| BR>
В развитии науч. исследований и подготовке кадров ведущая роль принадлежит Алжирскому университету и его филиалам в Оране и Константине. Подготовкой кадров заняты также Ин-ты политич. знаний, организации произ-ва, планирования, повышения квалификации при Алжирском ун-те.
Специалистов с высшим и средним образованием, владеющих технологией нефтехимич. синтеза, разведки нефтяных и газовых месторождений, выпускает центр нефти и текстиля в г. Бумердес.
Специалистов разных профилей готовят находящиеся в г. Алжир Нац. поли-технич. школа, Нац. школа педагогич. наук, Высшая школа журналистики, школы торговли, искусства, переводчиков, инженеров обществ, работ, Высшая нормальная школа, Школа технического образования, административная школа.
А. М. Траскунова.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В кон. 19 - нач. 20 вв. газеты и журналы издавались в А. колон, властями и организациями европ. меньшинства. Прогрессивная печать появляется в А. в сер. 30-х гг. 20 в. В 1937-55 и в 1962-65 выходила газ. "Альже репюбликен" ("А1-ger Republicain"). В 1956-64 выходила газ. "Эль-Муджахид" ("El Moudjahid").
Современная пресса А.: "Эль-Муджахид" ("El Moudjahid", с 1965) - ежедневная газета на франц. яз., орган правительства АНДР; тираж ок. 60 тыс. экз. (1967). "Аш-Шааб" - ежедневная газета на араб, яз., центр, правительств, газета; тираж ок. 15 тыс. экз. (1969). "Эль-Муджахид", с 1963 - еженедельная газета на араб, яз., орган партии ФНО; тираж ок. 10 тыс. экз. (1967). "Революсъон африкен" ("Revolution Africaine", с 1963) - еженедельник на франц. яз., орган партии ФНО; тираж ок. 60 тыс. экз. (1967); выходит нерегулярно. "Эль-Джейш" ("El Djeich", с 1963) - ежемесячный журнал на франц. яз. (выходит также на араб, яз.), орган политуправления Нац. Народной армии А."Революсьон э травай" ("Revolution et Travail") - двухнедельная газ. на франц. яз., орган ВС AT; до 1963 выходила под назв. "Уврие альжерьен"("L'Оuv'riеr algerien"); выходит нерегулярно. "Альжери-актюа-лите" ("Algerie-Actualite") - воскресная газета на франц. яз., фактически орган правительства. "Журналь оффисьель де ла Репюблик Альжерьенн Демократик э Попюлер" ("Journal Officiel de la Re-publique Algerienne Democratique et Populaire", с 1962) - вестник законов, декретов и распоряжений пр-ва АНДР.
Официальное информац. агентство АНДР - Альжери пресс-сервис (АПС). Создано в 1962 (г. Алжир).
Гос. радиовещательная и телевизионная компания - "Радио-телевизьон аль-жерьен" (РТА). Действует с 1962. Радиовещание (радиоцентры в гг. Алжир и Константина) ведётся по 3 программам на араб., кабильском и франц. языках, телевидение (телецентр в г. Алжир, одна программа) - на араб, и франц. языках. Ю. И. Белъский.
XIII. Литература
Алжирская литература - литература алж. народа на араб., кабильском и франц. языках.
Литература на арабском и кабильском языках. Самобытная лит-pa А. зародилась в эпоху борьбы против исп. экспансии нач. 16 в. и против тур. господства 16-18 вв. Оскорблённое патриотич. чувство - одна из гл. тем лит-ры А. этого периода (элегии Ибн Амсаиба, нар. песни). В 19 в. лит-pa А. отразила процесс начавшегося формирования алж. нации, ещё не вырвавшейся из пут феодализма, но уже попавшей в оковы франц. колониализма. Развивается устное нар. творчество: волшебные сказки, историч. легенды, эпич. сказания, песни, импровизации. Близка по духу нар. песням патриотич. поэзия Абд аль-Кадира, элегии Сайда Абдаллаха, Эль Хаджа Мухаммеда Башира, поэзия воина-меддаха Мухаммеда Белькаира. Талант лирика и дар проповедника сочетал Си Моханд - поэт Кабилии. Каддур бен Хлафа сочинял элегии и сатиры. Возмущение колониализмом выразили писатели Мухаммед Бен Шенеб, Абд аль-Халим Бен Смайя.
