полевого укрепления. Г. возводили с целью улучшения обстрела впередилежащей местности, маскировки и защиты укрепления. В рус. крепостях гл. вал иногда делался гласисообразного профиля, что обеспечивало обстрел фронтальным огнём дна наружного рва. В совр. долговременных укреплениях Г. не применяется, в полевых укреплениях (окопы, траншеи) устраивается бруствер. В архитектуре - незастраиваемое пространство перед крепостью (впереди земляной насыпи или на её месте, если она уничтожена). В процессе развития города из крепости Г. превращается обычно в сад или площадь (напр., площади Адмиралтейская и Сенатская, ныне Декабристов, в Ленинграде на месте рвов и Г. Адмиралтейской верфи-крепости 18 в.).

ГЛАСНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА, демократический принцип суд. процесса, согласно к-рому суд. разбирательство уголовных и гражд. дел производится, как правило, в открытом для всех граждан суд. заседаний; печать, радио, телевидение и др. органы массовой информации вправе предать гласности как ход, так и результаты суд. разбирательства. В СССР принцип Г. с. закреплён в ст. 111 Конституции СССР, а также в Основах уголовного судопроизводства Союза CCP и союзных республик 1958 (ст. 12) и Основах гражд. судопроизводства Союза CCP и союзных республик 1961 (ст. 11). Закрытое суд. разбирательство ведётся лишь в тех случаях, когда это связано с охраной гос. тайны, а также в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (напр., по делам о половых преступлениях). Приговоры и решения суда во всех случаях провозглашаются публично. В воспитат. целях лица моложе 16 лет, если они не являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу, не допускаются в зал суд. заседания (ст. 262 УПК РСФСР). Гласным (открытым) является и рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях (см. Кассация, Надзор).

Г. с., но в более ограниченных пределах (с тем, чтобы не препятствовать раскрытию преступления), осуществляется и в стадии предварит, расследования. С разрешения следователя или прокурора данные предварит, следствия могут быть преданы гласности в том объёме, в каком они признают это возможным.

В социалистич. странах Г. с. содействует лучшему осуществлению воспитат. задач судопроизводства; является одной из гарантий контроля народа за деятельностью суда, прокуратуры и органов предварит, расследования; содействует пропаганде законов и укреплению законности; формирует убеждение в неотвратимости наказания; повышает ответственность судей, прокуроров, следователей. В СССР в целях расширения Г. с. суды практикуют рассмотрение дел, имеющих ва