В 20 в. как просветители выступили: Абу аль-Якдан, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси, Мулуд аль-Хафиди, Тайеб аль-Укби; развивалась патриотич. лирика: Мухаммед аль-Аид, Мухаммед аль-Лаккани, Ахмед Катиб, Мухаммед ас-Сайд аз-Захири. Рождалась сатира на франц. колонизаторов. В 1928 впервые на араб. яз. увидел свет сб. "Сокровища народной религиозной поэзии".
Драматургия на араб. лит. яз. просветительского (пьеса Али Шарифа Тахара "Исцеление после испытания", пост. 1921) и патриотического (анонимная пьеса "За родину", пост. 1922) характера не встретила отклика у зрителя. Успех сопутствовал драматургии на алж. нар. диалекте араб, разговорного языка (фарс Аллалу и Дахмуна "Джеха", пост. 1926). Кастовые предрассудки и колон, гнёт изобличали в пьесах и фарсах Рашид Ксентини и Бахтарзи Махиддин; в новеллах - Ахмед Ашур, Шариф аль-Хусейни, Зухур Ванис, Абд аль-Маджид аш-Шафии, Абд аль-Вахид Ибрахим. В защиту женщины написан Ахмедом Рида-Хуху роман "Девушка из Мекки" (1947). Тема героич. борьбы народа за своё будущее - ведущая в драмах Мустафы аль-Ашрафа и Абдаллаха Накли. Реквием в честь павших звучит в цикле стихов Абу аль-Касима Саадалла "Победа Алжиру!" (1957, рус. пер. 1961). В тексте нац. гимна, написанном Муфди Закария, первоначально (1936) был выражен религ. фанатизм; 2-я редакция гимна (1957-58) проникнута революц. пафосом.
Литература на французском языке. На пути к худож. зрелости и самобытности формирующаяся лит-pa на франц. яз. в 20-е гг. 20 в. не миновала бытописатель-ства (романы Хаджа Хамму Абд аль-Кадира "Зохра...", 1926, и Мухаммеда Ульд Шейха "Мириам...", 1926), а в 30-е гг.- философско-романтич. исканий (кн. стихов Ж. Амруша "Прах", 1934, и его поз.ча "Сокровенная звезда", 1937). Пробуждение нац. самосознания накануне и после 2-й мировой войны выразили алж. писатели: Жан Амруш в своей антологии "Берберские песни Кабилии" (1939) и в проповеди "Бессмертный Югурта" (1946); Аит Джафер в поэме "Песня нищих арабов Касбы" (1951); Мустафа Лашраф в сб. стихов "Отплытия" (1952); Маргерит Таос в повести "Чёрный гиацинт" (1947). Высокого-уровня лит-pa А. достигла в реалистич. трилогии "Алжир" Мухаммеда Диба, дилогии Мулу да Ферауна "Земля и кровь" (1953, рус. пер. 1965), "Трудный путь" (1957) и его "Дневнике" (1962), романах Мулуда Маммери"Забытый холм" (1952, рус. пер. 1966) и "Когда спит справедливость" (1955, рус. пер. 1960). Жан Пелегри - автор романа "Оливковые ветви справедливости" (1959), Ясин Катеб-создатель романов "Неджма" (1956), "Звездный полигон" (1966) и драматич. тетралогии "Кольцо репрессий" (1955-59), Анри Креа - трагедии "Землетрясение" (1958). Хосин Бухазер написал драму "Солнце не упрячешь за решетку" (1960). Духовное и политич. прозрение женщины-мусульманки - в центре романов "Жажда" (1957), "Нетерпеливые" (1958), "Дети нового мира" (1962), "Наивные жаворонки" (1967) писательницы Асии Джеббар. Умирание слепой религ. веры освещается в романе Мурада Бурбуна "Вершина дрока"-(1962, рус. пер. 1966), в творчестве Мале-ка Хаддада, автора стихов, а также романов "Последнее впечатление" (1958; в рус. пер.- "Последний отпечаток", 1962), "Набережная цветов не отвечает " (1961). Поэты М. Диб, Башир Хадж Али, Жан Сенак, Буалем Хальфа, Жан Амруш, А. Креа в своей лирике выразили духовную силу и правоту восставшего народа. В лит-ре А. проявили себя критик Садек Хаджерес, поэт Мустафа Лашраф, прозаик Малек Уари, драматург Дже-люль Ахмед. В поток лит-ры вливаются свидетельства патриотов о пытках во-франц. тюрьмах во время нац.-освободит, войны алж. народа против франц. колонизаторов: книги "Гангрена" (1959) и "Вам рассказывает алжирец" (1960) Мезиана Нуреддина; книги "Допрос под пыткой" (1958, рус. пер. 1958) и "Бойцы в плену" (1961, рус. пер. 1962) Анри Аллега.
Завоевание независимости в 1962 открывает новую эпоху в лит-ре А. Писатели свободного А. осмысляют минувший период борьбы: Нордин Тидафи в лирич. сб. "Родина навеки" (1962), Ж.Сенак в поэтич. гимне"Чистым героями" (1962), Мессаур Булануар в лирич. хронике "Непреоборимая сила" (1963), Анна Греки в поэтич. исповеди "Алжир, столица - Алжир" (1963), А. Креа в стихотв. цикле "Заговор равных" (1964), Каддур М' Хамсаджи в повести "Молчание мертвых" (1963), М. Диб в цикле новелл "Талисман" (1966) и в романе "Танец короля"- (1968), X. Бухазер в романе "Пять пальцев дня" (1967). М. Маммери в романе "Опиум и дубинка" (1965, рус. пер. 1967) соединил жанры героич. эпоса и интеллектуального романа. А. Бенцин опубликовал "Походный дневник" (1965, рус. пер. 1968), А. Греки-кн. стихов "Суровые времена" (1966), Б. Хадж Али-цикл стихов "Песни сентябрьских ночей" (1966), Д. Макнаши -сб. стихов "Солнечная пыль" (1967), Ж. Пелегри-символико-аллегорич. роман "Памятники потопа" (1967), М. Бурбун-роман "Муэдзин" (1968). М. Таос переложила на франц. яз. в своей книге "Волшебное зерно" (1966) берберские сказки, песни и пословицы Кабилии. 28 октября 1963 основан Союз писателей А. В мае 1964 увидел свет первый номер лит. журнала "Новамбр" ("Novembre"-"Ноябрь"). Вышли поэтическая антология "Алжирский диван" (1968, сост. Ж. Леви-Валенси, Ж. Э. Беншейх), автобиографическое повествование Ф. А. М. Амруш "История моей жизни" (написана 1946, опубл. 1968) и "Письма друзьям" (1969, посмертно) М. Ферауна.
Дом правительства в г. Алжир. 1930. Арх. Ж. Гьошен в О. и Г. Перре.
Школа в Бен-Акнуне. 1950-е гг. Арх. П. Эмери и Л. Мнкель.
Рынок в г. Сиди-Бель-Аббес. 1955. Арх. М.Ж.Мори, инж. Пельнар и Како.
Дворец наций близ г. Алжир. 1965. Египетский арх. М. Муса. Внутренний двор.
Публ. в рус. пер.: Из африканской лирики. Пер. М. Курганцева. М., 1967.
Лит.: Культура современного Алжира. Сб. ст., пер. с франц., М., 1961; La poesie algerienne de 1830 a nos jours, P.-La Haye, 1963; Anthologie des ecrivains Mashrebins d'expression francaise, P., [1965]; К h a t i b i A., Le roman maghrebin. P., 1968: M a rain e г i M., Les isfras du poete Si Mohand, P., 1969; Bibliographic de la litterature Nord-Africaine d'expression francaise, 1945-1962, par J. Arnaud, A. Khatibi, J. Dejeux, A. Roth, P. - La Haye. 1965. В. П. Балашов.
XIV. Архитектура, прикладное и изобразительное искусство
На терр. А. открыты наскальные изображения животных, людей, сцен охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аожер и др.), восходящие к неолиту. В прибрежных районах сохранились остатки городов финикийского, рим. и визант. времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад, Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (обществ, бань), триумфальных арок, акведуков, жилых домов, базилик, крепостей. Найдены произведения скульптуры и мозаики с ми-фологич. и бытовыми сценами.
Ср.-век. города А. с узкими извилистыми улицами, окружённые крепостной стеной, включали цитадель ("касба"), многочисл. мечети, медресе, бани, рынки, дворцы (напр., дворцовый комплекс в Кала-Бени-Хаммаде, Ив.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12-13 вв.-Тлемсен (сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами подковообразных арок на поперечные нефы, и квадратные в плане башни-минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Юж. Испания): здания украшены тонкой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой штукатурке), сталактитами, глазурованными плитками. От 16 -18 вв. в гг. Алжир, Константина сохранились богатые дворцы и виллы тур. наместников (в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые гор. дома преим. 2-3-этажные, с плоскими крышами и замкнутыми двориками; в тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные консоли. В селениях - дома из глины и сырца, б. ч. с плоскими крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в нек-рых сахарских поселениях (напр., Эль-Уэд) - своды купола. С 1930-х гг. в г. Алжир, в Оране, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся многоэтажные жилые, административные, деловые здания, роскошные виллы и особняки (франц. арх..П.А.Эмери. Б. Зерфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.). После освобождения А. особое внимание уделяется жилищному и школьному стр-ву (группа арх. А. Коппа).
Город Гардая. Общий вид.
Прикладное иск-во А. 19-20 вв., как и в ср. века, представлено изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравиров. узором, ювелирные изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями из кожи. Нар. искусство сельского населения сохраняет традиционные геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная - в коврах, жёлто-красная - в керамике); в произведениях гор. ремесленников, испытавших воздействие тур. иск-ва, преобладают многоцветные растит, узоры - извивающиеся побеги, цветы, листья. В. Л. Воронина.
Мечеть Сиди бель Хасана в Тлемсене. Конец 13 в. Резная стена михраба.
Изобразительное иск-во в А. 19 - нач. 20 вв. было представлено работами франц. художников. В 20-30-х гг. 20 в. появляются художники-алжирцы - бр. Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем. В 1960-е гг. в А. работает ок. 60 художников, к-рые объединены в Нац. союз алж. художников. К мастерам реалистич. направления, отражающим в своих произведениях борьбу за освобождение и жизнь алж. народа, относятся живописцы и графики X. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен, И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов - Ш. Месли, М. Хадда.
Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного иск-ва готовит Нац. школа архитектуры и изящных иск-в в г. Алжир (осн. в 1881).
Л. И. Валовая.
Лит.: Лот А., В поисках фресок Тасси-ли, пер. с франц., М., 1962; Маrсais G., Algerie medievale, P., [1957]; Leschi L., Algerie antique, P., [1952]; Dans la lumiere des cites arricaines, [v. 1] - Afrique du Nord, P., [1956]; Golvin L., Les arts populaires d'Algerie, t. 1 - 5, [P.], 1949 - 1955; Yelles B. et Maisonseul J. de, Tendances de la peinture alge-rienne contemporaine, "Afrique", P., 1964, aout, № 37; Les jeunes peintres algeriens, "Revolution africaine", Alger, 1967, № 207.
Илл. см. на вклейках, табл. XXXII, XXXIII, XXXIV.
XV. Музыка, театр и кино
Музыка. С древнейших времён нар. муз. иск-во существовало у кочевых и оседлых племён А. и передавалось из поколения в поколение. Фольклорная вокальная музыка - преимущественно монодическая, основана на семиступенных звукорядах, обладает ритмич. многообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это иск-во испытало влияние древнегреческой, затем римской и ср.-век. христ. музыки. Со времени завоевания А. арабами (7 в.) и особенно с 10 в. большое распространение получила муз. культура мавританской Андалусии, с 16 в.- военная тур. музыка. Вместе с тем, в средние века в А. были созданы местные муз. формы. Самая популярная из них - нуоа, представляет собой сюиту, в к-рой чередуются песенные (соло или унисонный хор) и инструмент, номера. Нубы различаются по ладам. С древних времён популярны нубы: сика, зидан, мезмум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Многие мелодии требуют от исполнителя высокого мастерства. Среди алж. муз. инструментов - ребаб (смычковый), уд (лютня), канун (род цитры), госба (флейта), тоел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в нац. оркестр.
В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в. возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем к-рого стал исполнитель и композит |